Теоритические основы развития внимания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать особенности развития внимания младших школьников.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития внимания детей младшего школьного возраста.
2. Определить значение и сущность внимания, его физиологические и психологические основы.
3. Выявить уровень развития и формирования внимания у младших школьников, как условие усвоения.
4. Изучить влияние развития внимания младших школьников на их успеваемость и самоконтроль
5. Проследить динамику изменения уровня внимания в процессе эмпирического исследования и интерпретировать полученные данные.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1.Физиологические и теоретические основы характеристики внимания.
1.1.Развитие внимания в онтогенезе…………………………………... 6
1.2 Виды и основные свойства внимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3 Психологические теории внимания. . . ……………………………… 14
1.4.Роль обучения и воспитания в младшем школьном возрасте 16
2.Условия развития внимания у младших школьников.
2.1.Процесс развития внимания 19
2.2.Формирование внимания у младших школьников 21
2.3.Внимание условие усвоения 22
2.4. Особенности развития внимания 25
3. Эмпирическое исследование развития внимания у младших школьников .
3.1 Характеристика выборки и методов исследования . . . . . . . . . . . .
3.2 Описание и интерпретация результатов исследования . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая 2015г. новая.docx

— 106.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

                         

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

1.Физиологические  и теоретические  основы  характеристики внимания.                                                                                              

 

1.1.Развитие   внимания    в   онтогенезе…………………………………...

6

1.2  Виды и основные свойства внимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

1.3 Психологические теории внимания. . .  ………………………………

14

1.4.Роль обучения и воспитания в младшем школьном возрасте

16

 2.Условия  развития внимания у младших школьников.               

 

 2.1.Процесс развития внимания

19

2.2.Формирование внимания у младших школьников

21

2.3.Внимание условие  усвоения

22

2.4. Особенности развития внимания

25

3. Эмпирическое исследование развития  внимания  у младших  школьников .

 

3.1 Характеристика выборки  и методов исследования  . . . . . . . . . . . .

 

 3.2 Описание и интерпретация результатов исследования . . . . . . . . . . .

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                
Введение

        Развитие личности тесно связано с ее мыслительными способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.

         Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

          За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым [ 1,с.139].

          Вопросы активизации внимания школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

          Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация внимания школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.             

         Знания, полученные в готовом  виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике [2,с.125].

          По мере того, как происходит развитие человека, изменяется уровень его мыслительных действий. Расширяются возможности познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления.

         Развитие мыслительных способностей, в том числе внимания, определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. В развитии внимания большую роль играет общение, воспитание, обучение.

        Важную роль в развитии внимания детей младшего школьного возраста играют взрослые - родители, педагоги.

       Главная цель работы взрослых заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в развитии внимания. При этом можно использовать как традиционные психолого-педагогические методы, так и инновационные.

       Актуальность темы : «Теоритические  основы  развития  внимания   младших школьников» позволила поставить основную цель курсовой работы, заключающуюся в том, чтобы теоретически обосновать, разработать и проверить в экспериментальном режиме программу деятельности психолога школьного образовательного учреждения по развитию внимания у младших школьников.

Цель исследования: исследовать особенности развития внимания  младших школьников.

Объект исследования - внимание  младших  школьников

Предмет  исследования – теоритические  основы  развития внимания младших школьников.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень развития внимания детей младшего школьного повышается, если:

- педагоги школьного образования будут заинтересованными руководителями    процесса развития внимания;

- будет организовано систематическое  обучение развитию внимания с  использованием диагностических  методик и занятий с игровым  материалом;

- методики будут отобраны  адекватно возрасту детей для  обучения и развития внимания;

- будут использоваться  приемы активизации внимания;

- происходит активное  восприятие ребенком учебного  материала;

- их действия приобретают  самостоятельный, осознанный характер;

- будет использоваться  приобретенный опыт.

Цель и гипотеза определяют задачи исследования:

1. Проанализировать особенности развития внимания детей младшего  школьного  возраста.

2. Определить значение  и сущность внимания, его физиологические  и психологические основы.

3. Выявить  уровень развития и формирования внимания у младших школьников, как условие усвоения.

4. Изучить влияние развития внимания младших школьников на их успеваемость и самоконтроль

5. Проследить динамику  изменения уровня внимания в  процессе  эмпирического исследования и интерпретировать полученные  данные.

Методы исследования: методика Б.Бурдона - исследование уровня устойчивости и концентрации внимания методом корректурной пробы. Методика Поппельрейтора –исследование уровня распределения внимания. Методика Пьерона-Рузера – исследование уровня по выявлению концентрации внимания. Методика Мюнсберга- исследование по выявлению уровня объема внимания. При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как:  теоритический анализ литературы, комплексный метод диагностики развития внимания,количественный и качественный анализ полученных данных.

Структура курсовой работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

         Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи и используемые методы.

В первой главе «Теоретические и физиологические основы характеристики внимания» рассмотрено состояние исследуемой проблемы психолого-педагогической науке, проанализированы особенности внимания, его физиологические и теоретические  основы характеристики  внимания.

