Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе
1.1. Проблема социально-психологической адаптации к школе в психолого-педагогической литературе………………………………....7
1.2. Причины и факторы, способствующие социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села……………………………………………………….....15
1.3. Социально-педагогические возможности успешной социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села…………………………………………………………...30
Вывод по 1 главе……………………………………………………………….40
Глава 2. Социально-педагогическая помощь по оптимизации адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях сельской школы
2.1 Методы и процедуры изучения адаптации младших школьников к обучению в школе…………………………………………….. …………….…43
2.2 Программа социально-педагогической помощи школьникам в адаптации к обучению в школе в условиях села………………………………..……………………………………………...
2.3 Реализация программы социально-педагогической помощи школьникам в адаптации к обучению в школе в условиях села……………..
Вывод по 2 главе………………………………………………………………...57
Заключение………………………………………………………………………59
Литература……………………………………………………………………….61

Файлы: 1 файл

измененная курсовая.doc

— 556.00 Кб (Скачать файл)

Младшие школьники  очень эмоциональны. Эмоциональность  проявляется, во-первых, в том, что  их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешние проявления, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами все больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Начало школьного  обучения практически совпадает  с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. Это означает, что кардинальное изменение  в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функции организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

Начало обучения в школе ведет к коренному  изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями[43,с 63]

Ведущей в младшем  школьном возрасте становится учебная  деятельность. Она определяет важнейшие  изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

—  качественно  новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

—  рефлексия, анализ, внутренний план действий;

—  развитие нового познавательного отношения  к действительности;

— ориентация на группу сверстников.

Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка[43,с 78].

Младший школьный возраст является наиболее ответственным  этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода оп-ределяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ре-бенка.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим  характером учебной деятельности и  являются во многом определяющими для  последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка[4,с 32]

 Младшим  школьникам предстоит очень важный  момент в их жизни - переход  в среднее звено школы. Этот  переход заслуживает самого серьезного  внимания. Это связано с тем,  что коренным образом изменяет  условия учения. Новые условия  предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также к степени сформированное у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

Однако уровень  развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Задача преподавателя  начального звена и родителей  заключается в знании и учете  психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.

По статистическим данным, в сельских школах как самом  массовом образовательном учреждении «обучается 40% всего контингента школьников страны, 70% школ на селе - малочисленные». Эта статистика актуальна и для Нижегородской  области

Сельской малочисленной  школой (СМШ) является образовательное  учреждение, которое расположено  в сельской местности (удаленность от культурных и научных центров), где обучается менее 100 учащихся(малочисленность ученического коллектива), один учитель преподает несколько образовательных предметов (многопредметность педагогической деятельности), в классе в среднем от 2 до 10 детей, отсутствуют параллели. Это начальные, основные, иногда средние школы.

Характеризуя  сельскую школу, сегодня следует  иметь в виду следующие общие  тенденции:

• уменьшение рождаемости, приводящее к сокращению числа учащихся и переходу ряда школ из полнокомплектных в разряд малочисленных, что ведет к сокращению кадров и необходимости вносить изменения в формы и методы образования;

• принятие сельской школой на себя дополнительных функций – экономической, социальной и моральной защиты детей;

• усиление влияния школы на сохранение и развитие села и, в свою очередь, усиление влияния состояния местного производства на судьбу сельской школы.

В прямой зависимости  от деятельности образовательного учреждения находится решение многих вопросов жизни на селе, где школа часто становится единственным интеллектуально-культурным центром. Возрастает роль взаимодействия руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений с администрацией на уровне местного самоуправления. Сельские образовательные учреждения стремятся работать в тесном контакте с сельскохозяйственными предприятиями и объединениями фермеров. Школы становятся действенными центрами возрождения, сохранения, развития  культуры и традиций села [6,с81].

В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым. Удаленность от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная отгороженность делают это взаимодействие особенно активным, а влияние друг на друга более существенным.

Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса.

Специфика сельского  социума проявляется в следующем.

1. Социокультурная  среда села более консервативна, устойчива  и традиционна.  Вследствие этого родители,  односельчане имеют большое  влияние на  воспитание детей, не учитывать которое в процессе обучения и воспитания было бы ошибочно.

2.  На  селе  в  более значительной степени,  чем в городе, сохранились целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, трепетное отношение  к  Родине и природе.  Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В  таких условиях у детей значительно раньше формируются уважение к семейным традициям,  почитание старших,  уважение к людям труда, чувство взаимопомощи.

