Теоритические основы развития внимания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать особенности развития внимания младших школьников.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития внимания детей младшего школьного возраста.
2. Определить значение и сущность внимания, его физиологические и психологические основы.
3. Выявить уровень развития и формирования внимания у младших школьников, как условие усвоения.
4. Изучить влияние развития внимания младших школьников на их успеваемость и самоконтроль
5. Проследить динамику изменения уровня внимания в процессе эмпирического исследования и интерпретировать полученные данные.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1.Физиологические и теоретические основы характеристики внимания.
1.1.Развитие внимания в онтогенезе…………………………………... 6
1.2 Виды и основные свойства внимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3 Психологические теории внимания. . . ……………………………… 14
1.4.Роль обучения и воспитания в младшем школьном возрасте 16
2.Условия развития внимания у младших школьников.
2.1.Процесс развития внимания 19
2.2.Формирование внимания у младших школьников 21
2.3.Внимание условие усвоения 22
2.4. Особенности развития внимания 25
3. Эмпирическое исследование развития внимания у младших школьников .
3.1 Характеристика выборки и методов исследования . . . . . . . . . . . .
3.2 Описание и интерпретация результатов исследования . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая 2015г. новая.docx

— 106.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение.

 

         Процесс развития внимания должен пронизывать все этапы развития личности ребенка. В результате проведенной работы мной  была проанализирована имеющаяся психолого-педагогическая литература по данному вопросу, были определены особенности деятельности психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста, разработана и апробирована программа деятельности психолога по развитию внимания детей младшего школьного возраста.

          В связи с поставленной целью в первой главе рассмотрено развитие внимания в онтогенезе, проанализированы особенности развития  внимания младших  школьников. Было дано определение внимания, физиологическим и психологическим особенностям внимания, а также рассмотрены виды внимания и их свойства.

          Во второй главе рассмотрены процесс  и формирование развития внимания у детей,  особенности развития внимания.

         В третьей главе проведено исследование по развитию внимания и его свойств - устойчивость, концентрации, распределение и объем.

Использовались такие  методики по развитию внимания как, тест Бурдона на устойчивость  и  переключение внимания, методика Пьерона-Рузера  на концентрацию внимания, методика  Поппельрейтора на распределение внимания, методика Мюнстерберга на объем внимания.

          Проведены исследования   в 3  «В» классе после проведения специальных систематических занятий по развитию внимания.

           Полученные результаты подтверждают мои гипотезы по развитию внимания при проведении специальных тестовых занятий с детьми.

          Применяемый тестовый материал и подходы к анализу данных позволят изучать умственную работоспособность ребенка и свойства внимания у младших школьников. Данную тестовую программу рекомендую использовать для индивидуального и группового обследования детей. И чтобы достичь хороших результатов в своей работе важно помнить пожелание Б. Никитина «Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, спокойным. Это зависит от вас, от того когда начнете и как будете развивать его способности».

         По результатам проведенного  работы  можно сделать следующие выводы: основной целью исследования  была проверка выдвинутой гипотезы.

          Положения гипотезы проверялись в ходе  исследования, которое проводилась с детьми, имеющими проблемы в развитии внимания. Исследование проводилась в четыре этапа. Цель  - выявление уровня развития  внимания детей младшего школьного возраста; результаты на 1 этапе исследования показали достаточно низкий уровень развития внимания детей. Экспериментальная группа имела недостаточно высокий уровень проверяемых умений, для повышения уровня развития  внимания младших школьников необходимо проводить систематическую работу по активизации их индивидуальных возможностей. В результате реализации программы формирования и развития  внимания была получена положительная динамика в его развитии. В современной школе пока не в полной мере обеспечивается развитие произвольного  внимания младших школьников.

           Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также как правило, характеризуется неустойчивым вниманием.

           Необходимо отметить также и особенности произвольного внимания младших школьников с точки зрения той задачи, которой оно подчинено. Младший школьник может упорно и глубоко сосредоточиваться на трудной и неинтересной работе ради результата.

