Теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать интеллектуальную готовность детей к школе.
Предмет: уровень интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе.
Объект: Дети дошкольного возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Провести теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Изучить психологическую структуру готовности к школьному обучению.
Выявить возрастные особенности старших дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………………
Понятие психологической готовности к школьному обучению…………………………………………………………………..
Структура психологической готовности к школьному обучению………………………………………………………………….
Возрастные особенности старших дошкольников……………………. .
Показатели интеллектуальной готовности к школе……………………..
Методики диагностики интеллектуальной готовности старших дошкольников……………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

курс. интел.готовн нов 20 апр..docx

— 90.97 Кб (Скачать файл)

В качестве экспериментального материала используются от4 до 6 сюжетных картинок, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности.

Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития способности к обобщению и понимания причинно-следственных связей. Устный рассказ показывает уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т. д.

Задание состоит из двух частей:

  1. выкладывание последовательности картинок;
  2. устный рассказ о нарисованном событии.

Правильно найденная последовательность картинок свидетельствует о том, что ребенок понимает смысл сюжета, а устный рассказ показывает, может ли он выразить свое понимание в словесной форме.

Бывают случаи, когда при неправильно выложенной последовательности картинок испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как хорошее.

Если испытуемый правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа, то необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Так, ребенок может понимать общий смысл нарисованного на картинках события, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит. Бывает, что испытуемому не хватает словарного запаса для объяснения происходящего на рисунках. Вопросы экспериментатора позволяют понять причину плохого рассказа.

Составление рассказа с помощью наводящих вопросов можно рассматривать как зону ближайшего развития ребенка. Для шестилетних детей такое выполнение задания оценивается как хорошее, а для семилетних — на среднем уровне. Если испытуемый правильно выложил последовательность картинок, но не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное и для шестилетних, и для семилетних детей. Особо следует рассматривать случаи, когда молчание ребенка обусловливается личностными причинами: страх общения с незнакомыми людьми, боязнь допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и т. д.

Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:

  • не смог установить последовательность картинок и отказался от рассказа;
  • установив последовательность картинок, отказался от рассказа;
  • по выложенной им самим последовательности картинок составил рассказ, не отражающий сути изображенного события; в этом случае версия рассказа не привязана к картинкам;
  • выложенная испытуемым последовательность картинок не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность на соответствующую рассказу);
  • каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, без связи с остальными — в результате рассказ не получается;
  • на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

 

Методика «4-й лишний» (Исключение предметов) Т.В.Егорова (1973)

Н.Семаго, М.Семаго «Теория и практика оценки психического развития ребенка» (дошкольный и младший школьный возраст).

Цель: Исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля.

Методика предназначена для исследования развития функции обобщения и возможностей вычленения существенных признаков в детском возрасте. Данные, получаемые при исследовании, с помощью данной методики позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно неспособности) ребенка выделять существенные признаки предметов и явлений. По своей направленности она похожа на методику "Классификация предметов", в некоторых методических пособиях эту методику даже называют упрощенным вариантом классификации предметов.

Отличие ее от «Классификации» не только в том, что она в меньшей степени выявляет работоспособность и устойчивость внимания, в большей мере предъявляет требования к логической обоснованности, правильности обобщений, к строгости и четкости формулировок, но и представляет из себя более жестко структурированный материал для исследования процесса обобщения. Ее широко используют в практике психолого- педагогического исследования аналитико-синтетической деятельности детей. Существует два варианта методики исключения – предметный и словесный.

 Важным условием применения  методики "Исключения предметов" является речевое обоснование  выбора. В отношении детей с  нарушениями речи допустим ответ  одним словом с поясняющими  жестами, если это дает специалисту  возможность понять принцип, которым  руководствовался ребенок (И. Т. Власенко, 1992). При обследовании детей, которые  из-за речевых дефектов не могут  объяснить свой выбор, применение  данного метода имеет ограниченное  значение.

1.5.3. Методики диагностики уровня развития памяти.

Методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия)

Н.Семаго, М.Семаго «Теория и практика оценки психического развития ребенка» (дошкольный и младший школьный возраст).

Цель: Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможностей и, соответственно, объема отсроченного воспроизведения.

Методика используется для изучения непосредственного кратковременного, долговременного, произвольного и непроизвольного запоминания. Обследуемому зачитывают десять слов, подобранных так, чтобы между ними было трудно установить какие-либо смысловые отношения (гора, игла, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила). После зачитывания предлагается воспроизвести слова в любом порядке. Затем слова зачитываются повторно. Нормальным считается воспроизведение 6-9 слов после 4-5 повторений. Через 20-30 мин. испытуемому предлагается воспроизвести эти слова в любом порядке [30].

Выделяют следующие показатели:

1. количество воспроизведенных слов;

2. динамику воспроизведения слов (кривая произвольного запоминания).

Результаты теста свидетельствуют о следующих особенностях запоминания:

• Непосредственное запоминание не нарушено — если обследуемый непосредственно после зачитывания десяти слов воспроизводит в четырех-пяти попытках не менее 6-7 слов.

• Непосредственное запоминание нарушено — если обследуемый непосредственно после зачитывания десяти слов воспроизводит менее 5 слов. Чем меньше слов воспроизводится, тем более выраженными признаются нарушения непосредственного запоминания.

• Долговременная память не нарушена — если через 20-30 мин. без предварительного предупреждения обследуемый воспроизводит не менее 6-7 запоминаемых слов.

• Долговременная память снижена — если через 20-30 мин. без предварительного предупреждения обследуемый воспроизводит менее 5 запоминаемых слов.

1.5.4. Методики диагностики уровня развития воображения.

Методика «Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко

Цель: Определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Предъявляются контуры элементов предметных изображений, например, силуэт ствола дерева с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами, могут быть и простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Детей просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

 

 

 

 

Выводы:

Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.

Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Заключение

 

В последнее время проблема определения готовности детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии  представлений практической психологии.  Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Интеллектуальная  готовность предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи). Сформированность, например, памяти до уровня школьных требований проявляется в том, что ребенок способен к произвольному запоминанию, хранению и отсроченному воспроизведению информации, владеет навыками опосредованного запоминания. Показатели развития мышления до уровня готовности к школьному обучению – способность ребенка осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения в знакомом материале и сформированность  наглядно-образного мышления до уровня, позволяющего выполнять учебные задания, характерные для начального периода обучения.

    Таким образом, в данной работе мы провели анализ психолого-педагогической литературы, выделили структуру готовности к школьному обучению, подробно изучили показатели интеллектуальной готовности к школе, а также подобрали методики обследования детей, направленные на диагностику уровня развития познавательной сферы, достаточной для школьной зрелости.

Список использованной литературы

 

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. Книга для родителя будущего первоклассника. – Екатеринбург, У – Фактория-2006.-224

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М-1968

  1. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994. – 192 с.

  1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. – М.: Academia, 2003. – 368 с.

  1. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В. Орлова. – М.: Педагогика, 2001. – 272 с.

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд. Перерад и дополн. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
  2. Выготский Л.С. Психология. – М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 1008 с.
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн.– СПб.: Питер, 2004. – 208 с.: ил.
  1. Захарова А.В., Нгуен Ткань Тхой. Развитие знаний о себе в младшем школьном возрасте: Сообщ. 1 – 2 // Новые исследования в психологии. – 2001. – № 1, 2.

  1. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. -М., I960.-430 с .

  1. Ковальчук Я.И. Понимать мир детства. Мн.: «Народная асвета», 1973. – 160 с.

  1. Коломинский Л.Л., Панько Е.А.Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М: 1998 – 190с.

  1. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М., Знание, 1987. – 80 с.

  1. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.

  1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1991. – 132 с.

  1. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995. – 40 с.

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – С.-Пб.: Питер, 2002. – 592 с.
  1. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе.- М 1986.

  1. Немов Р.С. Общая психология для специальных учебных заведений. – М.: «ВЛАДОС», 2003. – 400 с.
  1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002. – 256 с.

  1. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.

  1. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. – (Библиотека практического психолога)

  1. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 160 с.

  1. Петрова О.О, Умнова Т.В. Возрастная психология, конспекты лекций. Ростов н\Д 2004. – 224с.

  1. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР: Учебник / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.,1989. – 146 с.

Информация о работе Теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению