Теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать интеллектуальную готовность детей к школе.
Предмет: уровень интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе.
Объект: Дети дошкольного возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Провести теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Изучить психологическую структуру готовности к школьному обучению.
Выявить возрастные особенности старших дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………………
Понятие психологической готовности к школьному обучению…………………………………………………………………..
Структура психологической готовности к школьному обучению………………………………………………………………….
Возрастные особенности старших дошкольников……………………. .
Показатели интеллектуальной готовности к школе……………………..
Методики диагностики интеллектуальной готовности старших дошкольников……………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

курс. интел.готовн нов 20 апр..docx

— 90.97 Кб (Скачать файл)

 

                                              Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..

Глава 1. Теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению…………………………………………………………

    1. Понятие психологической готовности к школьному обучению…………………………………………………………………..
    2. Структура  психологической готовности к школьному обучению………………………………………………………………….
    3. Возрастные особенности старших дошкольников……………………. .
    4. Показатели интеллектуальной готовности к школе……………………..
    5. Методики диагностики интеллектуальной готовности старших дошкольников……………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. И перед каждым ребенком встает вопрос о его готовности к обучению в школе.

Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемой «школьной зрелости»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» и сравнительно невысокий уровень интеллектуальной готовности к обучению. (И.В.Дубровина,1995,1998).

Поэтому большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода – год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

Цель: Исследовать интеллектуальную готовность детей к школе.

Предмет: уровень интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе.

Объект: Дети дошкольного возраста.

    Для  достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению.
  2. Изучить психологическую структуру готовности к школьному обучению.
  3. Выявить возрастные особенности старших дошкольников.
  4. Рассмотреть показатели интеллектуальной готовности к школе.
  5. Проанализировать методики диагностики интеллектуальной готовности.

Структура работы: Работа состоит из введения, теоретической части, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1.Теоретический анализ готовности ребенка к школьному обучению 
 
1.1 Понятие готовности к школьному обучению

 

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на  формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследование новообразований  и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных  компонентов учебной деятельности  и выявление путей их формирования.

4. Изучение умения ребенка сознательно подчинять свои действия заданным словесным указаниям взрослого.

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход основан на периодизации психического развития ребенка и смене ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению, получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, из готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе, представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико - синтетической деятельности, степени сформированности механизма волевой регуляции.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами в произвольном поведении ученика.

Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности - главный камень преткновения психологической готовности к школе. Трудность заключается в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающейся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны - слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Д.Б. Эльконин (1978) считая, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он может это сделать в игре в одиночку, т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

В работах Е.Е. Кравцовой (1991) при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику, к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что в отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе, акцент делается не на сумму усвоенных знаний, хотя это тоже не маловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. «… ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» (Л.И. Божович 1968).

Кроме указанных составляющих психологической готовности ребенка к школе, мы выделяем еще одну - развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

 

1.2 Структура готовности к школьному  обучению

 

 При изучении теоретических  подходов к рассмотрению структуры  готовности к школьному обучению, можно выделить следующие ее  компоненты, каждый из которых  имеет свой удельный вес, как  в успешности учебной деятельности  ребенка так и в благополучной адаптации его к новым  школьным условиям.

1. Интеллектуальная готовность  к школьному обучению включает в себя:

- развитие познавательных  интересов (интерес к новым знаниям  и заинтересованность в самом  процессе познания за счет  приложения дополнительных усилий);

- развитие познавательной  деятельности и психических процессов (в восприятии – сформированность сенсорных эталонов, умение планомерно обследовать предметы и явления и выделять их разнообразные свойства; в мышлении - умение постигать основные признаки и связи между явлениями, способность воспроизвести образец, высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления; в мнестической деятельности – умение надолго и логически запоминать информацию);

- сформированность произвольности психических процессов;

- развитие речи, сформированность умения связно, последовательно и понятно для окружающих описывать и объяснять явления и события, способность к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений  рук и зрительно-двигательных  координаций.

Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности для достижения определенного результата.

2. Эмоционально-волевая готовность  к школьному обучению включает  в себя:

- произвольность поведения, которая выражает себя в умении  ребенка подчинять действия заданному  образцу;

- формирование таких составляющих  волевого действия, как постановка  цели, принятие решения, выстраивание  плана действия, его реализация  и конечная оценка результатов;

- начало развития таких  волевых качеств как дисциплинированность, организованность и самоконтроль;

- качественно новый уровень  развития эмоциональной сферы  ребенка, который проявляется в  повышении сдержанности и осознанности  эмоций, устойчивости его эмоциональных  состояний.

Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. Типичной чертой развития данного вида готовности выступает такое явление как соподчинение мотивов, в соответствии с которым у ребенка появляется возможность управлять своим поведением. При этом следует отметить, что основные компоненты волевого действия (поставка цели, принятие решения, составление плана действий, его исполнение и оценка результатов) еще не окончательно развиты и в значительной степени определяются трудностью и длительностью выполнения задания.

Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, источник которого усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли он отводил речевому общению ребенка с взрослыми.

3. Личностная готовность  к школьному обучению включает  в себя:

- готовность ребенка к  принятию новой «социальной позиции»  школьника и стремление к соответствующей  его потребностям новой социальной  роли;

- наличие в поведении  общественных и моральных мотивов (например, чувство долга);

- начало формирования  самосознания (осознавание и обобщение своих переживаний) и устойчивой самооценки, которые предполагают адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы и поведению.

В данном контексте готовность ребенка к школьному обучению предполагает наличие у него желания учиться, занимать определенную позицию в обществе людей, которая открывает ему доступ в мир взрослых, а также наличие познавательной потребности, которую он уже не может удовлетворять в существующих условиях. Именно сплав этих потребностей сподвигает на новое отношение к окружающей среде, определяемого как «внутренняя позиция школьника» (Л.И. Божович). С данной позиции образ жизни школьника в качестве человека, который занимается в общественном месте общественно-значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости.

4. Социально-психологическая, или коммуникативная готовность  проявляется в следовании социально  приемлемым нормам поведения  и общения с взрослыми и  сверстниками и предполагает  сформированность двух форм общения:

- внеситуативно-личностное общение ребенка с взрослым, формирующее у первого умение воспринимать последнего в роли «учителя» и занимать по отношению к нему позицию «ученика».

В контексте данной формы общения предполагается, что взрослый наделяется авторитетом и становится образцом для подражания. При этом умение относиться к взрослому как к эталону помогает адекватно воспринимать позицию учителя и его профессиональную роль и понимать условность учебного общения.

- общение со сверстниками  и специфические отношения с  ними, которое предполагает развитие  навыков делового общения друг  с другом, умение успешно взаимодействовать  и выполнять совместные учебные  действия.

Именно в совместной деятельности детей формируются качества, которые необходимы для общения друг с другом, и которые в дальнейшем окажут помощь при вхождении в коллектив класса, нахождении своего места в нем и включении в общую деятельность.

 

1.3 Возрастные особенности старших дошкольников.

 

 

      В развитии человека выделяют ряд возрастных периодов, каждый из которых представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, которые в совокупности составляют своеобразие структуры личности ребёнка на определённом этапе развития.

Информация о работе Теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению