Типология как метод изучения личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные, насколько это возможно, методы исследования.
Конкретно-психологическое изучение личности потребовало

Содержание работы

Введение
Классификации методов исследования в психологии
2.1 Классификация методов психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву)
2.2 Объективные методы исследования
Классификация методов дифференциальной психологии
3.1 Общенаучные методы
3.2 Психогенетические методы
3.3 Исторические методы (методы анализа документов)
3.4 Собственно психологические методы
Индивидуально-типологические свойства личности как поле для исследования
Направленность
4.2 Темперамент
4.3 Характер
Способности
Обзор методик по исследованию индивидуально-типологических свойств личности
5.1 Изучение направленности
5.2 Изучение темперамента и характера
Изучение способностей
Выводы по теоретическому исследованию
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Типология как метод изучения личности в психологии (Автосохраненный).docx

— 173.06 Кб (Скачать файл)

Содержания

  1. Введение
  2. Классификации методов исследования в психологии

2.1 Классификация  методов психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву)

2.2 Объективные методы  исследования

  1. Классификация методов дифференциальной психологии

3.1 Общенаучные методы

3.2 Психогенетические  методы

3.3 Исторические  методы (методы анализа документов)

3.4 Собственно психологические методы

  1. Индивидуально-типологические свойства личности как поле для исследования
    1. Направленность

4.2 Темперамент

4.3 Характер

    1. Способности
  1. Обзор методик по исследованию индивидуально-типологических свойств личности

5.1 Изучение направленности

5.2 Изучение темперамента и характера

    1. Изучение способностей
  1. Выводы по теоретическому исследованию
  2. Заключение
  3. Список литературы

 

Введение

Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения  психологии в современную науку  является изучение ею личности человека. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими  концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные, насколько это возможно, методы исследования.

Конкретно-психологическое  изучение личности потребовало разработки специальных методов, позволяющих  приобрести эмпирически контролируемое знание об её свойствах и классифицировать различия между людьми для решения  практических задач.

Для того, чтобы определить и изучить индивидуально-типологические свойства личности: темперамент и характер, её способности и направленность, существует большое количество методик. Все они базируются на нескольких основных общенаучных подходах: принципе системности, операционализации и формализации исследований, повышении их надёжности, а также на использовании современных математических методов.

Оценка индивидуально-типологических свойств личности или её актуального  состояния должна вестись с позиций  комплексного подхода, включающего  не только формальные показатели психодиагностического  исследования, но и биографические данные, сведения о профессиональном, социально-экономическом и семейном статусе, о той ситуации и жизненном  пространстве, в котором человек  сейчас находится, о тех жизненных  обстоятельствах (на момент обследования), которые могут оказать значительное влияние на результаты тестирования.

Поэтому цель нашей  работы – выявить специфику методов  изучения индивидуально-типологических свойств личности и рассмотреть  особенности их применения.

В соответствии с  поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

• проанализировать литературу по данной теме;

• дать классификацию методов исследования в психологии;

• выделить индивидуально-типологические свойства личности и дать их обзорную характеристику;

• дать обзор методик по исследованию индивидуально-типологических свойств личности;

• спланировать и провести эмпирическое исследование по выявлению индивидуально-типологических свойств личности.

Объект исследования – методы исследования в психологической  науке.

Предмет исследования – методы исследования индивидуально-типологических свойств личности и особенности  их применения.

Гипотеза: Независимо от того, какими методами и методиками для диагностики одних и тех  же индивидуально-типологических свойств  личности пользуются, в аналогичных  условиях получают аналогичные результаты 

Классификации методов  исследования в психологии

Классификация методов  психологического исследования (по Б. Г. Ананьеву)

Б.Г. Ананьев даёт схематичную классификацию методов  психологического исследования (рисунок 1).

                      Методы психологического исследования


 

Организационные

Эмпирические

Способы обработки данных

Интерпретационные



сравнительный

лонгитюдный

комплексный

обсервационные

эксперимент

психодиагностический

анализ  процессов и продуктов деятельности

моделирование

биографический

методы  математико-статистического анализа  данных

методы  качественного анализа

генетический  метод

структурные методы



Наблюдение

  Самонаблюдение

  Формирующий

Полевой

  Естественный

  Филогенетический

  Онтогенетический

  Классификация

Типологизация


Рисунок 1. Методы психологического исследования

 

Объективные методы исследования

Слободчиков В.И. и Исаев Е.И. выделяют следующие объективные методы исследования в психологии, изображённые в таблице 1:

Таблица 1

Объективные методы исследования в психологии

Метанаучные

Математическое моделирование

 

Статистический анализ

Общенаучные

Наблюдение

Сплошное

Выборочное

Эксперимент

Формирующий

Естественный

Лабораторный

Конкретно-научные

Тесты

Способностей

Достижений

Профпригодности и др.

Анализ  продуктов деятельности

Контент-анализ

Графология

Анадиз рисунков и др.

Опрос

Беседа (интервью)

Анкета


 

Классификация методов  дифференциальной психологии

Метод в переводе с греческого означает путь, путь познания. Для того чтобы получить представление  об индивидуальных различиях психики, используют различные способы получения  данных. В мире животных это сделать проще – там в качестве основного применяется метод искусственной селекции. У человека можно использовать статистическое исследование сходств и различий, особенно при варьировании условий воспитания. Для разных уровней индивидуальности могут быть использованы разные методы, которые можно классифицировать по разным дихотомиям.

По виду используемого  опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного  опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).

По активности воздействия  выделяют наблюдение и эксперимент.

По уровню обобщенности полученных закономерностей – номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).

По стабильности – изменению изучаемого явления  различают констатирующие и формирующие  методы (в которых конечное состояние  изучаемого качества отличается от начального).

Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению  идиографического подхода, объяснение – к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтениях методологического аппарата, которым пользуется исследователь. В настоящее время это противостояние смягчается.

Методы, используемые дифференциальной психологией, можно  условно разделить на несколько  групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.

Общенаучные методы

Общенаучные методы представляют собой модификацию  применительно к психологической  реальности тех методов, которые  используются и во многих других науках.

Наблюдение –  целенаправленное систематическое  изучение человека, по результатам  которого даётся экспертная оценка.

Существует несколько  видов наблюдения (таблица 2):

Таблица 2

Виды наблюдения

Опосредованное  – Непосредственное

(Косвенное –  Контактное)

По  форме контакта

Полевое – Лабораторное

(Естественное –  Экспериментальное)

По условиям деятельности

Открытое  – Скрытое (Инкогнито)

По  характеру взаимодействия с объектом

Включённое  – Невключённое

Случайное - Целенаправленное

По цели

Сплошное  – Выборочное

По  упорядоченности

Произвольное  – структурированное

Констатирующее - Оценивающее

По фиксации результатов


 

Преимущества наблюдения заключаются в том, что 1) собираются факты естественного поведения  человека, 2) человек воспринимается как целостная личность, 3)отражается контекст жизни субъекта.

Недостатками метода являются: 1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями, 2) пассивность: невмешательство исследователя  обрекает его на выжидательную позицию, 3) отсутствие возможности повторного наблюдения, 4) фиксация результатов в описательной форме.

В психологии вариантом  наблюдения является самонаблюдение.

Эксперимент – метод  целенаправленного манипулирования  одной переменной и наблюдения за результатами её изменения. Особенность  экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого  изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные  субъективным характером взаимодействующих  реальностей по крайней мере трёх человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).

Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно  создавать условия, вызывающие изучаемый  психический процесс, 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение  простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

К недостаткам относятся: 1) исчезновение естественности процесса, 2) отсутствие целостной картины  личности человека, 3) необходимость  специальной техники, 4) отрыв от естественного восприятия изучаемой  реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок  приборов, тестов и так далее).

Существует несколько  видов эксперимента: лабораторный, естественный, камерный и формирующий.

Эксперимент должен соответствовать требованиям валидности (пригодности, понимаемой как соответствие целей, методов и результатов), репрезентативности (представительности выборки и соответствия её структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента), надёжности (устойчивости результатов во времени).

Моделирование –  воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). 

Психогенетические методы

Эта группа методов  направлена на выделение факторов среды  и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.

Генеалогический метод – метод исследования семей, родословных. Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют отношения психологической близости (тесные – отдалённые), конфликтности, а также семейные сценарные установки. Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трёх поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).

Метод приёмных детей  состоит в том, чтобы в исследование включить детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приёмных и биологических родителей.

Близнецовый метод:

1.Метод контрольных  близнецов состоит в сравнении  внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов.

2.Метод близнецовой  пары заключается в изучении  распределения ролей и функций  внутри близнецовой пары, нередко  образующей замкнутую социально-психологическую  систему. 

3.Метод контрольного  близнеца состоит в том, что  на одного из близнецов оказывают  формирующее воздействие, а на  другого – нет, и фиксируют  время появления навыка.

4.Метод разлученных  монозиготных близнецов используется  в условиях социальных катаклизмов,  когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие – с фактором среды.

Информация о работе Типология как метод изучения личности в психологии