Теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 22:56, курсовая работа
Описание работы
Цель: Исследовать интеллектуальную готовность детей к школе. Предмет: уровень интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе. Объект: Дети дошкольного возраста. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: Провести теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению. Изучить психологическую структуру готовности к школьному обучению. Выявить возрастные особенности старших дошкольников.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….. Глава 1. Теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению…………………………………………………………… Понятие психологической готовности к школьному обучению………………………………………………………………….. Структура психологической готовности к школьному обучению…………………………………………………………………. Возрастные особенности старших дошкольников……………………. . Показатели интеллектуальной готовности к школе…………………….. Методики диагностики интеллектуальной готовности старших дошкольников…………………………………………………………….. Заключение……………………………………………………………………….. Список использованной литературы……………………………………………
Л. С. Выготский рассматривал
возраст как определённую ступень развития,
как известный, относительно замкнутый
период, значение которого определяется
его местом в общем цикле развития и в
котором общие законы находят качественно
своеобразное выражение. При переходе
от одной возрастной ступени к другой
возникают новые образования, не существовавшие
в предыдущий период, изменяется и перестраивается
сам ход развития.
Старший дошкольный
возраст отличается от других возрастов
особенностями условий жизни и требований,
которые предъявляются к детям на данном
этапе развития, особенностями отношений
детей с окружающим миром, уровнем развития
психологической структуры личности ребёнка,
его знаний и мышления, совокупностью
определённых физиологических особенностей.
А. В. Запорожец отмечал, что дети
старшего дошкольного возраста уже не
ограничиваются познанием отдельных конкретных
фактов, а стремятся проникнуть в суть
вещей, понять связь явлений. В этом возрасте
становится возможным формирование представлений
и элементарных понятий. В 5-7 лет у ребёнка
происходит переход к мышлению общими
представлениями. Старшему дошкольнику
доступно формирование новых способов
обобщения, так ка оно происходит на основе
развёрнутой предметной деятельности.
Л. С. Выготский отмечал, что
в стихийном опыте дошкольников вначале
возникают предпонятийные образования
– комплексы, псевдопонимания. Полноценные
понятия смогут сформироваться лишь в
процессе целенаправленного, организованного
включения в активную познавательную
деятельность.
Если в младшем возрасте среди
мотивов познавательной деятельности
преобладает непосредственно эмоциональное
отношение ребёнка, то в старшем дошкольном
возрасте – при сохранении указанного
мотива появляются новые: мотив известной
общественной необходимости и познавательный
интерес, который при определённых условиях
приобретает достаточную устойчивость
и активность. Условиями формирования
познавательной активности как мотивов
учебно-познавательной деятельности старших
дошкольников являются обеспечение в
процессе познания активной позиции детей
и постепенное усложнение содержания
знаний (В. И. Логинова, П. Г. Саморукова).
К знаниям старших дошкольников предъявляются
новые требования (системность, которая
выражается в необходимости освоить существенные
связи в области общественной жизни и
явлений природы; относительная обобщённость;
объединение предметов и явлений на основе
существенных признаков, связей). С 5 лет
дети начинают овладевать рядовыми обобщениями,
учатся вычленять существенные признаки
родового обобщения в предметах, объединять
их на основе этих признаков, доказывать
правильность обобщения. У старших дошкольников
увеличивается произвольность познавательного
процесса, складываются основные умственные
умения и умственные операции (сравнение,
анализ, обобщение, классификация). Происходит
формирование начал абстрактного мышления
и основ понимания причинно-следственных
связей. Следовательно, в 5-6 лет наблюдается
переход познания детей на более высокую
ступень.
Для дошкольников характерен
правополушарный тип деятельности, и только
к 8-10 годам развивается левополушарный.
Дети мыслят, прежде всего, образами, но
от отдельных образов постепенно переходят
к некоторым общим понятиям.
Ведущей деятельностью для старшего дошкольного возраста
являются игра, что влияет на выбор методики
и организацию работы в детском саду.
В физическом
развитии старший дошкольный возраст
характеризуется увеличением координационных
и двигательных способностей, что расширяет
использование активных форм познавательной
деятельности (экскурсии, походы) .
Движущими силами
развития психики дошкольника являются противоречия,
которые возникают в связи с развитием
целого ряда потребностей ребёнка.
Важнейшие из
них:
- потребность в общении,
с помощью которой усваивается
социальный опыт;
- потребность во внешних
впечатлениях, в результате чего
происходит развитие познавательных
способностей;
- потребность в движении,
приводящая к овладению целой
системой разнообразных навыков
и умений.
Развитие ведущих социальных
потребностей в дошкольном возрасте характеризуется
тем, что каждая из них приобретает самостоятельное
значение. Потребность в общении со взрослыми
и сверстниками определяет становление
личности ребёнка.
Общение со взрослыми развёртывается
на основе увеличивающейся самостоятельности
дошкольника, расширения его знакомства
с окружающей действительностью. В этом
возрасте ведущим средством общения становится
речь.
При организации процесса включения
в активную познавательную деятельность
шестилеток необходимо учитывать, что
«мы имеем дело с растущим детским организмом,
с растущим детским мозгом, созревание
которого ещё не закончилось, функциональные
особенности которого ещё не сложились
и работа которого ещё ограничена».
Взаимоотношения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками
усложняются. В исследованиях М. И. Лисиной
и её сотрудников было установлено, что
из различных видов общения ребёнка с
взрослым (деловых, познавательных, личностных)
в 6 лет преобладает личностное общение.
Анализ мотивов
общения у детей старшего дошкольного
возраста показывает, что их потребность
в беседах на личные темы со взрослыми
значительно больше, чем даже у младших
школьников. Развитие мотивов общения
обеспечивает им относительно глубокое
и богатое знание о свойствах окружающих
взрослых. Кроме того, общаясь со взрослыми,
дети лучше узнают самих себя, так как
они стремятся получить оценку себя и
своей деятельности.
В общении со
сверстниками ведущими являются деловые мотивы, возникающие
в совместной деятельности. Старшие дошкольники
чувствительны к тому, в какой мере сверстники
видят в них личность, но ещё далеко не
все обладают способностью видеть личность
в сверстнике. Развитие ориентации на
других в решающей степени зависит от
взрослого, который должен так организовать
деятельность детей, чтобы у них появилась
необходимость лучше узнать окружающих
людей и себя. Для этого можно использовать
сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают
взаимоотношения между персонажами. Помимо
этого, в процессе осуществления игры
у детей формируется и целый ряд способов
выполнения коллективной деятельности.
В соответствии с программами
воспитания в детском саду, дети старшего
дошкольного возраста учатся понимать
задачу, которую ставят перед ними взрослые,
овладевают некоторыми навыками и умениями
её выполнения.
Важным компонентом
предпосылок к учебной деятельности является самооценка. У старших
дошкольников она только начинает развиваться.
Умение оценивать результат своей деятельности
формируется и в других видах деятельности.
Это лепка, рисование, аппликация и др.
дети этого возраста способны сравнивать
свою работу с работой других, видят свои
удачи и промахи, задумываются, как можно
выполнить работу на более высоком уровне.
В старшем дошкольном
возрасте продолжается интенсивное
сенсорное развитие, причём процессы ощущения,
восприятия, представления развиты у детей
значительно лучше, чем мышление.
В 5-6 лет дети хорошо различают
особенности звуков человеческой речи
и музыкальных звуков, а также форму, величину
и цвет предметов. Но, знакомясь со свойствами
предметов, дети не умеют выделить среди
них наиболее существенные, определяющие
облик предмета и помогающие создать о
нём правильное представление. Обычно
они выделяют те особенности, которые
бросаются в глаза.
Дальнейшее
развитие и совершенствование сенсорных
процессов идёт по линии специально организованного
обследования предметов. Дети учатся умениям
быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться
в них, сравнивать и группировать предметы
по общим признакам, соотносить их с сенсорными
эталонами и т. д. Сенсорное развитие происходит
в различных видах деятельности дошкольника.
В этом возрасте продолжается
и формирование таких личностных механизмов
(А. Н. Леонтьев, как соподчинение мотивов,
принятие нравственных норм, большая произвольность
поведения.
Именно в старшем дошкольном
возрасте происходит очень быстрое развитие
личностного общения, закладываются основы
логического мышления, формируется внутренний
план действий. Поэтому необходима специальная
организация жизни и деятельности старших
дошкольников. В этот период осуществляется
подготовка детей к школе. Основная задача
подготовки – в их общем развитии. Необходимо
широко использовать дидактические игры,
наглядное моделирование звукового состава
слова и различных количественных отношений,
побуждать детей к различным практическим
действиям.
Различные исследования
детей-шестилеток показали, что у них несколько затруднён
переход от внешнего плана действий во
внутренний. Поэтому необходима тщательная
отработка действий во внешней форме.
Это, прежде всего, относится к развитию
мышления.
Рассматривая проблемы формирования
наглядно-образного мышления, Н. Н. Поддъяков
отмечает: «Одним из важнейших моментов
этапа материального действия является
формирование у детей полных и точных
представлений о произвольном действии
и его результатах».
Исследования психологической
готовности к школьному обучению детей
шести- и семилетнего возраста показывают,
что семилетние дети более готовы к включению
в учебный процесс.
Готовность дошкольников к
познавательной деятельности в школе
определяется не только количеством накопленных
ими представлений и понятий, но и качеством
мышления, уровнем мыслительных процессов,
умение пользоваться анализом, синтезом,
сравнением.
Психологические
особенности детей старшего дошкольного
возраста (6 – 7 лет)
Старший дошкольный возраст
(6-ти – 7 лет) характеризуется как период
существенных изменений в организме ребенка
и является определенным этапом созревания
организма. В этот период идет интенсивное
развитие и совершенствование опорно-двигательной
и сердечно-сосудистой систем организма,
развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка
различных отделов центральной нервной
системы.
Характерной особенностью данного
возраста является так же развитие познавательных
и мыслительных психических процессов:
внимания, мышления, воображения, памяти,
речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного
детства преобладающим у ребенка является
непроизвольное внимание, то к концу дошкольного
возраста начинает развиваться произвольное
внимание. Когда ребенок начинает его
сознательно направлять и удерживать
на определенных предметах и объектах.
Память.К концу дошкольного возраста
происходит развитие произвольной зрительной
и слуховой памяти. Память начинает играть
ведущую роль в организации психических
процессов.
Развитие
мышления.К концу дошкольного возраста
более высокого уровня достигает развитие
наглядно-образного мышления и начинает
развиваться логическое мышление, что
способствует формированию способности
ребенка выделять существенные свойства
и признаки предметов окружающего мира,
формированию способности сравнения,
обобщения, классификации.
Развитие
воображения.К концу дошкольного возраста
идет развитие творческого воображения,
этому способствуют различные игры, неожиданные
ассоциации, яркость и конкретность представляемых
образов и впечатлений.
В
сфере развития речик концу дошкольного возраста
расширяется активный словарный запас
и развивается способность использовать
в активной речи различные сложнограмматические
конструкции.
Для деятельности ребенка 6
– 7 лет характерна эмоциональность и
большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление
личности ребенка к концу дошкольного
возраста тесно связаны с развитием самосознания.
У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется
самооценка на основе осознания успешности
своей деятельности, оценок сверстников,
оценки педагога, одобрения взрослых и
родителей. Ребенок становится способным
осознавать себя и то положение, которое
он в данное время занимает в семье, в детском
коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного
возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия,
т. е. осознание своего социального «я»
и возникновение на этой основе внутренних
позиций.
В качестве важнейшего новообразования
в развитии психической и личностной сферы
ребенка 6 – 7 летнего возраста является
соподчинение мотивов. Осознание мотива
«я должен», «я смогу» постепенно начинает
преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7 летнего возраста
стремится к самоутверждению в таких видах
деятельности, которые подлежат общественной
оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение
на этой основе внутренних позиций к концу
дошкольного возраста порождает новые
потребности и стремления. В результате
игра, которая является главной ведущей
деятельностью на протяжении дошкольного
детства, к концу дошкольного возраста
уже не может полностью удовлетворить
ребенка. У него появляется потребность
выйти за рамки своего детского образа
жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой
деятельности, т.е. ребенок стремится к
принятию новой социальной позиции –
«позиции школьника», что является одним
из важнейших итогов и особенностей личностного
и психического развития детей 6 – 7 летнего
возраста.
Успешность обучения во многом
зависит от степени подготовленности
ребенка к школе.
Готовность
к школе включает несколько составляющих
компонентов: прежде всего физическую готовность,
которая определяется состоянием здоровья,
зрелостью организма, его функциональных
систем, т.к. школьное обучение содержит
определенные умственные и физические
нагрузки.
Что же включает
в себя психологическая готовность к школьному
обучению?
Под психологической готовностью
к школьному обучению понимается необходимый
и достаточно сформированный уровень
психического развития ребенка, необходимый
для освоения школьной учебной программы
в условиях обучения в количестве сверстников.
Составными компонентами психологической
готовности к обучению в школе являются
мотивационная, социально-личностная,
интеллектуальная и эмоционально-волевая
готовность.
Внутренняя психическая жизнь
ребенка, ставшего школьником, получает
совсем иное содержание, иной характер,
чем в дошкольном детстве: она связана
с учением и учебными делами и от того,
насколько будет сформирована психологическая
готовность, будет зависеть адаптация
ребенка к школе и успешность в обучении.
Мотивационная готовность к школехарактеризуется уровнем развития
познавательного интереса, осознанным
желанием учиться и стремлением добиваться
успехов в учении.
Социально-личностная готовностьхарактеризуется сформированностью
внутренней позиции ребенка, его готовностью
к принятию новой социальной позиции –
«позиции школьника», которая предполагает
определенный круг обязанностей. Социально-личностная
готовность выражается в отношении ребенка
к школе, к учебной деятельности, к учителю,
к самому себе, к своим способностям и
результатам работы, предполагает определенный
уровень развития самосознания.