Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретический анализ
психологической готовности ребенка
к школьному обучению……………………………………………………………
- Понятие психологической готовности к школьному обучению…………………………………………………………………..
- Структура психологической готовности к школьному обучению………………………………………………………………….
- Возрастные особенности старших дошкольников……………………. .
- Показатели интеллектуальной
готовности к школе……………………..
- Методики диагностики интеллектуальной
готовности старших дошкольников……………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………
Введение
Актуальность. Поступление в школу - это начало
нового этапа в жизни ребенка, вхождение
его в мир знаний, новых прав и обязанностей,
сложных и разнообразных отношений со
взрослыми и сверстниками. И перед каждым
ребенком встает вопрос о его готовности
к обучению в школе.
Современные исследования показывают,
что 30-40% детей приходят в первый класс
массовой школы неготовыми к обучению.
Позиции большинства авторов сходятся
в следующем: основной причиной так называемой
неготовности ребенка к школе является
«низкий уровень функциональной готовности
(так называемой «школьной зрелости»),
т.е. несоответствие степени созревания
определенных мозговых структур, нервно-психических
функций задачам школьного обучения»
и сравнительно невысокий уровень интеллектуальной
готовности к обучению. (И.В.Дубровина,1995,1998).
Поэтому большинство отечественных
и зарубежных ученых считают, что отбор
детей в школу необходимо проводить за
полгода – год до школы. Это позволяет
определить готовность к системному школьному
обучению детей и при необходимости, провести
комплекс коррекционных занятий.
Цель: Исследовать интеллектуальную
готовность детей к школе.
Предмет: уровень интеллектуальная
готовность ребенка к обучению в школе.
Объект: Дети дошкольного возраста.
Для достижения
цели необходимо решить следующие задачи:
- Провести теоретический анализ
психологической готовности ребенка к
школьному обучению.
- Изучить психологическую структуру готовности к школьному обучению.
- Выявить возрастные особенности старших дошкольников.
- Рассмотреть показатели интеллектуальной
готовности к школе.
- Проанализировать методики
диагностики интеллектуальной готовности.
Структура работы: Работа состоит из введения,
теоретической части, заключения, списка
использованной литературы.
Глава 1.Теоретический
анализ готовности ребенка к школьному
обучению
1.1 Понятие готовности к школьному обучению
Подготовка детей к школе - задача комплексная,
охватывающая все сферы жизни ребенка.
Психологическая готовность к школе -
только один из аспектов этой задачи. Но
внутри этого аспекта выделяются различные
подходы:
1. Исследования, направленные на
формирование у детей дошкольного
возраста умений и навыков, необходимых
для обучения в школе.
2. Исследование новообразований
и изменений в психике ребенка.
3. Исследование генезиса отдельных
компонентов учебной деятельности
и выявление путей их формирования.
4. Изучение умения ребенка сознательно
подчинять свои действия заданным словесным
указаниям взрослого.
Готовность к школе в современных условиях
рассматривается, прежде всего как готовность
к школьному обучению или учебной деятельности.
Этот подход основан на периодизации психического
развития ребенка и смене ведущих видов
деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой,
проблема психологической готовности
к школьному обучению, получает свою конкретизацию,
как проблема смены ведущих типов деятельности,
т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр
к учебной деятельности. Такой подход
является актуальным и значительным, но
готовность к учебной деятельности не
охватывает полностью феномена готовности
к школе.
Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала,
что готовность к обучению в школе складывается
из определенного уровня развития мыслительной
деятельности, познавательных интересов,
из готовности к произвольной регуляции
своей познавательной деятельности и
социальной позиции школьника. Аналогичные
взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая,
что готовность к обучению в школе, представляет
собой целостную систему взаимосвязанных
качеств детской личности, включая особенности
ее мотивации, уровня развития познавательной,
аналитико - синтетической деятельности,
степени сформированности механизма волевой
регуляции.
