Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе
1.1. Проблема социально-психологической адаптации к школе в психолого-педагогической литературе………………………………....7
1.2. Причины и факторы, способствующие социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села……………………………………………………….....15
1.3. Социально-педагогические возможности успешной социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села…………………………………………………………...30
Вывод по 1 главе……………………………………………………………….40
Глава 2. Социально-педагогическая помощь по оптимизации адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях сельской школы
2.1 Методы и процедуры изучения адаптации младших школьников к обучению в школе…………………………………………….. …………….…43
2.2 Программа социально-педагогической помощи школьникам в адаптации к обучению в школе в условиях села………………………………..……………………………………………...
2.3 Реализация программы социально-педагогической помощи школьникам в адаптации к обучению в школе в условиях села……………..
Вывод по 2 главе………………………………………………………………...57
Заключение………………………………………………………………………59
Литература……………………………………………………………………….61

Файлы: 1 файл

измененная курсовая.doc

— 556.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 8 Уровень мотивации учеников

 

Как видно на Рис.8 процент высокого уровня школьной мотивации в экспериментальной  группе после проведения программы  составляет 38%, что на 8% выше, чем  в контрольной группе(30%), хорошая  школьная мотивация в экспериментальной группе увеличилась на 2%. Таким образом, можно сказать, что у большинства учащихся после проведения социально-педагогической программы  возросла положительная школьная мотивация.

На Рис.9 представлены результаты анкетирования родителей  контрольной группы и экспериментальной после проведения программы.

Как мы видим  на Рис.9 результаты контрольной группы отличаются от результатов экспериментальной  группы в среднем на 3,4%, что говорит  об улучшении результатов диагностики и динамике адаптации к обучению у младших школьников.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что  социально-педагогическая программа  адаптации школьников к обучению в условиях сельской школы является эффективной, не смотря на незначительные изменения результатов диагностик.

 

Выводы  по главе 2

Исследование  социально-психологической адаптации  младших школьников к обучению в  условиях сельской школы проводилось  в пять этапов: на первом этапе определялся объект, предмет, задачи исследования, подбирались адекватные методы; на втором — осуществлялась психологическая диагностика младших школьников; на третьем — на основе результатов исследования разрабатывалась социально-педагогическая программа по оптимизации  адаптации младших школьников к обучению в условиях сельской школы; на четвертом этапе – проводилась социально-педагогическая программа, направленная на успешную адаптацию младших школьников к школе; на пятом – проводилась повторная диагностика с целью выявления эффективности социально-педагогической программы.

 Объект диагностики  - младшие школьники (7 - 8 лет), обучающиеся  в МБОУ Гагинская СОШ в 1 классе. В группу, в которой проводилось исследование, вошли 20 человек, 11 девочек и 9 мальчиков. Учащиеся случайным образом были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. В состав контрольной группы вошли 10 учащихся: 6 девочек и 4 мальчика, а в экспериментальной группе – 5 девочек и 5 мальчиков.

 Эмпирическое  исследование учащихся в целях  определения  особенностей социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в условиях сельской школы проводилось с помощью ряда методик: опросника «Чувства в школе», «Анкета для определения школьной мотивации учащихся» и «Анкета для определения школьной мотивации учащихся» и «Анкета для родителей учащихся первых классов».

Выбранный психодиагностический инструментарий является  достаточно эффективным как экспресс-диагностика, то есть за короткое время они могут  дать важную информацию о ребенке, которая  помогает вовремя выявить неуспешность в социально-психологической адаптации к обучению младшего школьника.

В результате проведенного диагностического исследования были выявлены такие трудности как наличие  страха, обиды и негативного отношения  к школе. Наиболее часто встречающихся  признаков дезадаптации выделены нежелание ходить в школу, плохой сон, необходимость напоминать про домашние задания. На основе полученных диагностических данных была разработана программа социально-педагогической помощи младшим школьникам в адаптации к обучению в условиях сельской школы.

После того, как  нами была проведена программа социально-педагогической помощи младшим школьникам в адаптации  к обучению в условиях сельской школы  произошли некоторые изменения  в экспериментальной группе –  уровень учебной мотивации увеличился, школьники не боятся хоть в школу, снизился уровень страха перед обучением, в то время, результаты контрольной группы практически не изменились.

Таким образом, выделенные психологические особенности  можно корректировать с помощью  программы, что пожжет младшим школьникам успешно адаптироваться  к обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Начало школьного  обучения является для каждого ребенка  сильным стрессом. У части детей  нарушается сон, аппетит, появляется интерес  к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается.

Перед началом  исследования была поставлена цель: изучить возможности успешной адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села.

С помощью методик  диагностики уровня социально-психологической дезадаптации младших школьников подтвердилась выдвинутая и в начале гипотеза своевременная диагностика особенностей социально-психологической адаптации первоклассников к школе позволила разработать программу социально-педагогической помощи младшим школьникам в адаптации к обучению в условиях сельской школы.

В ходе выполнения курсовой работы были решены задачи, поставленные в начале исследования: рассмотрена проблема социально-психологической адаптации к школе в психолого- педагогической литературе, изучены особенности социально-психологической адаптации младших школьников в школе в школе в условиях села, разработана программа социально-психологической помощи первоклассникам в адаптации к школе, достигнута цель исследования.

Таким образом, теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты теоретические представления о проблеме социально-психологической адаптации к школе в психолого-педагогической литературе, выявлены причины и факторы, способствующие социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села, выявлены социально-психологические возможности успешной социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что  разработана программа социально-психологической помощи младшим школьникам в адаптации к обучению в условиях села, которая может быть использована во всех общеобразовательных учреждениях. Кроме этого, результаты исследования могут быть использованы на спецсеминарах и спецкурсах, в педагогических вузах по подготовке педагогов-психологов, социальных педагогов, а также в институтах усовершенствования учителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-ий центр "Академия", Раритет. - 2001. - 704 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. - М.: Аспект-Пресс, 2003.-357с.
  3. Асмолов Л.Б. Психология личности. Учебное пособие. М.: Издат. МГУ, 2000.-456с.
  4. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях.\ Педагогика и психология.-2008. №10. С.36-38.
  5. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2005.-478с.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008.-398с.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004.-378с.
  8. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии, СПб: Речь, 2001.-396с.
  9. Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. М, 2002.-390с.
  10. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, Деловая книга, 2000.-479с.
  11. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов - на - Дону, 2003.-368с.
  12. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 2007.-358с.
  13. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 2005. -174с.
  14. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: София, 2008-209с.
  15. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Просвящение, 2000 -179с.
  16. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Маяк, 2001.-357с.
  17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 2005.-357с.
  18. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 372с.
  19. Микадзе Ю.В. Феномен успеваемости учащихся средних классов. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно- Уральское книжное издательство,- 2008. - 240с.
  20. Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2006.-368с.
  21. Немов Р.С. Психология в 3-х Т. - М.: Просвещение, 2005.-347с.
  22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России. - 2001.-368с.
  23. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240с.
  24. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 2003.-394с.
  25. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: София, 2008 - 378с.
  26. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М.: 2004.-360с.
  27. Практикум по возрастной психологии. Учеб. пособие под ред. Головей Л.А.. Рыбалко Е.Ф. - СПб.: Речь, 2002.-480с.
  28. Практическая психология образов<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; text-decoration: non

Информация о работе Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе