Также социально-личностная
готовность включает сформированность
у ребенка коммуникативных навыков и качеств,
необходимых для общения и взаимодействия
со сверстниками и учителем, способность
к коллективным формам деятельности.
Интеллектуальная готовность к школьному
обучению является важной предпосылкой
успешности обучения. Т.к. связана с развитием
познавательной активности и мыслительных
психических процессов – способностью
обобщать, сравнивать предметы окружающей
действительности, классифицировать по
существенному признаку, устанавливать
причинно-следственный связи, делать выводы,
обобщения, умозаключения на основе имеющихся
данных.
Важной составной частью психологической
готовности к обучению является эмоционально-волевая
готовность, которая включает сформированность
определенных навыков умения управлять
своим поведением, эмоциональную устойчивость,
сформированность навыков произвольной
регуляции внимания. Учебная деятельность
предполагает необходимый уровень развития
умственной активности, умение преодолевать
трудности и выполнять определенные требования
учителя.
Волевая готовность включает
сформированность следующих компонентов
волевого действия: способность ставить
цель, принимать решения, намечать внутренний
план действия, выполнять его, проявлять
определенное волевое усилие в случае
необходимости преодоления препятствия,
способность оценивать результат своего
действия.
Сформированность компонентов
волевого действия является основой для
развития навыков волевой поведенческой
саморегуляции, которые необходимы для
успешной учебной деятельности.
Познакомимся
с требованиями к знаниям и практическим
умениям и навыкам, необходимым будущему
первокласснику
Общая
эрудиция.
Первоклассник должен иметь
знания и представления об окружающем
мире: временах года (их признаках), о растительном
и животном мире, о быте людей (одежда,
обувь, посуда, техника), знания о правилах
поведения, о правилах дорожного движения.
Математические
знания.
Ребенок должен
знать:
цифры и знаки «+» и «-»;
смежные числа в пределах 10
«соседи числа»;
количественный состав чисел
в пределах 10 (состав числа);
знать простейшие геометрические
фигуры.
Ребенок должен
уметь:
читать числа до 20;
считать до 20 (прямой и обратный
счет);
решать арифметические задачи
в одно действие на сложение и вычитание;
ориентироваться на листе бумаги,
понимать выражение «длина в одну тетрадную
клеточку»;
решать примеры в пределах 10
(или 20);
пользоваться часами без секундной
стрелки.
Требования
к уровню устной грамотности.
Ребенок должен
знать:
алфавит;
средства интонационной выразительности
(повышение и понижение голоса);
ряд стихов, потешек, загадок,
считалок.
Ребенок должен
уметь:
проводить звуковой анализ
несложных слов, последовательно выделяя
и называя все звуки в слове;
различать и называть гласные
и согласные, твердые и мягкие звуки;
выделять ударение в словах;
устно пересказать то, что только
что прочитали (осознанность текста);
обводить и списывать (срисовывать)
печатные буквы и слова.
Речь как
показатель готовности к школьному обучению
(требования, предъявляемые к речи):
ясное произношение всех звуков
родного языка;
умение ребенка говорить, меняя
динамику, тихо – громко – тихо, меняя
темп речи: быстро – медленно – быстро;
использовать в речи средства
интонационной выразительности, уметь
выразительно прочитать стихотворение;
должен быть сформирован уровень
культуры речевого общения;
должен уметь разговаривать,
глядя собеседнику в глаза, не прерывать
без извинения двух говорящих людей;
ребенок должен уметь вести
диалог, логично, без лишних повторов,
перескоков и длительных пауз рассказывать
сказки, рассказы;
уметь объяснять своими словами
смысл пословицы, стихотворения.
Требования
к уровню грамматических навыков:
развитие мелкой моторики пальцев
рук;
умение создавать напряжение
и расслабление в мышцах руки и кисти;
умение правильно держать руку,
карандаш, кисть.
Требования
к уровню развития мышления и воображения:
умение выполнять действие
классификация;
умение давать определение
знакомого понятия через род и видовое
различие;
умение строить простейшие
умозаключения.
Развитие
психических процессов
Восприятие продолжает развиваться.
Однако и у детей данного возраста могут
встречаться ошибки в тех случаях, когда
нужно одновременно учитывать несколько
различных признаков.
Внимание. Увеличивается устойчивость
внимания — 20—25 минут, объем внимания
составляет 7—8 предметов. Ребенок может
видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода
(6—7 лет) у ребенка появляются произвольные
формы психической активности. Он уже
умеет рассматривать предметы, может вести
целенаправленное наблюдение, возникает
произвольное внимание, и в результате
появляются элементы произвольной памяти.
Произвольная память проявляется в ситуациях,
когда ребенок самостоятельно ставит
цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью
сказать, что развитие произвольной памяти
начинается с того мо¬мента, когда ребенок
самостоятельно выделил задачу на запоминание.
Желание ребенка запомнить следует всячески
поощрять, это залог успешного развития
не только памяти, но и других познавательных
способностей: восприятия, внимания, мышления,
воображения. Появление произвольной
памяти способствует развитию культурной
(опосредованной) памяти — наиболее продуктивной
формы запоминания. Первые шаги этого
(бесконечного в идеале) пути обусловлены
особенностями запоминаемого материала:
яркостью, доступностью, необычностью,
наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок
способен усилить свою память с помощью
таких приемов, как классификация, группировка.
В этот период психологи и педагоги могут
целенаправленно обучать дошкольников
приемам классификации и группировки
в целях запоминания.
Мышление. Ведущим по-прежнему является
наглядно-образное мышление, но к концу
дошкольного возраста начинает формироваться
словесно-логическое мышление. Оно предполагает
развитие умения оперировать словами,
понимать логику рассуждений. И здесь
обязательно потребуется помощь взрослых,
так как известна нелогичность детских
рассуждений при сравнении, например,
величины и количества предметов. В дошкольном
возрасте начинается развитие понятий.
Полностью словесно-логическое, понятийное,
или абстрактное, мышление формируется
к подростковому возрасту. Старший дошкольник
может устанавливать причинно-следственные
связи, находить решения проблемных ситуаций.
Может делать исключения на основе всех
изученных обобщений, выстраивать серию
из 6—8 последовательных картинок.
Воображение. Старший дошкольный и младший
школьный возрасты характеризуются активизацией
функции воображения — вначале воссоздающего
(позволявшего в более раннем возрасте
представлять сказочные образы), а затем
и творческого (благодаря которому создается
принципиально новый образ). Этот период
— сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая
сторона речи, грамматический строй, лексика,
связная речь. В высказываниях детей отражаются
как все более богатый словарный запас,
так и характер обобщений, формирующихся
в этом возрасте. Дети начинают активно
употреблять обобщающие существительные,
синонимы, антонимы, прилагательные и
т.д. В результате правильно организованной
образовательной работы у детей оказываются
хорошо развиты диалогическая и некоторые
виды монологической речи.
В подготовительной группе
завершается дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей
как предметов человеческой культуры;
дети осваивают формы позитивного общения
с людьми, развивается половая идентификация,
формируется позиция школьника. К концу
дошкольного возраста ребенок обладает
высоким уровнем познавательного и личностного
развития, что и позволяет ему в дальнейшем
успешно обучаться в школе.
Основные компоненты психологической
готовности к школе
Начало систематического обучения
детей в школе выдвигает целый ряд важных
задач. От того, как ребенок подготовлен
к школе всем предшествующим дошкольным
периодом развития, будут зависеть успешность
его адаптации, вхождение в режим школьной
жизни, его учебные успехи, его психологическое
самочувствие. Психологическая готовность
к школьному обучению многокомпонентна.
Можно выделить несколько параметров
психического развития ребенка, наиболее
существенно влияющих на успешное обучение
в школе.
• Личностная
готовность к школе включает формирование у ребенка готовности
к принятию новой социальной позиции школьника,
имеющего круг важных обязанностей и прав,
занимающего иное по сравнению с дошкольниками
положение в обществе. Эта готовность
выражается в отношении ребенка к школе,
учителям и учебной деятельности.
• Мотивационная
готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет
учиться и потому, что у него уже есть потребность
занять определенную позицию в обществе
людей, а именно позицию, открывающую доступ
в мир взрослости (социальный мотив учения),
и потому, что у него есть познавательная
потребность, которую он не может удовлетворить
дома (познавательный мотив учения).