На сегодняшний день практически общепризнанно,
что готовность к школьному обучению –
многокомпонентное образование, которое
требует комплексных психологических
исследований.
Если зарубежные исследования школьной
зрелости в основном направлены на создание
тестов и гораздо меньшей степени ориентированы
на теорию вопроса, то в работах отечественных
психологов содержится глубокая теоретическая
проработка проблемы психологической
готовности к школе в качестве субъекта
деятельности, что выражается в социальном
формировании и исполнении намерений
и целей, или, другими словами в произвольном
поведении ученика.
Почти все авторы, исследующие психологическую
готовность к школе, уделяют произвольности
особое место в изучаемой проблеме. Есть
точка зрения, что слабое развитие произвольности
- главный камень преткновения психологической
готовности к школе. Трудность заключается
в том, что с одной стороны, произвольное
поведение считается новообразованием
младшего школьного возраста, развивающейся
внутри учебной (ведущей) деятельности
этого возраста, а с другой стороны - слабое
развитие произвольности мешает началу
обучения в школе.
Д.Б. Эльконин (1978) считая, что произвольное
поведение рождается в ролевой игре в
коллективе детей, позволяющей ребенку
подняться на более высокую ступень развития,
чем он может это сделать в игре в одиночку,
т.к. коллектив в этом случае корректирует
нарушения в подражании предполагаемому
образу, тогда как самостоятельно осуществить
такой контроль ребенку бывает еще очень
трудно.
В работах Е.Е. Кравцовой (1991) при характеристике
психологической готовности детей к школе
основной упор делается на роль общения
в развитии ребенка. Выделяются три сферы
- отношение к взрослому, к сверстнику,
к самому себе, уровень развития которых
определяет степень готовности к школе
и определенным образом соотносится с
основными структурными компонентами
учебной деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что в отечественной
психологии при изучении интеллектуального
компонента психологической готовности
к школе, акцент делается не на сумму усвоенных
знаний, хотя это тоже не маловажный фактор,
а на уровень развития интеллектуальных
процессов. «… ребенок должен уметь выделять
существенное в явлениях окружающей действительности,
уметь сравнивать их, видеть сходное и
отличное, он должен научиться рассуждать,
находить причины явлений, делать выводы»
(Л.И. Божович 1968).
Кроме указанных составляющих психологической
готовности ребенка к школе, мы выделяем
еще одну - развитие
речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает
как общее развитие ребенка, так и уровень
его логического мышления. Необходимо
чтобы ребенок умел находить в словах
отдельные звуки, т.е. у него должен быть
развит фонематический слух.
1.2 Структура готовности к школьному
обучению
При изучении теоретических
подходов к рассмотрению структуры
готовности к школьному обучению,
можно выделить следующие ее
компоненты, каждый из которых
имеет свой удельный вес, как
в успешности учебной деятельности
ребенка так и в благополучной адаптации
его к новым школьным условиям.
1. Интеллектуальная готовность
к школьному обучению включает
в себя:
- развитие познавательных
интересов (интерес к новым знаниям
и заинтересованность в самом
процессе познания за счет
приложения дополнительных усилий);
- развитие познавательной
деятельности и психических процессов
(в восприятии – сформированность сенсорных
эталонов, умение планомерно обследовать
предметы и явления и выделять их разнообразные
свойства; в мышлении - умение постигать
основные признаки и связи между явлениями,
способность воспроизвести образец, высокий
уровень развития наглядно-образного
и образно-схематического мышления; в
мнестической деятельности – умение надолго
и логически запоминать информацию);
- сформированность произвольности
психических процессов;
- развитие речи, сформированность
умения связно, последовательно и понятно
для окружающих описывать и объяснять
явления и события, способность к пониманию
и применению символов;
- развитие тонких движений
рук и зрительно-двигательных
координаций.
Интеллектуальная готовность
также предполагает формирование у ребенка
начальных умений в области учебной деятельности,
в частности, умение выделить учебную
задачу и превратить ее в самостоятельную
цель деятельности для достижения определенного
результата.
2. Эмоционально-волевая готовность
к школьному обучению включает
в себя:
- произвольность поведения,
которая выражает себя в умении
ребенка подчинять действия заданному
образцу;
- формирование таких составляющих
волевого действия, как постановка
цели, принятие решения, выстраивание
плана действия, его реализация
и конечная оценка результатов;
- начало развития таких
волевых качеств как дисциплинированность,
организованность и самоконтроль;
- качественно новый уровень
развития эмоциональной сферы
ребенка, который проявляется в
повышении сдержанности и осознанности
эмоций, устойчивости его эмоциональных
состояний.
Развитие эмоционально-волевой
сферы связано со становлением регулятивной
функции психики. Типичной чертой развития
данного вида готовности выступает такое
явление как соподчинение мотивов, в соответствии
с которым у ребенка появляется возможность
управлять своим поведением. При этом
следует отметить, что основные компоненты
волевого действия (поставка цели, принятие
решения, составление плана действий,
его исполнение и оценка результатов)
еще не окончательно развиты и в значительной
степени определяются трудностью и длительностью
выполнения задания.
Л.С. Выготский считал волевое
поведение социальным, источник которого
усматривал во взаимоотношениях ребенка
с окружающим миром. При этом ведущую роль
в социальной обусловленности воли он
отводил речевому общению ребенка с взрослыми.
3. Личностная готовность
к школьному обучению включает
в себя:
- готовность ребенка к
принятию новой «социальной позиции»
школьника и стремление к соответствующей
его потребностям новой социальной
роли;
- наличие в поведении
общественных и моральных мотивов
(например, чувство долга);
- начало формирования
самосознания (осознавание и обобщение
своих переживаний) и устойчивой самооценки,
которые предполагают адекватное отношение
ребенка к своим способностям, результатам
работы и поведению.
В данном контексте готовность
ребенка к школьному обучению предполагает
наличие у него желания учиться, занимать
определенную позицию в обществе людей,
которая открывает ему доступ в мир взрослых,
а также наличие познавательной потребности,
которую он уже не может удовлетворять
в существующих условиях. Именно сплав
этих потребностей сподвигает на новое
отношение к окружающей среде, определяемого
как «внутренняя позиция школьника» (Л.И.
Божович). С данной позиции образ жизни
школьника в качестве человека, который
занимается в общественном месте общественно-значимым
и общественно оцениваемым делом, осознается
ребенком, как адекватный для него путь
к взрослости.
4. Социально-психологическая,
или коммуникативная готовность
проявляется в следовании социально
приемлемым нормам поведения
и общения с взрослыми и
сверстниками и предполагает
сформированность двух форм общения:
- внеситуативно-личностное
общение ребенка с взрослым, формирующее
у первого умение воспринимать последнего
в роли «учителя» и занимать по отношению
к нему позицию «ученика».
В контексте данной формы общения
предполагается, что взрослый наделяется
авторитетом и становится образцом для
подражания. При этом умение относиться
к взрослому как к эталону помогает адекватно
воспринимать позицию учителя и его профессиональную
роль и понимать условность учебного общения.
- общение со сверстниками
и специфические отношения с
ними, которое предполагает развитие
навыков делового общения друг
с другом, умение успешно взаимодействовать
и выполнять совместные учебные
действия.
Именно в совместной деятельности
детей формируются качества, которые необходимы
для общения друг с другом, и которые в
дальнейшем окажут помощь при вхождении
в коллектив класса, нахождении своего
места в нем и включении в общую деятельность.
1.3 Возрастные
особенности старших дошкольников.
В развитии
человека выделяют ряд возрастных периодов,
каждый из которых представляет собой
качественно особый этап психического
развития и характеризуется множеством
изменений, которые в совокупности составляют
своеобразие структуры личности ребёнка
на определённом этапе развития.