Во второй главе «Условия  развития внимания у младших школьников» рассмотрен процесс формирования внимания, особенности развития внимания, приемы активизации внимания.

В третьей главе описана опытно-экспериментальная работа по развитию различных свойств внимания, проведены исследования развития внимания.

В «Заключении» подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.

В «Приложении» представлены дидактический, наглядный материал для проведения  методик  по  развитию внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Физиологические  и теоретические  основы  характеристики внимания.

 

1.1.Развитие  внимания   в  онтогенезе.

       Ребёнок рождается на свет только с безусловными рефлексами - инстинктами, передающимися по наследству Л.С. Выготский [3,с.184] подчеркивал, что первоначальное внимание ребёнка осуществляется при помощи нервных наследственных механизмов, организующих протекание его рефлексов по физиологическому принципу доминанты.

Постепенно из множества раздражителей он начинает выделять те, которые имеют для него жизненное значение. Происходит выработка условных рефлексов, вместе с которыми у ребёнка развивается и умение выделять определенные впечатления из внешних воздействий.

В первые месяцы после рождения у ребёнка доминирует непроизвольное внимание или говоря словами Л.С. Выготского «линия натурального развития внимания» [3, с. 184]. Младенца привлекают интенсивные раздражители :яркий свет, громкий звук, движущийся объект.

Постепенно малыш уже подолгу сосредотачивает своё внимание на предметах, рассматривает их. Начинает развиваться «линия культурного внимания» [3, с. 184].

Культурное развитие внимания начинается при первом же социальном контакте между ребёнком и взрослыми. Формируется произвольное внимание.

На первом году жизни внимание ребёнка ещё неустойчиво.

В возрасте двух лет малыш уже сосредотачивает своё внимание на предметах, рассматривает их, манипулирует ими.

Кругозор ребёнка расширяется. Каждый предмет - источник самого различного возбуждения. Ребёнок младшего возраста ещё не может сосредоточиться на каком-либо занятии, если предмет или игра ему не интересны.

С возрастом внимание ребёнка усиливается, А.Н. Леонтьев, работая в лаборатории Л.С. Выготского, провёл эксперимент, который позволил доказать как с возрастом меняется внимание детей,

В дальнейшем именно школа, организованный учебный процесс воспитывают у детей внимание.

 

1.2.Виды  и основные свойства внимания.

 

Непроизвольное внимание. Каковы причины возникновения, пробуждения непроизвольного внимания? Обычно в жизненных ситуациях, в деятельности имеется сложный комплекс причин, тесно связанных друг с другом. Для анализа их можно разделить, несколько условно, на различные группы [4, с. 162].

          К первой группе причин, способных вызвать и поддерживать непроизвольное внимание, относятся особенности самого раздражителя. Это, прежде всего, степень интенсивности раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, резкий запах - невольно может привлечь наше внимание. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная интенсивность раздражителя, т.е. соотношение раздражителя по силе с другими действующими в этот момент раздражителями. Особое значение имеет для привлечения внимания контраст между раздражителями. Так, объект больший по величине по сравнению с окружающими его предметами, скорее привлечет внимание. Раздражение более длительное замечается легче, если оно дается среди кратковременных раздражителей.          

          Роль интенсивности раздражителя вытекает и из особенностей физиологических основ внимания - всякое изменение уровня бодрствования связано, как уже говорилось, с увеличением или уменьшением интенсивности стимуляции.

Однако повседневные жизненные наблюдения, специальные опыты показывают, что внимание вызывается иногда очень слабыми, но значимыми в данный момент раздражителями и не привлекается действующими в этот же момент более интенсивными (пол физическому характеру) раздражителями. Это показывает, что интенсивность раздражителя не является основным условием привлечения непроизвольного внимания.

            К первой же группе причин относится новизна (необычность) раздражителя. Новизна - одна из наиболее важных особенностей раздражителей, вызывающих пробуждение непроизвольного внимания. Всякое вновь возникшее раздражение, как отмечал еще И.П. Павлов, если оно имеет достаточную интенсивность, вызывает ориентировочные реакции. Различают абсолютную новизну (в этом случае раздражитель никогда не был в нашем опыте) и относительную новизну (необычное сочетание раздражителей). Предполагается, что пробуждение более связано с относительной новизной раздражителей. Все необычное привлекает внимание. Это подтверждается специальными опытами на животных. Так, крысы в опытах значительно более интенсивно реагировали не новые раздражители, а на необычное сочетание знакомых. Новизна может заключаться в изменении физических свойств (характера) действующих раздражителей. Ослабление действия раздражителя и прекращение его действия также может вызвать внимание. Новизна может вызвать внимание. Новизна может быть связана с неожиданностью предъявления раздражителя. Факторами, обуславливающими привлечение внимания, могут быть и пространственные изменения или движение источника раздражения по отношению к положению органов чувств. Движущиеся предметы скорее привлекают наше внимание.

Информация о работе Теоритические основы развития внимания младших школьников