3. Опыт общения  детей ограничен численностью, но  отличается углубленностью,  детальным  знанием окружающих людей. Опыт  старших поколений передается  с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.

4.  В условиях  отсутствия профессионального искусства   интенсивнее развивается народное  искусство. Сельская школа, объединяя  интеллигенцию, может стать   и  реально  становится  не  только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика  его жителей.

5. На селе  до сих пор сохраняется более  низкий уровень образования сельского   населения и, следовательно,  более   низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка.  Это  сказывается  на  развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию.  В повышении уровня общего развития сельских школьников большую роль играет изменение  образовательного уровня родителей и усиление роли средств массовой информации – печати,  кино, телевидения, видео, радио.

6. На селе  ограничены  возможности для самообразования  и самостоятельного культурного  роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации,  обмена опытом, культурного роста также ограничены.

7. Сельская  природная  среда  естественна  и приближена к людям. Она  включена в жизнь и  быт   людей.  Сельский  школьник воспринимает  природу  как естественную  среду собственного обитания. Поэтому для сельских школьников столь  важно  овладеть основами экологической  культуры и природосберегающего хозяйствования.

Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают  существенное влияние на формирование личности ребенка. Сельский образ жизни объективно существует на протяжении уже нескольких веков. В то же время современная социальная ситуация и, прежде всего, урбанизация привели к образованию поселений нового типа, который рядом исследователей (в частности, А.А. Андреевым) называется  «квазиурбанистическим» и проявляется в активном освоении жителями села городской культуры и соответствующего образа жизни.

В настоящее  время в таких селах практически  отсутствуют традиционные ремесла  и так называемые народные промыслы. Изменилась и роль крестьянина, который выполняет роль не хозяина, а наемного работника, что, безусловно, отрицательно влияет на его самооценку. Мало отличается от городского и некогда самобытный язык современного сельского жителя, в ряде сел практически исчезли традиционные праздники и ритуалы[37,с 66]

Жители села, безусловно, отличаются меньшей возможностью социального роста, что приводит к образованию «комплекса городского превосходства». Все чаще на селе возникает  тип селянина с саморазрушительным стилем жизни, безответственного и аморального человека, что было редкостью для традиционного российского села. Все это находит свое отражение и в организации учебно-воспитательного процесса.

Развитие школы  неразрывно связано с ее социальным окружением, использованием воспитательного  потенциала сельского социума. Возможно формирование устойчивых местных духовных и национальных традиций, пронизывающих систему отношений между жителями. Школа при этом может успешно выполнять роль носителя, генератора и трансформатора самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов.

Сельская школа, с одной стороны, очень быстро ощущает на себе все изменения, трудности, возникающие в жизни села, местном  хозяйстве, а с другой – сама способна оказывать существенное влияние  на решение социальных проблем села, оперативно реагировать на происходящие вокруг события.

Имеют ряд принципиальных отличий  условия образования  на селе.  Выделяется несколько направлений  влияния условий сельского быта и  жизненного уклада  на организацию  учебно-воспитательного процесса на селе:

• в деревне ниже, чем в городе, средняя квалификация работников,  труд на селе во многом зависит от погодно-климатических условий, отличается неравномерностью трудовой занятости; школьники даже младших классов весной и осенью отвлекаются от учебы для работы на приусадебных участках школы и полях, что ведет к неравномерности учебного процесса;

• в селе существует иное,  чем в городе,  соотношение между физическим и умственным трудом, что снижает значимость умственного труда в глазах ребенка; слаба трудовая мобильность; труд  в домашнем  секторе отличается  неотложностью  и трудоемкостью; дети во многих, особенно работящих семьях ежедневно тратят на домашний труд по нескольку часов, что в конечном итоге приводит к снижению их возможностей в обучении;

• дети очень рано включаются  в  трудовую  жизнь семьи и сельскохозяйственных предприятий; с одной стороны, подобное положение дел на селе ведет к положительным результатам – высокой работоспособности  сельских жителей,  добросовестности, исполнительности, с другой – к ограничению возможностей сельских школьников для получения образования. Большая загруженность и детей и взрослых бытовым трудом приводит к двум результатам:

а)  мало времени  остается на культурный досуг,  образование  и самообразование;

Информация о работе Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе