Теоритические основы развития внимания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать особенности развития внимания младших школьников.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития внимания детей младшего школьного возраста.
2. Определить значение и сущность внимания, его физиологические и психологические основы.
3. Выявить уровень развития и формирования внимания у младших школьников, как условие усвоения.
4. Изучить влияние развития внимания младших школьников на их успеваемость и самоконтроль
5. Проследить динамику изменения уровня внимания в процессе эмпирического исследования и интерпретировать полученные данные.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1.Физиологические и теоретические основы характеристики внимания.
1.1.Развитие внимания в онтогенезе…………………………………... 6
1.2 Виды и основные свойства внимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3 Психологические теории внимания. . . ……………………………… 14
1.4.Роль обучения и воспитания в младшем школьном возрасте 16
2.Условия развития внимания у младших школьников.
2.1.Процесс развития внимания 19
2.2.Формирование внимания у младших школьников 21
2.3.Внимание условие усвоения 22
2.4. Особенности развития внимания 25
3. Эмпирическое исследование развития внимания у младших школьников .
3.1 Характеристика выборки и методов исследования . . . . . . . . . . . .
3.2 Описание и интерпретация результатов исследования . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая 2015г. новая.docx

— 106.49 Кб (Скачать файл)

            Опытные учителя умеют управлять вниманием учащихся, чтобы в нужные моменты у них возникало именно то качество внимания. Которое необходимо. На одном и том же уроке часто учащиеся должны проявлять устойчивость и подвижность, широкий объем и узкую концентрацию внимания.

 

2.4. Особенности развития внимания

 

             Оба вида внимания (произвольное и непроизвольное) в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии, и здесь учителю необходимо много поработать. Внимание развивается в упражнениях.

            Для воспитания непроизвольного внимания надо развивать познавательные интересы школьника, расширять круг его представлений. Чем выше общее умственное развитие ребенка, тем сильнее у него развито непроизвольное внимание.

Дети приходят в школу без привычки быть внимательными, слушать учителя, вникать в содержание учебного материала. Хорошим средством для воспитания внимания в первые недели школьных занятий служит чтение учителем рассказов и сказок. Кроме того, это чтение даст учителю ценные наблюдения над учащимися, поможет определить, кто из них отличается большей внимательностью, а кто меньшей. Зная особенности внимания детей, учителю легче будет вести с ними занятия [19, с. 277].

           Важным условием привлечения и поддержания внимания является хорошая организация урока. Именно в начале работы полезно вызвать у детей радостное ожидание предстоящего дела. Это ранее мобилизует их напряженное внимание. В трудных и скучных местах работы следует разъяснять ее важность, чтобы обеспечить произвольное внимание .

            Наличие колебаний, отвлечения внимания, быстрая утомляемость детей требуют частого отдыха, а также периодической смены занятий. К.Д. Ушинский писал: «Заставьте ребенка идти - он устанет очень скоро, прыгать - тоже, стоять - тоже, сидеть - также устанет; но он перемешивает все эти деятельности разных органов и резвится целый день, не уставая. То же самое касается и при учебных занятиях детей…»

     Однако не надо без нужды слишком часто менять виды работ. Если она недостаточно продолжительна, то у ребенка не воспитывается устойчивость внимания. Кроме того, всякое переключение с одного вида занятий на другой связано, как уже говорилось, с некоторыми трудностями (в частности, мешает концентрации внимания) и потерей времени.

     Небольшой отдых (2-3 минуты), физкультминутка на уроке полезно действуют на восстановление внимания детей.

       Для мобилизации внимания необходимо активизировать учебную работу детей. Надо, чтобы они больше думали и все, что доступно их силам, выполняли самостоятельно. Существует много приемов активизации учебной работы младших школьников [13, с. 61].

Формирование учебной активизации внимания достигается следующими приемами:

1.Стимулирование   учащихся.

Учитель умело использовал соревнование учащихся «Кто еще лучше прочитает?» «Кто мне так расскажет, что всем будет приятно послушать?» и т.п.

2. Почти полное  отсутствие замечаний в форме  запрещений («не шумите», «не безобразничайте»), предпочтение давать указания, говоря  об учащихся в первом или  в третьем лице («слушали внимательно», «вела хорошо»).

