Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе
1.1. Проблема социально-психологической адаптации к школе в психолого-педагогической литературе………………………………....7
1.2. Причины и факторы, способствующие социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села……………………………………………………….....15
1.3. Социально-педагогические возможности успешной социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села…………………………………………………………...30
Вывод по 1 главе……………………………………………………………….40
Глава 2. Социально-педагогическая помощь по оптимизации адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях сельской школы
2.1 Методы и процедуры изучения адаптации младших школьников к обучению в школе…………………………………………….. …………….…43
2.2 Программа социально-педагогической помощи школьникам в адаптации к обучению в школе в условиях села………………………………..……………………………………………...
2.3 Реализация программы социально-педагогической помощи школьникам в адаптации к обучению в школе в условиях села……………..
Вывод по 2 главе………………………………………………………………...57
Заключение………………………………………………………………………59
Литература……………………………………………………………………….61

Файлы: 1 файл

измененная курсовая.doc

— 556.00 Кб (Скачать файл)

5. Организация  групповой развивающей работы  с детьми, направленная на повышение  уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию  в новой системе взаимоотношений. Такая групповая работа строится как продуманная система занятий с фиксированной мини-группой школьников (не более 10-ти человек).

6. Аналитическая  работа, направленная на осмысление  итогов деятельности социальных  педагогов, психологов, педагогов  и родителей в период первичной адаптации первоклассников (Битянова М.Г., 1998).

Третий этап – социально-психологическая работа со школьниками, испытывающими трудности  в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение  второго полугодия первого класса и предполагает следующее:

1. Проведение  психолого-педагогической диагностики,  направленной на выявление группы  школьников, испытывающих трудности  в школьном обучении, общении  с педагогами и сверстниками, самочувствии.

2. Индивидуальное  и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение  и консультирование педагогов  по вопросам обучения и общения  с отдельными школьниками и  детьми данного возраста в  целом. 

4. Организация  педагогической помощи детям,  испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учётом данных психодиагностики.  Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

5. Организация  групповой психокоррекционной работы  со школьниками, испытывающими  трудности в обучении и поведении. 

6. Аналитическая  работа, направленная на осмысление результатов проведённой в течение полугодия и года работы

Более подробно рассмотрим каждый из выше указанных  этапов.

I. Поступление ребёнка в школу.

Первая задача – выявить уровень его готовности к школьному обучению и те индивидуальные особенности, общения, поведения, которые необходимо учесть в процессе обучения и общения в школьной среде.

Вторая задача – по возможности скомпенсировать, устранить, восполнить пробелы, то есть повысить уровень школьной готовности к моменту прихода в первый класс.

Третья –  продумать стратегию и тактику  обучения ребёнка с учётом выявленных особенностей и возможностей (Гуткина  Н.И., 2008).

В соответствии с этим можно выделить и основные направления работы:

- психолого-педагогическая  диагностика; 

- консультирование и просвещение родителей;

- консультирование  педагогов по вопросам комплектования  класса и обучения отдельных  учеников.

В настоящее  время проблема школьной готовности глубоко проработана в отечественной  педагогической и психологической  литературе. Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизиологическое состояние будущего школьника в целом.

Среди её различных  психологических параметров наибольшее значение имеют когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность, мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника, социальная готовность – способность занять социально одобряемую и продуктивную позицию в общении с педагогом и одноклассниками

II. Первичная адаптация ребёнка в школе.

Как уже говорилось выше, термином "первичная адаптация" обозначается период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе. Именно на этот период приходится основная работа социальных педагогов, педагогического коллектива, психологов и родителей школьников, направленная на быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности. Психолого-педагогическое сопровождение в этот период руководствуется следующими задачами:

1) создание условий  для социально-психологической адаптации  детей в школе, их всестороннего  социально-нравственного развития;

2)  повышение  уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;

3) адаптация  учебной программы, нагрузки, образовательных  технологий к возрастным и  индивидуально личностным возможностям  и потребностям учеников.

Соответственно  выделяются и основные направления работы:

- консультирование  и просвещение педагогов;

- консультирование  и просвещение родителей; 

- педагогическая  развивающая работа по социально-психологической  адаптации;

- социально-психологическая  развивающая работа по повышению  уровня школьной готовности;

- методическая  педагогическая работа по анализу  и модификации процесса обучения  с учётом данных о возможностях  и перспективах обучения конкретных  учеников.

