Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 15:45, курсовая работа
Актуальность. В современных условиях особую психологическую и педагогическую значимость приобретает проблема обучения, воспитания и развития детей с задержкой психического развития, в том числе проблема адаптации к школьному обучению. Следует указать, что задержка психического развития – это пограничная зона интеллектуальной недостаточности, характеризующаяся личностной незрелостью и временным отставанием в развитии психики или отдельных ее функций (эмоциональных, волевых, сенсорных, речевых, моторных).
Подобные затруднения нередко приводят к дезадаптации. Школьная дезадаптация – это социально-психологическое и физиологическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию. В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль несколько групп факторов: социально-средовые (особенности семейного воспитания, психотравмирующие ситуации и т.д.), психологические (длительная депривация, ЗПР, неврозы и т.д.) и медицинские (ММД, патологии беременности и родов, СДВГ и т.д.). Следствием школьной дезадаптированности являются дальнейшие отклонения в поведении, формирование асоциальной направленности и негативных личностных качеств, а также возникновение соматической и нервно-психической патологии.
Вторая глава «Психолого-педагогическая помощь детям младшего школьного возраста с ЗПР, испытывающим трудности в адаптации» посвящена описанию диагностических методик, применяемых для определения уровня психологической адаптации к школьному обучению. Рассматриваются основные направления работы по повышению адаптации, даются рекомендации педагогам и родителям.
Диагностическая часть представлена следующими методиками: А.М. Прихожан (CMAS), Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен (тест тревожности), К. Роджерс, Р. Даймонд (методика диагностики социально-психологической адаптации), Н.Г. Лусканова (анкета для определения школьной мотивации), Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В. (методика экспертной оценки адаптированности ребенка к школе), исследование адаптации методом Люшера, методика изучения мотивации Н.Л. Белопольской, Т.А. Нежнова («Беседы о школе»), методика «Два дома», «Кинестетический рисунок семьи». Каждая методика направлена на определение уровня адаптированности ребенка к школе, выявление тревожности и определение основных трудностей, возникающих в процессе обучения.
Направления работы по повышению адаптации к школе рассматриваются как создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно развиваться в школьной системе отношений. Для успешной адаптации к школе применяется особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса – психолого-педагогическое сопровождение. В главе рассмотрены задачи психолога в системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения.
Необходимо подчеркнуть, что для обеспечения процесса адаптации разрабатываются специальные коррекционные программы, представляющие собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих профилактику и преодоление школьной дезадаптации. В связи с тем, что школьная дезадаптация проявляется на физиологическом, познавательном, социально-психологическом и личностном уровнях, коррекционно-развивающая программа должна охватывать коррекцию всех выше перечисленных уровней. А именно:
- игры на развитие внимания;
- игры на развитие памяти;
- игры на развитие произвольных движений и самоконтроля;
- игры на развитие произвольной
активности, формирование эмоционально-
- игры, способствующие успокоению,
уменьшению возбуждения и
- игры на развитие
- игры на развитие
- игры на снятие страхов;
- игры на снятие боязни школы;
- игры на развитие мышления и речи.
Необходимым дополнением служат психотехнические игры, играя в которые психолог корректирует и развивает сферу самоконтроля, работоспособность, оптимизирует общий тонус тела. В блок рекомендаций педагогам и родителям внесены подробные инструкции и советы от психологов, касающиеся грамотного общения с ребенком в период его адаптации к школьному обучению.
Таким образом, в ходе подробного изучения проблемы адаптации детей с ЗПР к начальной школе установлено, что адаптация – сложный многоплановый процесс, включающий в себя адаптивные компоненты: социальный, психологический, психофизиологический. Следовательно, для повышения уровня адаптации, ее коррекции и предупреждения необходимо проводить работу, касающуюся всех выше перечисленных компонентов.