Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа
Актуальность. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе
1.1. Проблема социально-психологической адаптации к школе в психолого-педагогической литературе………………………………....7
1.2. Причины и факторы, способствующие социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села……………………………………………………….....15
1.3. Социально-педагогические возможности успешной социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села…………………………………………………………...30
Вывод по 1 главе……………………………………………………………….40
Глава 2. Социально-педагогическая помощь по оптимизации адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях сельской школы
2.1 Методы и процедуры изучения адаптации младших школьников к обучению в школе…………………………………………….. …………….…43
2.2 Программа социально-педагогической помощи школьникам в адаптации к обучению в школе в условиях села………………………………..……………………………………………...
2.3 Реализация программы социально-педагогической помощи школьникам в адаптации к обучению в школе в условиях села……………..
Вывод по 2 главе………………………………………………………………...57
Заключение………………………………………………………………………59
Литература……………………………………………………………………….61
Рис. 8 Уровень мотивации учеников
Как видно на Рис.8 процент высокого уровня школьной мотивации в экспериментальной группе после проведения программы составляет 38%, что на 8% выше, чем в контрольной группе(30%), хорошая школьная мотивация в экспериментальной группе увеличилась на 2%. Таким образом, можно сказать, что у большинства учащихся после проведения социально-педагогической программы возросла положительная школьная мотивация.
На Рис.9 представлены результаты анкетирования родителей контрольной группы и экспериментальной после проведения программы.
Как мы видим
на Рис.9 результаты контрольной группы
отличаются от результатов экспериментальной
группы в среднем на 3,4%, что говорит
об улучшении результатов диагност
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что социально-педагогическая программа адаптации школьников к обучению в условиях сельской школы является эффективной, не смотря на незначительные изменения результатов диагностик.
Выводы по главе 2
Исследование
социально-психологической
Объект диагностики - младшие школьники (7 - 8 лет), обучающиеся в МБОУ Гагинская СОШ в 1 классе. В группу, в которой проводилось исследование, вошли 20 человек, 11 девочек и 9 мальчиков. Учащиеся случайным образом были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. В состав контрольной группы вошли 10 учащихся: 6 девочек и 4 мальчика, а в экспериментальной группе – 5 девочек и 5 мальчиков.
Эмпирическое
исследование учащихся в целях
определения особенностей
Выбранный психодиагностический
инструментарий является достаточно
эффективным как экспресс-
В результате проведенного диагностического исследования были выявлены такие трудности как наличие страха, обиды и негативного отношения к школе. Наиболее часто встречающихся признаков дезадаптации выделены нежелание ходить в школу, плохой сон, необходимость напоминать про домашние задания. На основе полученных диагностических данных была разработана программа социально-педагогической помощи младшим школьникам в адаптации к обучению в условиях сельской школы.
После того, как
нами была проведена программа социально-
Таким образом, выделенные психологические особенности можно корректировать с помощью программы, что пожжет младшим школьникам успешно адаптироваться к обучению в школе.
Заключение
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается.
Перед началом исследования была поставлена цель: изучить возможности успешной адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села.
С помощью методик диагностики уровня социально-психологической дезадаптации младших школьников подтвердилась выдвинутая и в начале гипотеза своевременная диагностика особенностей социально-психологической адаптации первоклассников к школе позволила разработать программу социально-педагогической помощи младшим школьникам в адаптации к обучению в условиях сельской школы.
В ходе выполнения курсовой работы были решены задачи, поставленные в начале исследования: рассмотрена проблема социально-психологической адаптации к школе в психолого- педагогической литературе, изучены особенности социально-психологической адаптации младших школьников в школе в школе в условиях села, разработана программа социально-психологической помощи первоклассникам в адаптации к школе, достигнута цель исследования.
Таким образом, теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты теоретические представления о проблеме социально-психологической адаптации к школе в психолого-педагогической литературе, выявлены причины и факторы, способствующие социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села, выявлены социально-психологические возможности успешной социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа социально-психологической помощи младшим школьникам в адаптации к обучению в условиях села, которая может быть использована во всех общеобразовательных учреждениях. Кроме этого, результаты исследования могут быть использованы на спецсеминарах и спецкурсах, в педагогических вузах по подготовке педагогов-психологов, социальных педагогов, а также в институтах усовершенствования учителей.
Литература.