Типология как метод изучения личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные, насколько это возможно, методы исследования.
Конкретно-психологическое изучение личности потребовало

Содержание работы

Введение
Классификации методов исследования в психологии
2.1 Классификация методов психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву)
2.2 Объективные методы исследования
Классификация методов дифференциальной психологии
3.1 Общенаучные методы
3.2 Психогенетические методы
3.3 Исторические методы (методы анализа документов)
3.4 Собственно психологические методы
Индивидуально-типологические свойства личности как поле для исследования
Направленность
4.2 Темперамент
4.3 Характер
Способности
Обзор методик по исследованию индивидуально-типологических свойств личности
5.1 Изучение направленности
5.2 Изучение темперамента и характера
Изучение способностей
Выводы по теоретическому исследованию
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Типология как метод изучения личности в психологии (Автосохраненный).docx

— 173.06 Кб (Скачать файл)

Современные исследования мозга показали, что полушария  мозга имеют свои специфические  функции (таблица 9), и преобладание одного из них существенно влияет на индивидуальные особенности человека.

Таблица 9

Функции полушарий  головного мозга

Функции левого полушария

Функции правого полушария

1. хронологический порядок

1. Текущее  время

2. чтение карт, схем

2. Конкретное  пространство

3. запоминание имен и символов 

3. Запоминание  образов, конкретных событий,  узнавание лиц

4. речевая активность

4.Восприятие  эмоционального состояния

5. видение мира веселым, легким

5. Видение  мира мрачным

6. детальное восприятие

6. Целостное  образное восприятие


 

Признаки наличия  способностей к какому-либо виду деятельности

  1. Высокий темп обучения соответствующей деятельности
  2. Широта переноса навыка, которая состоит в том, что, обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить её в других аналогичных ситуациях
  3. Энергетическая экономность выполнения данной деятельности
  4. Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности
  5. Высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам

Таким образом, способности  выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности.

Обзор методик по исследованию индивидуально-типологических свойств  личности

Чтобы получить всесторонний портрет личности, следует использовать такую батарею методик, которая  бы выявила личностные особенности  на всех уровнях самосознания. При  этом необходимо, чтобы полученные данные позволили объективно оценить  и эмоционально-динамические характеристики, и способности, и стиль межличностного поведения, и мотивационную направленность индивида.

Психодиагностическая  модель целостной личности задана тремя  векторами (направлениями) исследования. Первый вектор предусматривает вертикальный многоуровневый подход, позволяющий оценить с помощью соответствующих методик разные уровни личностной организации – бессознательное «Я», осознаваемый образ «Я», декларативное (субъективное) актуальное «Я» и идеальное «Я». При этом последовательно и в сопоставлении учитываются феноменологически близкие показатели, отражающие:

  1. врождённые типологические свойства;
  2. характер, формирующийся в процессе взаимодействия врождённых свойств с воспитывающим влиянием окружающей среды;
  3. направленность социальной активности, опирающуюся на субъективную избирательность, которая ограничивает вероятностный выбор человека.

Второй вектор имеет  горизонтальную направленность и параллельно  изучает мотивацию, эмоции, стиль  межличностного общения и познавательные способности через призму ведущей  тенденции как базовой характеристики. При этом центральную позицию  занимают показатели нормативного разброса, а нарастание интенсивности признаков  отражает акцентированные типологические черты и дезадаптивные формы переживания и поведения.

Третий вектор направлен  на изучение динамики индивидуально-личностных характеристик под влиянием стрессовой ситуации, при эмоциональной напряжённости, с обращением особого внимания на индивидуально очерченный диапазон изменчивости.

Определить приведённые  выше ведущие тенденции и стиль  межличностного поведения можно  с помощью индивидуально-типологического  опросника (ИТО), разработанного Собчик Л.Н. Методика представляет собой достаточно лаконичный и простой по содержанию опросник, который позволяет определить степень выраженности каждой индивидуально-типологической особенности и их сочетаний в целях профориентации, кадрового отбора, индивидуализации педагогического подхода, а также степени социально-психологической адаптированности как психически здоровых людей, так и лиц с пограничными психическими расстройствами. Детский вариант – ИТДО – удобен для оптимизации учебного процесса и дифференцированного подхода при выборе воспитательных мер.

Изучение направленности

Устойчивость направленности обеспечивается внутренней иерархией  мотивов. Оценка направленности заключается  в выявлении этой иерархии в результате соотнесения мотивов друг с другом. Наглядным примером такой процедуры  оценки направленности могут служить  методики: «Ориентировочная анкета», опросник Холланда, методика ДДО.

«Ориентировочная  анкета», авторами которой являются В. Смекал и М. Кучера, состоит из 30 вопросов. В каждом вопросе представлены три альтернативных высказывания, из которых обследуемый должен выбрать наиболее и наименее приемлемые для себя варианты. Результаты суммируются и определяется направленность: «на себя», «на взаимные действия», «на задачу».

При работе с опросником Холланда обследуемому предлагается список профессий, представленных попарно. Он должен выбрать в каждой из 42 пар профессии, которые больше нравятся. По характеру выборов определяется интерес к практическим, исследовательским, художественным, социальным, предпринимательским, конвенциальным (преимущественно канцелярская и «бумажная» работа) профессиям.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный Е.А. Климовым, включает в себя 20 пунктов, состоящих из двух альтернативных утверждений о деятельности. Обследуемый должен выбрать более удовлетворяющий его вариант. В результате определяется интерес к профессиям типа: человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система, человек – художественный образ.

Для всех трёх методик  характерна альтернативная форма вопросов, а также то, что они обращены не к опыту обследуемого, а к его воображению. Оценивание с помощью таких методик производиться по шкале порядка.

Непомнящая Н.И. разработала методики изучения и  диагностики ведущей направленности (ценностности) применительно к детям от 5-6 лет до 10-12 лет: методика «Картинки предметные», методики «Три вопроса», «Неопределённый рассказ».

Методика «Картинки  предметные» предназначена для  диагностики объективной стороны  направленности. Исходным материалом служит набор картинок (24-26 штук). На каждой из них изображён в чёрно-белом  исполнении какой-нибудь единичный  знакомый предмет. Предметы относятся  к различным, эмпирически выделенным областям окружающей действительности: бытовой, игровой и другим. Ребёнку  последовательно, по одной показываются любые несколько картинок и просят к каждой картинке придумать какое-нибудь предложение. Анализ материала по данной методике с целью определения  типа направленности ведётся по следующим  критериям: 1) особенности поведения  и отношения к заданию и  экспериментатору; 2) содержательный анализ ответов; 3) анализ языковых особенностей.

Методики «Три вопроса» и «Неопределённый рассказ» предназначены  для диагностики субъективной стороны  направленности. Эксперимент проводится в форме беседы на основе ответов  на вопросы. При всех ответах экспериментатор  просит обосновать ответ, выясняет причины  предпочтений, оценок, отношений, трудностей и так далее.

Эти методики с соответствующей  модификацией и интерпретацией данных пригодны и для других возрастов, в том числе и для взрослых.

Итак, основными  методиками диагностики направленности личности являются «Ориентировочная анкета», опросник Холланда, методика ДДО и методики изучения ведущей направленности (ценностности), разработанные Непомнящей Н.И..

Изучение темперамента и характера

Методики изучения свойств темперамента и черт характера

Множество методик  для выявления и оценки свойств  темперамента и черт характера можно  разделить на четыре группы.

Первая группа включает методики, основанные на естественной зависимости между свойствами нервной  системы человека и его темпераментом. С их помощью на основе изучения отдельных свойств нервной системы  человека судят о тех или иных врождённых особенностях его темперамента, тесно связанных именно с данными  свойствами нервной системы.

Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его  практическим действиям и реакциям на различные жизненные ситуации.

К третьей группе методик относятся разного рода тесты – опросники, проективные  и другие, позволяющие детально исследовать  те или иные черты характера человека, давая им развёрнутую содержательную (качественную) характеристику и количественную оценку степени их развитости.

Наконец, четвёртая  группа включает в себя тесты, в основу которых положено то или иное теоретическое  представление о структуре личности. Они обычно содержат в себе множество  подшкал, позволяющих одновременно оценивать различные личностные качества, входящие в соответствующую структуру.

Диагностика темперамента, характеризующего динамические особенности  личности, осуществляется с помощью  разных методических средств. В качестве примера можно привести методику В.М. Русалова ОСТ (оценки структуры темперамента), состоящую из 105 вопросов типа: «Подвижный ли Вы человек?», «Любите ли вы бывать в большой компании?» и тому подобных. Результаты суммируются по 9 независимым показателям. Вывод о доминирующем типе темперамента делается на основании сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с типичными сочетаниями этих свойств, соответствующих разным типам темперамента. Отдельно определяется тип темперамента человека, проявляющийся в работе, и тип темперамента, проявляющийся в общении с людьми.

Другой способ диагностики  темперамента – применение методики «Определение преобладающего типа темперамента» (Паспорт темперамента), который  позволяет вычислить процент  положительных ответов по каждому  типу темперамента и составить «формулу темперамента».

В психологии характер определяется как система свойств  личности, выражающих её отношение  к действительности и проявляющихся  в действиях и поступках. По мнению Норакидзе В.Г., методика исследования характера личности должна предусматривать все основные аспекты характера и основные компоненты, входящие в каждый аспект. Аспекты характера следующие:

    1. Фиксированные установки личности (свойства личности).
    2. Динамика воли личности – её позитивная и негативная стороны.
    3. Эмоциональная диспозиция (темперамент).
    4. Структура характера личности.

Для изучения указанных  аспектов личности целесообразно применить следующие методы:

  1. Метод беседы по специально составленным вопросникам.
  2. Метод фиксированной установки.
  3. Опросник Айзенка.
  4. Метод исследования уровня тревожности личности в ситуации стрессов.
  5. Проекционные методы: психодиагностический метод Роршаха и ТАТ – метод тематической апперцепции Мюррея (рисунок 4).

 

Личность  как субъект деятельности


(Адекватная установка / фиксированная установка)


 

Деятельность  личности


(I и II уровень деятельности)


Уникальные  свойства (фиксированные установки  большого личностного веса)


Формально-структурные  формы установки как универсальные  свойства личности



 


Типологические свойства





Методы  исследования


Методы  исследования


Методы  исследования



Метод фиксированной установки



Метод Роршаха


Опрос-ник  Айзенка


Метод фиксированной установки


Метод фиксированной установки



 

Метод клинической беседы и биографический



ТАТ



 

Рисунок 4. Методы исследования характера личности

Главным экспериментальным  методом, имеющим диагностическую  ценность, по мнению Норакидзе, является метод фиксированной установки. Этот метод исследует виды адаптации личности к среде и позволяет выявить различные варианты типов установки динамичной, статичной и вариабельной и определить соотношение этих типов установки с чертами характера личности.

Для характеристики личности по интровертности и экстравертности применяют исследования английского психолога Айзенка, в частности, составленный им опросник.

При помощи проекционного  метода тематической апперцепции (ТАТ  Мюррея) возможно изучение содержания мотива поведения личности – фиксированных установок. Тесты тематической апперцепции представляют серию многочисленных картин. Испытуемый на основе каждой картины должен создать определённый сюжет. Исходя из анализа созданного сюжета, исследователь должен установить скрытые, бессознательные мотивы личности.

Метод Роршаха в истории психологии является первым серьёзным и глубокосодержательным методом исследования личности. Тесты Роршаха состоят из 10 карточек, на каждой из которых изображены определённой формы чернильные пятна. Тесты Роршаха применимы для характеристики важных, существенных компонентов личности. Эти компоненты следующие: ум как способность адаптации со средой (ум у Роршаха рассматривается в аспекте свойства характера), своеобразие аффектной, эмоциональной жизни, проявленной в образах представлений (ответы цвета), своеобразие внутренней энергии личности, её психической выносливости (ответы движения), степени реалистического переживания мира (ответы формы), тип переживания, который можно квалифицировать как экстраверсию и интроверсию, и иные значительные стороны. Методику используют для изучения умственной одарённости человека, установления профессиональной ориентации.

Информация о работе Типология как метод изучения личности в психологии