3. Разнообразие  приемов обучения. Например, на уроках  чтения применялись рассказывание, чтение вслух и про себя, драматизация, что особенно заинтересовало  детей, дополнение чтения рассказами  детей из своего собственного  опыта. «Кто был в колхозе? Кто  нам расскажет, что он видел  в колхозе? Нина нам расскажет, а мы послушаем. Может быть кто-нибудь добавит».

          Усвоение знаний требует соответствующего развития процессов непосредственного познания действительности: ощущений, восприятии и наблюдений, внимания.

          Младшие школьники отличаются большой восприимчивостью к внешним воздействиям, основанной на преобладающей деятельности первой сигнальной системы. Их познавательная деятельность опирается прежде всего на наглядно-чувственную основу. Однако в восприятии предметов младшими школьниками имеются и недостатки.

         К недостаткам прежде всего относится неточность в дифференцировке сходных предметов, объясняемая слабостью анализа при восприятии и тенденции к поспешному угадыванию. Дети младшего школьного возраста обычно довольствуются узнаванием предмета и его называнием, не делая попыток лучше разобраться в деталях предмета. Учащиеся I и II (а иногда III и IV классов) легко смешивают сходные по внешнему виду или по произношению буквы и слова и таким образом допускают при чтении ошибки (вместо «перестал» читают «пристал», вместо «шубейка» - «шубка» и т.п.).

           В связи с этим надо отметить часто встречающуюся у детей младшего школьного возраста недостаточную критичность, а отсюда и поверхностность восприятия, - предмет (в том числе и читаемый текст) дети стараются поскорее «угадать» не рассматривая его внимательно и не замечая своих ошибок.

          Книги для младших школьников обычно богато иллюстрированы. Психологические исследования показали, что роль картин как наглядного пособия в тексте букварей и книг для чтения определяется их соответствием поставленным педагогическим задачам.

          Все формы наглядности: предметная, изобразительная и словесная - применяются на уроках в начальной школе. Детям младшего школьного возраста необходимо видеть предметы и явления действительности или образы их, что им надо осмысливать.

          Самые пассивные и вялые дети оживляются, обнаруживают умственную активность, когда учитель приносит на урок, например естествознания, «настоящие» образцы неживой природы, или во время экскурсий, позволяющих детям наблюдать предметы и явления действительности.

          Говоря о значении наглядности в обучении младших школьников, не следует забывать и стоящую перед учителями начальной школы большую задачу: последовательно формировать у этих школьников навык правильного использования наглядного материала, сочетания наглядности с обобщениями, выраженными в словесной форме [2, с.59].

          С первого года обучения в школе дети должны приобретать культуру наблюдательности. Богатый материал для этого дают уроки природоведения, на которых проводятся наблюдения и опыты над предметами и явлениями природы, и тем самым дети приучаются к точности и ответственности за свои наблюдения, к пониманию значения наблюдаемых явлений. Много материала для наблюдений за техническими приспособлениями, производительными процессами и их результатами дает трудовое обучение.

          Но этим ограничиваться нельзя, надо развивать и произвольное внимание учащихся, чтобы они приучались заставлять себя быть внимательными. Это удается в том случае, если перед учащимися ставятся задачи, ясные и посильные для них, но требующие произвольного внимания. Например, давая для рассматривания картинку, полезно предварительно предложить ученикам ряд вопросов, побуждающих их более целенаправленно и внимательно рассматривать картину. Младшим школьникам легче сосредотачивать внимание, если указания по выполняемой ими работе даются не сразу, а последовательно, по звеньям (А.Н. Леонтьев, А.Е. Адрианова) [14, с.181].

         От целенаправленности и привлекательности занятий зависит у младших школьников и концентрация их внимания. С одной стороны дети этого возраста склонны к концентрации внимания, что объясняется узостью, малым объемом его. Ученики 1-2 классов во время письменных работ так сосредоточены, что не слышат указаний учителя. С другой стороны, внимание младших школьников очень подвижно, что мешает его концентрации.

           Большое значение для развития внимания имеет понимание учеником того, чему его учат. Если что-либо для него неясно, внимание может ослабнуть. С другой стороны, настойчивое повторение учителем того, что дети хорошо поняли, также ослабляет их внимательность. Слишком легкая или слишком трудная работа плохо мобилизует внимание школьника. Поэтому учителю надо давать детям такие задачи, которые требовали бы от них усилий, но были бы им доступны.

            Для развития произвольного внимания ученика надо воспитывать у него сознательное отношение к учению, чувство долга, ответственность за свою работу и поведение. Произвольное внимания особенно зависит от характера и воли ребенка. Поэтому в детях надо воспитывать не только интерес к учебному материалу, но и стремление побеждать свои слабости, преодолевать рассеянность, проявлять выдержку и прилежание даже тогда, когда работа неинтересна и трудна. К.Д. Ушинский писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».

            Необходимым условием усвоения знаний является внимание. У детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Это связано с тем, что в этом возрасте воля еще не развита, регулирующая деятельность второй сигнальной системы по отношению к первой недостаточна. Поэтому учителю начальных классов школы надо привлекать внимание учеников таким изложением материала, которое не требует от них большого напряжения.

          Огромную роль в воспитании должного отношения к учебным занятиям и в предупреждении рассеянности играет личность учителя и прежде всего его глубокий интерес к тому, что он преподает, чем он хочет заинтересовать детей. Личный авторитет педагога - прочная основа воспитания у учащихся внимания и интереса на уроках, без которых невозможно усвоение учебного материала.

          Задача планомерного воспитания внимания в связи с этим видится как постоянное формирование новых действий умственного контроля. Но и при таком формировании внимания непременным условием является наличие положительной мотивации основной деятельности  [22, с.206].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Эмпирическое исследование развития внимания у младших школьников.

                                    

3.1. Характеристика   выборки и методов исследования .

 

       Основной  целью  исследования была проверка выдвинутой  гипотезы. Положение  гипотезы  проверялось  в ходе исследования, которое проводилась в четыре этапа. Целью исследования было  выявление  уровня  устойчивости, концентрации,  распределения  и   объема   внимания   у  младших   школьников  с  помощью  различных  методик ( индивидуально и группой).

         Для повышения уровня  развития  внимания  у  младших школьников  проводилась  систематическая работа  по активизации  их индивидуальных  возможностей . В результате  реализации   программы  формирования и развития внимания  была получена положительная динамика  в  его развитии.

        Своё исследование я провела в 4 этапа, что позволило мне  определить уровень развития внимания в младшем дошкольном возрасте, на начальном и заключительном  этапе  моей работы.

         На первом этапе я использовала методику Пьерона – Рузера. Целью этой методики было выявление уровня концентрации внимания младших школьников. В ходе исследования было обследовано 10 человек «В» класса ГУО «Брагинская общеобразовательная школа» г.п.Брагина. Обследование проводилось со всей группой (см. Приложение №1).

          После проделанной работы  по  активизации индивидуальных возможностей  у испытуемых,  на 2-ом этапе моего исследования я использовала методику Б.Бурдона методом корректурной пробы.

       Целью  этой методики было выявление  уровня устойчивости и концентрации  внимания . В ходе  исследования было обследовано 10 человек «В» класса ГУО «Брагинская общеобразовательная школа»          г.п.Брагина.       Обследование  проводилось   индивидуально (см. Приложение №2).

        Т.к.  результаты  исследования по методике   Пьерона – Рузера  показали достаточно низкий уровень   концентрации   внимания, прежде чем начать 2-ой этап   с испытуемыми было  организовано систематическое обучение по развитию  внимания с использованием, упражнений и занятий с игровым материалом.

         Игры и упражнения  были  отобраны  адекватно возрасту детей для  обучения и развития внимания, использовались приемы активизации  внимания и их действия приобретали  самостоятельный  и  осознанный  характер.

       После  проделанной работы  по активизации  индивидуальных возможностей  у  испытуемых  использовался  приобретенный  опыт.

       На 3-ем  этапе   исследования я использовала методику Поппельрейтора.

        Целью  этой методики было выявление  уровня распределения внимания  младших школьников. В ходе исследования было обследовано 10 человек «В» класса ГУО «Брагинская общеобразовательная школа» г.п.Брагина. Обследование проводилось  индивидуально (см. Приложение № 3).

         Анализируя  своё исследование, я пришла к выводу, что наиболее эффективен результат, когда обследование проходит индивидуально и огромное значение имели  игры и упражнения, которые способствовали  активизации  индивидуальных  способностей  у испытуемых

         На своем  завершающем 4-ом этапе, я использовала методику Мюнсберга.

         Целью этой методики было выявление  уровня объема  внимания младших  школьников. В ходе исследования было обследовано 10 человек «В» класса ГУО «Брагинская общеобразовательная школа» г.п.Брагина. Обследование проводилось  индивидуально (см. Приложение № 4).

Информация о работе Теоритические основы развития внимания младших школьников