Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 15:45, курсовая работа
Актуальность. В современных условиях особую психологическую и педагогическую значимость приобретает проблема обучения, воспитания и развития детей с задержкой психического развития, в том числе проблема адаптации к школьному обучению. Следует указать, что задержка психического развития – это пограничная зона интеллектуальной недостаточности, характеризующаяся личностной незрелостью и временным отставанием в развитии психики или отдельных ее функций (эмоциональных, волевых, сенсорных, речевых, моторных).
Естественно, речевые нарушения сказываются не только на общении, но и на познавательной деятельности детей с задержанным развитием. Тем самым, познавательная деятельность, нарушенная первично, нарушается вторично из-за недостатков речевого развития.
Воображение ребенка лучше всего развивается в игре, так как в игровой деятельности сконцентрированы наиболее существенные проявления психической активности. Игровая деятельность детей с ЗПР характеризуется однообразием, не содержит элементов творчества, недостаточно эмоциональна. Выявленные признаки свидетельствуют о низком уровне воображения и активности детей.
В исследованиях Медведевой Е.А. показано, что своеобразие в развитии воображения создает трудности в усвоении школьной программы, тормозит развитие личностных качеств. Главной особенностью воображения является слабая выраженность положительного мотивационно-потребностного компонента в творческой деятельности.
Наряду со специфичным развитием познавательной сферы ребёнка с ЗПР, отмечается своеобразное развитие эмоциональной сферы.
У детей с ЗПР очень слабо выражена потребность в получении новых впечатлений, в общении со сверстниками и взрослыми, в игре, как в способе получения социального опыта.
В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.
Итак, дети с ЗПР имеют особенности в эмоциональном развитии:
1) неустойчивость эмоционально-
2) проявление негативных
3) появление эмоциональных
Несмотря на бедность собственных эмоциональных реакций, у детей рассматриваемой категории не обнаружены нарушения или затруднения в понимании эмоций других людей. Наряду с поверхностью и непрочностью эмоционального состояния, у детей с ЗПР выявляется интересная особенность эмоционально-волевой сферы: живость эмоций, доверчивость, приветливость, дружелюбие. Дети рассматриваемой категории легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.
Кроме того, у детей с ЗПР часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства – часто наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.
Таким образом, задержка психического развития проявляется как в интеллектуальной недостаточности, так и в эмоционально-волевой незрелости. Именно поэтому ЗПР может рассматриваться как полиморфный тип психического недоразвития, для которого характерно в сенсорной системе – недостаточность и фрагментарность восприятия, затрудненность пространственной ориентированности; в познавательной сфере – отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим.
1.2. Адаптация как объект теоретического анализа. Критерии адаптивной личности
Одним из сложных вопросов теоретического обеспечения разработки проблемы адаптации является разнообразие применяемых понятий и терминологии. В общем смысле адаптацию следует рассматривать как системную реакцию организма, обеспечивающую возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности. К.К. Платонов определяет адаптацию как «пластичное приспособление внутренних изменений к изменениям внешним» [43].
В педагогическом энциклопедическом словаре понятие "адаптация" дается как «приспособление организма к условиям существования». Целью адаптации является устранение или ослабление разрушающего действия факторов окружающей (биологической, физической, химической, социальной) среды.
Таким образом, психическую адаптацию можно определить как « процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды» [4].
Адаптация имеет определенную структуру, состоящую из ряда уровней:
- психофизиологическая
- психологическая адаптация;
- социальная адаптация.
Психофизиологическая адаптация рассматривается как совокупность физиологических реакций организма на изменения среды. Следует отметить, что данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.
Психологическая адаптация – способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды.
Социальную адаптацию следует рассматривать как процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания, и при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворяя свои основные потребности.
В работах Ф.Б. Березина подчеркнута взаимосвязь всех компонентов адаптации, результатом которой является установление адекватных соотношений между психической деятельностью, обуславливающей поведение, и физиологическими механизмами, которые это поведение обеспечивают [4]
А.П. Коцюбинский и Н.С. Шейнина высказывают представления, с точки зрения которых психическая адаптация состоит из трех блоков:
- биологического;
- психологического;
- социального;
Эти блоки, в свою очередь, соответствуют принятым представлениям о трех уровнях психической регуляции:
- биологический;
- индивидуально-личностный;
- личностно-средовой.
При этом каждый из компонентов психической адаптации имеет свою сложную структуру [4].
Следует выделить интеракционистское определение адаптации. Так, Л. Филипс полагает, что все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами. Согласно данной концепции, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды:
а) Принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Такую адаптированность автор считает выражением конформности к тем требованиям, которые общество предъявляет к поведению личности.
б) В более широком смысле адаптация сводится не только лишь к принятию норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В данном контексте адаптация подразумевает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих стремлений, целей и ценностей[62].
Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего [40].
Психоаналитическая концепция разработана Г. Гартманом [63], а механизмы и процессы адаптации рассмотрены Анной Фрейд [64].
Психоаналитическое понимание адаптации опирается на представления З. Фрейда о структуре психической сферы личности, в которой выделяются три инстанции: Id, Ego и Super-Ego. Id (Оно) включает инстинкты, Super-Ego представляет собой систему интернализованной морали, а в Ego включаются в основном рациональные познавательные процессы личности. Id руководствуется принципом удовольствия, Ego - принципом реальности. Ego "ведет войну" против Id, против Super-Ego и внешней реальности [57].
Современные психоаналитики различают две разновидности адаптации:
а) аллопластическая адаптация - изменение мира «под себя»;
б) аутопластическая адаптация - изменение себя «под мир» [40].
К этим двум собственно психическим разновидностям адаптации он добавляет еще один: поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для функционирования организма [39].
В связи с вышесказанным становится
очевидным, что без исследований психической
адаптации будет неполным рассмотрение
любой проблемы психического несоответствия,
а анализ описанных аспектов адаптационного
процесса представляется неотъемлемой
частью психологии человека.
Таким образом, проблема психической
адаптации представляет собой важную
область научных изысканий, расположенную
на стыке различных отраслей знания, приобретающих
в современных условиях всё большее значение.
В этой связи адаптационную концепцию
можно рассматривать как один из перспективных
подходов к комплексному изучению человека[46].
Традиционно адаптивные качества трактуются в контексте черт личности или же в контексте эффективного поведения и навыков.
А.А. Реан, А.Н. Кудашев и др. рассматривают способность к адаптации, приспособлению человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества как личностную адаптивность [46].
Налчаджян А. А. считает, что личность, обладающая способностью к оптимальной реализации собственных внутренних возможностей и личностного потенциала при взаимодействии с окружающей средой, к поддержанию постоянства и сохранению устойчивости личности при различных условиях существования - адаптивная личность [41].
По мнению А.А. Налчаджян, адаптивная личность характеризуется:
- эмоциональной стабильностью;
- чувством внутреннего и
- ощущением удовлетворенности собой, окружающим и своей жизнью;
- позитивным образом «Я»;
- сформированностью
- адекватностью внутреннего и внешнего контроля на основе развитых навыков перцепции, рефлексии и саморефлексии;
- способностью к самоизменениям;
- самостоятельностью и
- принятием норм и требований социума.
По мнению А.А. Налчаджян, существует два вида адаптивной активности.
Адаптивное поведение, по мнению Ф.Б. Березина, характеризуется успешным принятием решений, а также проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.
Адаптивная личность отличается значимо более интенсивными переживаниями:
- эмоций радости, волнения, удивления и аффекта любви,
- выраженными механизмами
отрицания и
- высокими показателями принятия себя, принятия других, эмоционального комфорта.
В то время, как дезадаптивная личность контрастирует значительным превалированием:
- эмоций горя, гнева, отвращения, презрения, страха, стыда и вины,
- комплексом аффектов тревожност
- преобладанием
механизмов регрессии и
- высокими показателями
непринятия себя, непринятия других,
эмоционального дискомфорта, внешнего
контроля, ведомости и эскапизма.
Реан А. А. считает, что определенный уровень адаптации/дезадаптации личности достигается посредством сочетания, взаимодействия и взаимосвязей различных психологических характеристик эмоционального реагирования, механизмов психологических защит и компонентов «Я-концепции» между собой [47].
В сфере социальной активности основным признаком эффективной адаптивности является приобретение личностью знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства. Если речь идет о сфере личностных отношений, то результатом успешной адаптивности будет установление эмоционально насыщенных отношений с желаемым человеком [4].
1.3. Адаптация к
школе детей с нормальным
При поступлении в школу ребенка возникает целый ряд задач, которые требуют мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Например, для ребенка является трудным находиться в одной позе в течение длительного времени, сложно не отвлекаться на посторонние раздражители и воспринимать информацию от учителя. Дети не сразу усваивают правила поведения, не сразу признают позицию учителя, испытывают трудности в установлении контакта со сверстниками.
Как видим, необходимо время, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям, то есть произошел процесс адаптации [65].