Теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать интеллектуальную готовность детей к школе.
Предмет: уровень интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе.
Объект: Дети дошкольного возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Провести теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Изучить психологическую структуру готовности к школьному обучению.
Выявить возрастные особенности старших дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………………
Понятие психологической готовности к школьному обучению…………………………………………………………………..
Структура психологической готовности к школьному обучению………………………………………………………………….
Возрастные особенности старших дошкольников……………………. .
Показатели интеллектуальной готовности к школе……………………..
Методики диагностики интеллектуальной готовности старших дошкольников……………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

курс. интел.готовн нов 20 апр..docx

— 90.97 Кб (Скачать файл)

интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.

социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.

 

1.4 Показатели интеллектуальной  готовности к школе

 

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его познавательной сферы:

  •  дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

 

Восприятие

К старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь системой общественно выработанных сенсорных эталонов (зрительными, слуховыми, кинестетическими и др.), овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Их применение дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные объекты. Однако эти способности ограничены кругом детских знаний.

Внимание

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, яркими, необычными, новыми. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к  воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.

Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания» (В.С.Мухина). Если ребёнок будет чаще называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и на их деталях и свойствах[14].

Таким образом, возможности произвольного внимания — к 6—7 годам уже достаточно велики. В основном, дети данного возраста способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10 – 15 минут, не отвлекаясь на посторонние объекты.  Устойчивость внимания зависит и от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Мышление

Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для различных форм мышления [14;22].

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:

1) наглядно-действенное (познание  с помощью манипулирования предметами),

2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений),

3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет: он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними.

На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий[21;25].

К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако ведущим в данном возрасте является наглядно-образное мышление, поскольку словесно-логическое мышление окончательно формируется к 14 годам

Развитию всех видов мышления и мыслительных операций: обобщения, классификации, сравнения, абстрагирования, понимания взаимосвязей, установления причинно-следственных связей способствуют разнообразные виды детской деятельности: различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., а также специально подобранные игры и упражнения, которые  так же предусмотрены  программой воспитания.

Память

Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботиться о том, чтобы все, что воспринимает, легко и точно припомнить впоследствии). Но порой для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.

Но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память.  И это является одним из основных достижений детей дошкольного возраста. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4 -5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6 -7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связана с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторения, смысловое и ассоциативное связывание материала [21;32].

Воображение

Одним из познавательных процессов, формирующихся в дошкольном возрасте, является воображение. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, - это преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение - есть отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

  Дошкольное детство  является сенситивным периодом  для развития воображения. Долгое время было весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче и оригинальнее воображения взрослого.  Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. 

У детей  воображение идет за предметом, и все что оно воссоздаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Еще в раннем детстве ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. Это воображение называется репродуктивным (воссоздающим), позволяющее представлять сказочные образы.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного превращается в творческое, которое обеспечивает возможность создания нового образа. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий, когда деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Такое творческое воображение детей проявляется в сюжетно-ролевых играх.

К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.

Воображение у старших дошкольников выполняет несколько функций:

1) Познавательно- интеллектуальную (позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи);

2) Аффективно- защитную (обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм).

Следует отметить, что в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли. А детей 6 -7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность.

 

1.5  Методики диагностики интеллектуальной готовности 

Методики диагностики интеллектуальной готовности  делятся по познавательным процессам на методики исследования внимания, памяти, мышления и воображения.

1.5.1. Методики диагностики уровня развития внимания.

«Методика Пьерона — Рузера».

Н.Семаго, М.Семаго «Теория и практика оценки психического развития ребенка» (дошкольный и младший школьный возраст).

Цель: Данная методика используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «врабатываемость» в задание, проявление признаки утомления и пресыщения [30]. Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, развитии элементарных графических навыков.

В верхней части бланка геометрические фигуры помечаются условными обозначениями (точка, тире, вертикальная линия), которые ребенок должен расставить в предлагаемом бланке.

Процедура проведения

Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике — вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе — вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (следует еще раз повторить, где и что нарисовать, — устно).

После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, поставленных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 минуты),— отмечает точкой или черточкой прямо на бланке.

Методика может применятся в работе с детьми, начиная с 5,5-летнего возраста до 8-9 лет. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования различные условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться «пустой». Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.

Хорошими результатами выполнения методики считаются:

— быстрое запоминание условных обозначений;

— ситуация, когда после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец;

— незначительное количество ошибок (1-2 за 3 минуты).

 

Методика «Домик»  Н.И. Гуткиной.

Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5—10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению [9].

Цель исследования: определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

Процедура проведения

Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать: 1) какой рукой рисует ребенок (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии; 4) отвлекается ли во время работы; 5) высказывания и вопросы во время рисования; 6) сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Обработка и анализ результатов

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

1. Отсутствие какой-либо  детали рисунка (4 балла).

2. Увеличение отдельных  деталей рисунка более чем  в два раза (3 балла за каждую  увеличенную деталь).

3. Неправильно изображенный  элемент рисунка (3 балла).

4. Неправильное расположение  деталей в пространстве рисунка (1 балл).

5. Отклонение прямых линий  более чем на 30° от заданного  направления (1 балл).

6. Разрывы между линиями  в тех местах, где они должны  быть соединены (1 балл за каждый  разрыв).

7. Залезание линий одна  за другую (1 балл за каждое  залезание).

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

1.5.2. Методики диагностики уровня развития мышления.

Методика «Последовательность событий».

Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911г.)

Н.Семаго, М.Семаго «Теория и практика оценки психического развития ребенка» (дошкольный и младший школьный возраст).

Цель: Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка.

Методика представляет собой задание на понимание смысла сюжета, изображенного на картинках, предъявленных испытуемому в неправильной последовательности. Она позволяет исследовать такие качества мышления, как процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи, а также выявляет уровень речевого развития, произвольного внимания, произвольной регуляции деятельности и кругозор ребенка.

Информация о работе Теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению