Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 15:45, курсовая работа
Актуальность. В современных условиях особую психологическую и педагогическую значимость приобретает проблема обучения, воспитания и развития детей с задержкой психического развития, в том числе проблема адаптации к школьному обучению. Следует указать, что задержка психического развития – это пограничная зона интеллектуальной недостаточности, характеризующаяся личностной незрелостью и временным отставанием в развитии психики или отдельных ее функций (эмоциональных, волевых, сенсорных, речевых, моторных).
Никогда не позволяйте ребенку работать "на время". Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребенку.
Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на "положительном подкреплении": при неудачах – подбодрите, самый ничтожный успех – подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.
Всегда помните о том, что такому ребенку нужно время "на раскачку".
Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе.
Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
Вырабатывайте у ребенка чувство времени.
Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.
Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.
Если ребенок гипердинамичен…
Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть.
Четко придерживайтесь режима дня.
Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.
Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.
Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.
Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок может подчиняться определенным требованиям, ставить перед собою цель и стремиться выполнить ее.
Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребенком в шумные компании.
Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успех. Это даст ребенку уверенность в своих силах.
Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко.
Учитесь сдерживать "бурлящие" эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.
Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка. Если возникла необходимость отчитать, проработать – делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально.
Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью.
Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощающих взрослых.
Если ребенок застенчив…
Выражайте безусловное расположение ребенку.
Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышение уровня тревожности.
Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
Помогите застенчивым найти и оценить в себе се то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без излишнего смущения.
Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.
Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.
Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка.
Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.
Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям.
Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, "глаз в глаз", т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.
Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
Если ребенок рассеян…
Принимайте ребенка таким, какой он есть.
Не ругайте за то, что он рассеян.
Не ставьте рабочий стол ребенка рядом с окном. Уберите с него посторонние предметы. Устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности.
Научите ребенка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах помогите их составить.
Поддерживайте четкий распорядок дня.
Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций, заданий.
Давайте ребенку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения. Во время работы не отвлекайте его.
Учите ребенка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат с запланированным.
Научите рассеянного ребенка вязать, шить, вышивать, фотографировать, выжигать и т.п., так как эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности.
Поручайте рассеянному ребенку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.
Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую работу (перебрать пшено и т.д.).
Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.
Если ребенок плохо запоминает…
Учите ребенка ставить цель заполнить надолго.
При подготовке уроков следует чередовать способы работы: чтение, конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
Для того, чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух.
Ребенок лучше запомнит тогда, когда перескажет прочитанное. Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.
При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, так как забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. После математики выполняйте задания по курсу "Человек и мир", после чтения – порисуйте; память любит разнообразие.
При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание.
Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном нужно повторить выученное.
Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте на порции.
Совместные усилия учителей,
педагогов, родителей, врачей, школьного
психолога и социального педагога способны
снизить риск возникновения у ребенка
школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Создание и развитие общего положительного
эмоционального фона отношений в новом
социальном пространстве, где сотрудничество
учителя и родителей обеспечивает снижение
уровня тревожности у всех действующих
в нем субъектов, позволяет сделать период
адаптации первоклассников недолгим,
а результаты его – высоким.
Заключение
В первой главе «Теоретическое исследование проблемы школьной адаптации детей с задержкой психического развития» раскрыто состояние проблемы адаптации детей с задержкой психического развития к начальной школе; проанализированы данные психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме адаптации детей с задержанным развитием к школьному обучению. Представлен анализ состояния проблемы, ее сущность и содержание. В процессе изучения научной литературы (Н.М. Назарова, К.С. Лебединская, А.М. Прихожан, М.Р. Битянова и др.), дано определение понятию «задержка психического развития», причины ее возникновения, дана психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
Так, на основе теоретического анализа, установлено, что задержка психического развития – это один из вариантов психического дизонтогенеза, при котором у детей отмечаются относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Причинами возникновения ЗПР могут служить хронические соматические заболевания, конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы, а также неблагоприятные условия воспитания. Анализ литературных источников позволил выделить несколько вариантов классификации ЗПР, в зависимости от вызвавших ее факторов (Лебединская К.С., Певзнер М.С., Власова Т.А.). Единой классификации ЗПР нет, но наиболее распространенной является классификация К.С. Лебединской по этиопатогенетическому принципу:
1. ЗПР конституционального происхождения.
2. ЗПР соматогенного
3. ЗПР психогенного
4. ЗПР церебрально-органического происхождения.
В данной классификации К.С. Лебединская выделяет общую структуру дефекта, вызванного различными причинами (этиопатогенетический подход).
Также в первой главе рассмотрены особенности познавательной сферы детей с ЗПР: внимание, восприятие, память, мышление, речевое развитие, эмоционально-волевая сфера. Установлено, что ЗПР проявляется как в интеллектуальной недостаточности, так и в эмоционально-волевой незрелости. Именно поэтому ЗПР может рассматриваться как полиморфный тип психического недоразвития, для которого характерно в сенсорной системе – недостаточность и фрагментарность восприятия, затрудненность пространственной ориентированности; в познавательной сфере – отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим.
Далее в главе рассматривается понятие адаптации, адаптация как объект теоретического анализа. В ходе изучения данного вопроса выявлено, что адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды. Рассматривая структуру адаптации выделены несколько ее уровней: психофизиологическая адаптация, психологическая и социальная. В работах исследователей подчеркивается взаимосвязь всех перечисленных компонентов. Исходя из этой взаимосвязи осуществляется диагностическая и коррекционно-развивающая работа по повышению уровня адаптированности ребенка.
Судить об уровне адаптированности можно по наличию у него адаптивных качеств. По мнению А.А. Налчаджян, адаптивная личность характеризуется:
- эмоциональной стабильностью;
- чувством внутреннего и
- ощущением удовлетворенности собой, окружающим и своей жизнью;
- позитивным образом «Я»;
- сформированностью
- адекватностью внутреннего и внешнего контроля на основе развитых навыков перцепции, рефлексии и саморефлексии;
- способностью к самоизменениям;
- самостоятельностью и
- принятием норм и требований социума.
В сфере социальной активности основным признаком эффективной адаптивности является приобретение личностью знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства. Если речь идет о личностных отношениях, то результатом успешной адаптивности будет установление эмоционально насыщенных отношений с желаемым человеком.
Переходя к изучению адаптации детей с ЗПР, необходимо отметить, что уровень их адаптированности качественно отличается от уровня адаптированности нормально развивающихся детей. К моменту поступления в школу у нормально развивающихся детей уже практически сформированы все необходимые качества (произвольность психических процессов, сформированы важнейшие учебные действия, наблюдается способность к соблюдению моральных и поведенческих норм). Дети же с ЗПР испытывают значительные трудности в овладении перечисленными умениями и навыками. В связи с этим дети с ЗПР испытывают затруднения в процессе адаптации к школе.