• Интеллектуальная
готовность. Под интеллектуальной зрелостью
понимают дифференцированное восприятие,
концентрацию внимания, аналитическое
мышление, выражающееся в способности
постижения основных связей между явлениями;
возможность логического запоминания,
умение воспроизводить образец, а также
развитие тонких движений руки и сенсомоторную
координацию. Можно сказать, что понимаемая
таким образом интеллектуальная зрелость
в существенной мере отражает функциональное
созревание структур головного мозга.
• Волевая
готовность (произвольная сфера) заключается
в способности ребенка напряженно трудиться,
делая то, что от него требуют учеба, режим
школьной жизни.
Возрастные особенности
детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Возраст (6 – 7 лет) характеризуется
как период существенных изменений в организме
ребенка и является определенным этапом
созревания организма. В этот период идет
интенсивное развитие и совершенствование
опорно-двигательной и сердечно-сосудистой
систем организма, развитие мелких мышц,
развитие и дифференцировка различных
отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью
данного возраста является так же развитие
познавательных и мыслительных психических
процессов: внимания, мышления, воображения,
памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного
детства преобладающим у ребенка является
непроизвольное внимание, то к концу дошкольного
возраста начинает развиваться произвольное
внимание. Ребенок начинает его сознательно
направлять и удерживать на определенных
предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста
происходит развитие произвольной зрительной
и слуховой памяти. Память начинает играть
ведущую роль в организации психических
процессов.
Развитие
мышления. К концу дошкольного возраста
более высокого уровня достигает развитие
наглядно-образного мышления и начинает
развиваться логическое мышление, что
способствует формированию способности
ребенка выделять существенные свойства
и признаки предметов окружающего мира,
формированию способности сравнения,
обобщения, классификации.
Развитие
воображения идет развитие творческого
воображения, этому способствуют различные
игры, неожиданные ассоциации, яркость
и конкретность представляемых образов
и впечатлений.
В сфере
развития речи к концу дошкольного возраста
расширяется активный словарный запас
и развивается способность использовать
в активной речи различные сложнограмматические
конструкции.
Психическое
развитие и становление личности ребенка
к концу дошкольного возраста тесно связаны
с развитием самосознания. У ребенка
6 – 7 летнего возраста формируется самооценка
на основе осознания успешности своей
деятельности, оценок сверстников, оценки
педагога, одобрения взрослых и родителей.
Ребенок становится способным осознавать
себя и то положение, которое он в данное
время занимает в семье, в детском коллективе
сверстников.
Формируется рефлексия,
т. е. осознание своего социального «я»
и возникновение на этой основе внутренних
позиций. В качестве важнейшего новообразования
в развитии психической и личностной сферы
ребенка 6 – 7 летнего возраста является
соподчинение мотивов. Осознание мотива
«я должен», «я смогу» постепенно начинает
преобладать над мотивом «я хочу».
Осознание своего
«я» и возникновение на этой основе
внутренних позиций к концу дошкольного
возраста порождает новые потребности
и стремления. В результате игра, которая
является главной ведущей деятельностью
на протяжении дошкольного детства, к
концу дошкольного возраста уже не может
полностью удовлетворить ребенка. У него
появляется потребность выйти за рамки
своего детского образа жизни, занять
доступное ему место в общественно-значимой
деятельности, т.е. ребенок стремится к
принятию новой социальной позиции –
«позиции школьника», что является одним
из важнейших итогов и особенностей личностного
и психического развития детей 6 – 7 летнего
возраста.
Успешность обучения
во многом зависит от степени
подготовленности ребенка к школе.
Готовность к школе включает несколько составляющих
компонентов: прежде всего физическую
готовность, которая определяется состоянием
здоровья, зрелостью организма, его функциональных
систем, т.к. школьное обучение содержит
определенные умственные и физические
нагрузки.
Что же включает в себя психологическая
готовность к школьному обучению?
Психологическая
готовность к школе включает в себя следующие
компоненты:
личностная
готовность включает формирование у ребенка
готовности к принятию новой социальной
позиции – положение школьника, имеющего
круг прав и обязанностей. Эта личностная
готовность выражается в отношении ребенка
к школе, к учебной деятельности, учителям,
самому себе. Готовым к школьному обучению
является ребенок, которого школа привлекает
не внешней стороной, а возможностью получать
новые знания. Личностная готовность также
предполагает определенный уровень развития
эмоциональной сферы. К началу школьного
обучения у ребенка должна быть достигнута
сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость,
на фоне которой возможно развитие и протекание
учебной деятельности;