          Концентрированность или интенсивность внимания, т.е. сила сосредоточенности на каком-либо особенно интересном предмете или занятии у младшего школьника может быть достаточно большой. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой, меньшей, чем у подростков и старших учащихся. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание младших школьников.

           В ходе исследования было выявлено, что у детей с различной  успеваемостью внимание развивается по-разному. У средне и хорошо успевающих школьников внимание развито средне, у большинства неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания.

           Одной из причин невнимательности  ребенка является общее слабое  состояние его здоровья. Невнимательностью  отличаются нервные, болезненные  дети, страдающие малокровием и  общим истощением нервной системы. Школьники бывают рассеянными  на уроках также вследствие  того, что они не досыпают, нерегулярно  питаются, не соблюдают правильного  режима дня.

           Такова краткая характеристика  свойств внимания младшего школьника, зависящих в большей степени  от возраста. Однако учителю нужно  учитывать и некоторые индивидуальные  особенности внимания детей, которые  в значительной степени обусловлены  личностными факторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.        Список    использованных   источников

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию/ П.Я.Гальперин. - М.: МГУ, 1976. - 263 с.

2.Истомина З.М. Развитие внимания/З.М.Истомина. - М.: Просвещение, 1978. - 120 с.

3.Хрестоматия по общей  психологии. Развитие высших форм  внимания в детском возрасте  вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева. - М.1976. – 270 с.

4.Рудик П.А. Психология /П.А.Рудик. - М.: Просвещение, 1955. - 345 с.

5.Хрестоматия    по    общей психологии.   Психология   памяти  / Под  общ. ред.

Ю.Б. Гиппенрейтер,  В.Я.Романова . - М.: Просвещение, 1979. - 426 с.

6.Выготский Л.В. Развитие высших  психологических функций/ Л.В.Выготский. - М.: АПН, 1960. – 310 с.

7.Рогов Е.И. Общая психология - курс  лекций/ Е.И.Рогов. - М.: Владос, 1995. - 420 с.

8. Мананикова, Е.Н.  Основы  психологии : Учебное пособие / Е.Н.Мананикова., 2006. - 363с.

9.Ляудис Н.В. Внимание в процессе  развития/ Н.В.Ляудис. - М.: Владос, 1991. - 145 с.

10.Гальперин П.Я. Экспериментальное  формирование внимания/ П.Я.Гальперин. - М.; Педагогика, 1974.

11.Грановская Р.М. Элементы практической  психологии. - Л.: Изд-воЛГУ, 1988.

12.Понарядова Г.М. О внимании  младших школьников с различной  успеваемостью . Вопросы психологии/ Г.М.Понарядова. - 1982. - №2. - С. 10-12.

15.Возрастная и педагогическая  психология / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 1973.

13.Чутко Н.Я. Развитие внимания  школьника/ Н.Я. Чутко. - М.: Педагогика, 1992. - 192 с.

14.Леонтьев А.Н. Развитие внимания/А.Н. Леоньтьев. - М., 1931 - 278 с.

16.Чупров Л.Ф. Исследование особенностей  внимания/ Л.Ф.Чупров - Абакан: АГПИ, 1991. - 37 с.

17.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Гиппенрейтер

Ю.Б., Романова В.Я. - М.: Просвещение, 1979. - 426 с.

18.Мальцева К.П. Развитие внимания школьника/К.П.Мальцев. - М.:АПН, 1956. - 261 с.

19. Рубинштейн, С.Л.   Основы  общей психологии / С.Л.Рубинштейн.- СПб.: Питер.,- 1999.- 390с.

20. Экспериментально - психологические  исследования особенностей внимания. - Киров: ГПИ, 1990. - 318 с.

21.Вейн А.М. Внимание человека/ А.М.Вейн - М.: Просвещение, 1973. - 162 с.

22.Рогов Е.И. Начальная книга  психолога/ Е.И.Рогов. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с.

23.Воронин  В.М. Физиология высшей нервной деятельности./В.М.Воронин - М.: Просвещение, 1977. - 222 с.

24.Артемов В.А. Курс лекций по  психологии /В.А. Артемов. - М., 1991. - 236 с.

 

 


 



Информация о работе Теоритические основы развития внимания младших школьников