Теоритические основы развития внимания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать особенности развития внимания младших школьников.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития внимания детей младшего школьного возраста.
2. Определить значение и сущность внимания, его физиологические и психологические основы.
3. Выявить уровень развития и формирования внимания у младших школьников, как условие усвоения.
4. Изучить влияние развития внимания младших школьников на их успеваемость и самоконтроль
5. Проследить динамику изменения уровня внимания в процессе эмпирического исследования и интерпретировать полученные данные.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1.Физиологические и теоретические основы характеристики внимания.
1.1.Развитие внимания в онтогенезе…………………………………... 6
1.2 Виды и основные свойства внимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3 Психологические теории внимания. . . ……………………………… 14
1.4.Роль обучения и воспитания в младшем школьном возрасте 16
2.Условия развития внимания у младших школьников.
2.1.Процесс развития внимания 19
2.2.Формирование внимания у младших школьников 21
2.3.Внимание условие усвоения 22
2.4. Особенности развития внимания 25
3. Эмпирическое исследование развития внимания у младших школьников .
3.1 Характеристика выборки и методов исследования . . . . . . . . . . . .
3.2 Описание и интерпретация результатов исследования . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая 2015г. новая.docx

— 106.49 Кб (Скачать файл)

 

3.2.Описание и  интерпретация результатов исследования.

 

         Для определения уровня концентрации  внимания я использовала методику Пьерона-Рузера   (см. Приложение  № 1). В ходе работы  было обследовано 10 человек, 3 «В» класса на базе ГУО «Брагинская общеобразовательная средняя школа». Исследования проводилось со всей группой. В процессе работы участникам исследования   излагалась инструкция, после того, как  они  были  готовы  приступить  к  заданию,  я начинала исследование. Результаты каждого ребенка фиксировала в специальном протоколе, что позволило мне  подвести общий итог моей работы, определить  уровень концентрации внимания   каждого испытуемого и вывести общий  процент  и  отразить   результаты с помощью  диаграммы.

            Можно сделать следующие выводы:

В ходе обследования  было установлено, что  у испытуемых (4 ч.), которые  получили низкий уровень, причиной послужило следующее:

            1-ый испытуемый  был предельно  внимательный и за отведенное  время отметил всего лишь 65 знаков, но при этом не совершил  ни одной ошибки, это количество  отмеченных знаков согласно инструкции  свидетельствует о низком уровне  концентрации  внимания;

           2-ой испытуемый  отметил 87 знаков, но спешил и допустил при  выполнении  задания – 2 ошибки, что  привело  к  снижению  на  1  ранг;

            3-ий  испытуемый  отметил  90 знаков, но допустил 3 ошибки и это привело  к  снижению на 2 ранга;

            4-ый испытуемый отметил 95 знаков, но допустил при этом 4 ошибки, что привело к снижению на 2 ранга;

          Два испытуемых  отметили 104 знака, но при этом допустили 3-4 ошибки, что привело к снижению  на 2 ранга, уровень стал средним. К  совершению ошибок привело, то, что  испытуемые старались быстрее  выполнить задание, но при этом  были не внимательными и допускали  ошибки.

          Четыре  испытуемых  отметили (83-90) знаков, при этом не допустили  ни одной ошибки, этот результат  свидетельствует о том, что у  испытуемых внимание было очень  сконцентрировано на задании, а  не на выполнении на скорость, или же что бы  показать свой  лучший результат.

            Результаты исследования показали достаточно низкий уровень концентрации  внимания. Экспериментальная группа  имела недостаточно высокий уровень  проверяемых умений. Для повышения уровня концентрации внимания  рекомендовано  провести систематическую работу по активизации  их  индивидуальных возможностей.

          Для определения оценки устойчивости  и концентрации  внимания я  использовала  методику Б.Бурдона, методом корректурной пробы   (см.Приложение  № 2 ). В ходе работы  было обследовано 10 человек, 3 «В» класса на базе ГУО «Брагинская общеобразовательная средняя школа». Исследования проводилось индивидуально с каждым испытуемым. В процессе работы участнику исследования   излагалась инструкция, после того, как  он был  готов  приступить  к  заданию,  я начинала исследование. Результаты каждого ребенка фиксировала в специальном протоколе, что позволило мне  подвести общий итог моей работы, определить  оценки устойчивости и концентрации  внимания  каждого испытуемого и вывести общий  процент  и  отразить  эти результаты с помощью  диаграммы и сравнить результаты обследования на 1- ом этапе  ( определение  уровня   концентрации  внимания  по  методике  Пьерона-Рузера)

        Можно  сделать следующие выводы:

         Высокого уровня достигли – 2 человека, что составила 20 %, среднего  уровня достигли  -5 человек, что  составило 50 %  и низкого уровня  достигли  -3 человека, что составило 30 %.

         Объем внимания  в  этом  возрасте 600 и больше знаков, допустимо  при этом 5 ошибок и меньше.

       Испытуемые, которые получили высокий уровень, отметили 600-603 знака, при этом  допустили  по 1- ой ошибке (см. протокол приложение №2). Участники опытно- экспериментальной работы  внимательно просматривали бланк  и были сосредоточены на своей работе.

       Испытуемые, которые получили средний уровень, отметили 600-602-603-605-607 знака, при этом  допустили 2-3-4-5 ошибок (см. протокол приложение №2). Участники опытно- экспериментальной работы  отметили больше 600 знаков, но при этом допустили ошибки.

      Испытуемые, которые получили низкий уровень, отметили 607-610-612 знаков, при этом  допустили 6-7 ошибок (см. протокол приложение №2). Участники опытно- экспериментальной работы отметили больше 600 знаков и при этом допустили больше 5-ти ошибок, что неприемлемо с  показателями нормы. Сравнив результаты 2- х обследований по выявлению концентрации внимания  по методике Пьерона-Рузера и Б.Бурдона  можно сделать выводы:

      Испытуемые, которые получили низкий уровень  развития концентрации внимания  на 1- ом  и 2-ом  этапе   опытно- экспериментальной работы  (№ 3,7) остались на прежнем уровне. Испытуемые  (№1,6) имевшие средний уровень на 1- ом этапе, достигли высокого уровня  на 2- ом этапе.

      Испытуемые (№2,10), которые на 1- ом   этапе  исследования   имели низкий уровень , на 2- ом этапе  достигли среднего уровня.

       Остальные  испытуемые остались на прежнем (среднем) уровне. По результатам тестирования выделяются дети, нуждающиеся в более подробном обследовании внимания. Далее выявляются категории детей, нуждающихся в развивающих занятиях. Существуют приемы и методы снятия утомления и повышения работоспособности учеников (см.Приложение№5). Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам зрения и слуха, восстанавливают эмоционально-положительное состояние

 

Рекомендовано:

Со всеми  участниками исследования продолжать  проводить работу, которая будет способствовать и развивать концентрацию внимания.

         Для определения уровня распределения  внимания я использовала методику Поппельрейтора  (см. Приложение  № 3). В ходе работы  было обследовано 10 человек, 3 «В» класса на базе ГУО «Брагинская общеобразовательная средняя  школа». Исследования проводилось индивидуально с каждым испытуемым. В процессе работы участнику исследования   излагалась инструкция, после того, как  он был  готов  приступить  к  заданию,  я начинала исследование. Результаты каждого ребенка фиксировала в специальном протоколе, что позволило мне  подвести общий итог моей работы, определить  уровень распределения  внимания  каждого испытуемого и вывести общий  процент  и  отразить  эти результаты с помощью  диаграммы.

           Можно сделать следующие выводы:

            Высокого уровня  достигли – 2 человека, что составила 20%, среднего  уровня достигли  -6 человек, что  составило 60 %  и низкого уровня  достигли -2 человек, что составило 20 %.

           Испытуемые, которые получили  высокий уровень  в процессе исследования вели себя уверенно, называли предметы четко и быстро. Испытуемые, которые получили средний уровень  отвечали с осторожностью, боясь ошибиться  или  не успеть назвать все предметы. Испытуемые, которые получили   низкий  уровень  в процессе исследования  часто сбивались, были не уверены в своих ответах и перескакивали  с одной картинки на другую.

          Распределение внимания зависит  от психологического и физиологического  состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных  видов деятельности, требующих повышенной  концентрации внимания, область  его распределения обычно сужается.

Рекомендовано:

Испытуемым  с низким уровнем распределения внимания  больше проводить индивидуальных  занятий   для   развития  этих  свойств.

            Для определения уровня объёма  внимания я использовала методику Мюнстерберга  (см. Приложение  № 4). В ходе работы  было обследовано 10 человек, 3 «В» класса на базе ГУО «Брагинская общеобразовательная средняя  школа». Исследования проводилось индивидуально с каждым испытуемым. В процессе работы участнику исследования   излагалась инструкция, после того, как  он был  готов  приступить  к  заданию,  я начинала исследование. Результаты каждого ребенка фиксировала в специальном протоколе, что позволило мне  подвести общий итог моей работы, определить  уровень объёма   внимания  каждого испытуемого и вывести общий  процент  и  отразить  эти результаты с помощью  диаграммы.

           Можно сделать следующие выводы:

            Высокого уровня  достигли – 2 человека, что составила 20%, среднего  уровня достигли  -6 человек, что  составило 60 %  и низкого уровня  достигли -2 человек, что составило 20 %.

         Испытуемые, которые получили высокий  уровень развития, в процессе  исследования заполняли карточки  быстро, но допускали ошибки.

         Испытуемые, которые получили средний  уровень  в процессе исследования 

заполняли бланки более внимательно и сосредоточенно, но допускали  ошибки.

         Испытуемые, которые получили низкий  уровень развития, в процессе  исследования заполняли карточки  первые более внимательно, а последние  спонтанно и необдуманно, поэтому  допускали много ошибок.

         В развитии  внимания у ребенка существенным  является его интеллектуализация, которая совершается в процессе  умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное  содержание, начинает переключаться  на мыслительные связи. В результате  расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится  в теснейшей связи с общим  умственным развитием ребенка.

          Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. У младшего школьника его  ещё   очень   немного.  Поэтому   дети    мало    способны держать   в    поле    зрения    сразу   несколько    объектов. 
Рекомендовано:

Со всеми  испытуемыми  применять  разнообразные  виды и формы работы. При этом следует учитывать, что длительное слуховое сосредоточение представляет значительно большую трудность по сравнению со зрительным.

       Подведя итог своей работы, можно  сделать выводы:

Уровень развития внимания у детей сформирован  в  разной степени. И только целенаправленная работа с ними повлияла  на динамику развития внимания.

         Вся проделанная работа позволяет сделать следующие основные выводы: младшие школьники еще не могут самостоятельно развивать  внимание, им необходима помощь взрослых, помощь взрослых должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в том числе и игры,  благоприятную почву для этого создает наличие программы, разработанной на основе наблюдений за детьми и проведенных  диагностик,  ведя наблюдения за детьми, можно получить точную картину возможностей каждого, и это сделает работу по развитию детей более эффективной. Коррекционная работа по развитию  внимания младших школьников эффективна  лишь в том случае, если используется значительный спектр методов: наблюдение, психологический эксперимент, изучение опыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературных источников. Каждый из указанных методов обретает действенность в совмещении с другими, так как их использование носит комплексный характер.

        Проследив  динамику изменения уровня внимания  в процессе  работы. При прочих  равных условиях на начальном  этапе формирования    уровень  развития внимания  у детей,  был значительно ниже, высокий уровень отсутствовал  вообще,  это сравнение  идет с  заключительным  этапом. Эти  результаты свидетельствует об эффективности разработанного мною  комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила  свои  результаты. Процент детей с высоким уровнем развития увеличился  на  20 % , соответственно  на заключительном этапе  низкий уровень снизился  на  20 %. Результаты занесены в протоколы  и построены диаграммы.

         Одним  ученикам  легче  концентрировать внимание, чем распределять, другие, наоборот, больше затрудняются при концентрации, у одних внимание слишком подвижно, у других чересчур неподвижно, «вязко».

         Привычная   невнимательность   наблюдалась  у учеников, которым учение дается  с большим трудом, которые по  тем или иным причинам не  верят в успех своей работы. Также плохие результаты   получили испытуемые у которых   были проблемы со зрением.

           Для  развития  внимания  у младших  школьников  целесообразно  использовать  эмоциональные факторы: возбудить  интерес, ввести известную эмоциональную  насыщенность.

          Внимательность каждого отдельного человека связана с развитием свойств внимания, его объема, сосредоточенности, устойчивости, переключаемостью, распределения. Обладая этими качествами, человек легко сосредоточивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

Информация о работе Теоритические основы развития внимания младших школьников