Остановимся на содержании трёх последних направлениях деятельности педагогов и социальных педагогов.

Педагогическая  поддержка первоклассников в  период первичной адаптации.

Педагогическая  поддержка – помощь учащимся в  преодолении того или иного препятствия, трудности, ориентируясь на имеющиеся  у него реальные и потенциальные  возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий

Игра – важнейшее  средство включения детей в учебную  деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия  и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности. Игровые методы и упражнения можно использовать как во время уроков, на переменах, прогулках, так и на специально организованных занятиях. Перемены и прогулки целесообразно заполнять подвижными играми.

Тематическое  рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими упражнениями. При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит взаимоусиление влияния на ребёнка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведёт к улучшению его общения со сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее

Социально-психологическая  развивающая работа на этапе первичной  адаптации первоклассников.

Цель развивающей  деятельности на данном этапе обучения в общем виде – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:

1. Развитие у  детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Развитие у  детей социальных и коммуникативных  умений, необходимых для установления  межличностных отношений со сверстниками  и соответствующих ролевых отношений  с педагогами.

3. Формирование  устойчивой учебной мотивации  на фоне позитивной Я – концепции  детей, устойчивой самооценки  и низкого уровня школьной  тревожности

Очевидно, что  эти задачи должны рассматриваться  в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определённых психологических феноменов. Кроме того, их реализация возможна при тщательном продумывании содержания и организации развивающей деятельности. Возможны две формы организации развивающей работы: индивидуальная и групповая. Начало развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на конец октября – начало ноября.

Методическая  работа педагогов в первом классе строится на основе системы психолого-педагогических требований к содержанию статуса учащихся первого класса и имеет два основных направления.

Первое - анализ и переработка существующих учебных  программ с точки зрения содержания данных требований и результатов психолого-педагогической диагностики конкретных школьников.

Второе –  оказание психолого-педагогической помощи отдельным школьникам. Это направление  работы разворачивается по итогам диагностик уровня адаптации первоклассников.

III. Школьные трудности периода адаптации.

Во втором полугодии  первого класса разворачивается  работа, направленная прежде всего  на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в  школьных ситуациях, и оказание им необходимой  помощи.

Основные задачи данного этапа работы:

1) определение  уровня школьной адаптации первоклассников;

2) создание психолого-педагогических  условий для решения проблем  обучения, поведения и психологического  самочувствия школьников, испытывающих  трудности в школьной адаптации

Деятельность  социальных педагогов разворачивается  в следующих направлениях:

- психолого-педагогическая  диагностика уровня и содержания  школьной адаптации первоклассников; 

- проведение  психолого-педагогического консилиума  по итогам диагностики с разработкой стратегии и тактики сопровождения каждого ребёнка и в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в адаптации;

- проведение  просветительской и консультативной  работы с родителями, индивидуальное  консультирование наиболее трудных случаев;

- организация  педагогической помощи школьника,  испытывающим трудности в адаптации;

- организация  социально-психологической помощи  детям, испытывающим трудности  в адаптации. 

Цель диагностической  работы на данном этапе может быть определена как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

Выявление группы школьников, испытывающих трудности в адаптации и определение характера и природы синдрома дезадаптации в каждом случае.

Определение путей  оказания помощи детям, испытывающим трудности  в процессе адаптации.

Таким образом, на основании изученной литературы можно сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса – социальные педагоги, учителя, родители, психологи. Личностные качества, сохранение тесных эмоциональных контактов малышей со взрослыми, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие социальных педагогов, педагогов и родителей – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высокими

                                Выводы по 1 главе

Процесс социально-психологической  адаптации младших школьников реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качеств личности корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми ценностями.

Социально-психологическая  адаптация младших школьников может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт, учащиеся избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения.

Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и  социального окружения человека. В ситуации новизны у младших  школьников возникает эмоциональный  дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда внутренние психологические проблемы осложняют процесс учения. В этих условиях переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.

Важная роль в успешном прохождении периода  адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.

На личностную готовность ребенка к школе влияет фактор преодоления ребенком кризиса  семи лет. Образ будущего школьника  является социальным образованием, возникающим в этот период.

Успешность  вхождения в школьную жизнь зависит  во многом от степени позитивности и адекватности образа «Я - будущий  ученик». Решить проблему подготовки детей  к школе возможно лишь, если реализуется  единая линия развития ребенка на этапе дошкольного и школьного детства.

Информация о работе Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе