Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 20:06, курсовая работа
Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные, насколько это возможно, методы исследования.
Конкретно-психологическое изучение личности потребовало
Введение
Классификации методов исследования в психологии
2.1 Классификация методов психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву)
2.2 Объективные методы исследования
Классификация методов дифференциальной психологии
3.1 Общенаучные методы
3.2 Психогенетические методы
3.3 Исторические методы (методы анализа документов)
3.4 Собственно психологические методы
Индивидуально-типологические свойства личности как поле для исследования
Направленность
4.2 Темперамент
4.3 Характер
Способности
Обзор методик по исследованию индивидуально-типологических свойств личности
5.1 Изучение направленности
5.2 Изучение темперамента и характера
Изучение способностей
Выводы по теоретическому исследованию
Заключение
Список литературы
Современные исследования мозга показали, что полушария мозга имеют свои специфические функции (таблица 9), и преобладание одного из них существенно влияет на индивидуальные особенности человека.
Таблица 9
Функции полушарий головного мозга
Функции левого полушария |
Функции правого полушария |
1. хронологический порядок |
1. Текущее время |
2. чтение карт, схем |
2. Конкретное пространство |
3. запоминание имен и символов |
3. Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц |
4. речевая активность |
4.Восприятие эмоционального состояния |
5. видение мира веселым, легким |
5. Видение мира мрачным |
6. детальное восприятие |
6. Целостное образное восприятие |
Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности
Таким образом, способности
выступают как сложный комплекс
психологических свойств
Обзор методик по исследованию индивидуально-типологических свойств личности
Чтобы получить всесторонний портрет личности, следует использовать такую батарею методик, которая бы выявила личностные особенности на всех уровнях самосознания. При этом необходимо, чтобы полученные данные позволили объективно оценить и эмоционально-динамические характеристики, и способности, и стиль межличностного поведения, и мотивационную направленность индивида.
Психодиагностическая модель целостной личности задана тремя векторами (направлениями) исследования. Первый вектор предусматривает вертикальный многоуровневый подход, позволяющий оценить с помощью соответствующих методик разные уровни личностной организации – бессознательное «Я», осознаваемый образ «Я», декларативное (субъективное) актуальное «Я» и идеальное «Я». При этом последовательно и в сопоставлении учитываются феноменологически близкие показатели, отражающие:
Второй вектор имеет
горизонтальную направленность и параллельно
изучает мотивацию, эмоции, стиль
межличностного общения и познавательные
способности через призму ведущей
тенденции как базовой
Третий вектор направлен
на изучение динамики индивидуально-личностных
характеристик под влиянием стрессовой
ситуации, при эмоциональной
Определить приведённые
выше ведущие тенденции и стиль
межличностного поведения можно
с помощью индивидуально-
Изучение направленности
Устойчивость направленности обеспечивается внутренней иерархией мотивов. Оценка направленности заключается в выявлении этой иерархии в результате соотнесения мотивов друг с другом. Наглядным примером такой процедуры оценки направленности могут служить методики: «Ориентировочная анкета», опросник Холланда, методика ДДО.
«Ориентировочная анкета», авторами которой являются В. Смекал и М. Кучера, состоит из 30 вопросов. В каждом вопросе представлены три альтернативных высказывания, из которых обследуемый должен выбрать наиболее и наименее приемлемые для себя варианты. Результаты суммируются и определяется направленность: «на себя», «на взаимные действия», «на задачу».
При работе с опросником Холланда обследуемому предлагается список профессий, представленных попарно. Он должен выбрать в каждой из 42 пар профессии, которые больше нравятся. По характеру выборов определяется интерес к практическим, исследовательским, художественным, социальным, предпринимательским, конвенциальным (преимущественно канцелярская и «бумажная» работа) профессиям.
Дифференциально-
Для всех трёх методик характерна альтернативная форма вопросов, а также то, что они обращены не к опыту обследуемого, а к его воображению. Оценивание с помощью таких методик производиться по шкале порядка.
Непомнящая Н.И.
разработала методики изучения и
диагностики ведущей
Методика «Картинки
предметные» предназначена для
диагностики объективной
Методики «Три вопроса» и «Неопределённый рассказ» предназначены для диагностики субъективной стороны направленности. Эксперимент проводится в форме беседы на основе ответов на вопросы. При всех ответах экспериментатор просит обосновать ответ, выясняет причины предпочтений, оценок, отношений, трудностей и так далее.
Эти методики с соответствующей модификацией и интерпретацией данных пригодны и для других возрастов, в том числе и для взрослых.
Итак, основными методиками диагностики направленности личности являются «Ориентировочная анкета», опросник Холланда, методика ДДО и методики изучения ведущей направленности (ценностности), разработанные Непомнящей Н.И..
Изучение темперамента и характера
Методики изучения свойств темперамента и черт характера
Множество методик для выявления и оценки свойств темперамента и черт характера можно разделить на четыре группы.
Первая группа включает
методики, основанные на естественной
зависимости между свойствами нервной
системы человека и его темпераментом.
С их помощью на основе изучения
отдельных свойств нервной
Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям на различные жизненные ситуации.
К третьей группе методик относятся разного рода тесты – опросники, проективные и другие, позволяющие детально исследовать те или иные черты характера человека, давая им развёрнутую содержательную (качественную) характеристику и количественную оценку степени их развитости.
Наконец, четвёртая
группа включает в себя тесты, в основу
которых положено то или иное теоретическое
представление о структуре
Диагностика темперамента, характеризующего динамические особенности личности, осуществляется с помощью разных методических средств. В качестве примера можно привести методику В.М. Русалова ОСТ (оценки структуры темперамента), состоящую из 105 вопросов типа: «Подвижный ли Вы человек?», «Любите ли вы бывать в большой компании?» и тому подобных. Результаты суммируются по 9 независимым показателям. Вывод о доминирующем типе темперамента делается на основании сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с типичными сочетаниями этих свойств, соответствующих разным типам темперамента. Отдельно определяется тип темперамента человека, проявляющийся в работе, и тип темперамента, проявляющийся в общении с людьми.
Другой способ диагностики темперамента – применение методики «Определение преобладающего типа темперамента» (Паспорт темперамента), который позволяет вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента и составить «формулу темперамента».
В психологии характер определяется как система свойств личности, выражающих её отношение к действительности и проявляющихся в действиях и поступках. По мнению Норакидзе В.Г., методика исследования характера личности должна предусматривать все основные аспекты характера и основные компоненты, входящие в каждый аспект. Аспекты характера следующие:
Для изучения указанных аспектов личности целесообразно применить следующие методы:
Личность как субъект деятельности
(Адекватная установка / фиксированная установка)
Деятельность личности
(I и II уровень деятельности)
Уникальные свойства (фиксированные установки большого личностного веса)
Формально-структурные
формы установки как
Типологические свойства
Методы исследования
Методы исследования
Методы исследования
Метод фиксированной установки
Метод Роршаха
Опрос-ник Айзенка
Метод фиксированной установки
Метод фиксированной установки
Метод клинической беседы и биографический
ТАТ
Рисунок 4. Методы исследования характера личности
Главным экспериментальным методом, имеющим диагностическую ценность, по мнению Норакидзе, является метод фиксированной установки. Этот метод исследует виды адаптации личности к среде и позволяет выявить различные варианты типов установки динамичной, статичной и вариабельной и определить соотношение этих типов установки с чертами характера личности.
Для характеристики личности по интровертности и экстравертности применяют исследования английского психолога Айзенка, в частности, составленный им опросник.
При помощи проекционного метода тематической апперцепции (ТАТ Мюррея) возможно изучение содержания мотива поведения личности – фиксированных установок. Тесты тематической апперцепции представляют серию многочисленных картин. Испытуемый на основе каждой картины должен создать определённый сюжет. Исходя из анализа созданного сюжета, исследователь должен установить скрытые, бессознательные мотивы личности.
Метод Роршаха в истории психологии является первым серьёзным и глубокосодержательным методом исследования личности. Тесты Роршаха состоят из 10 карточек, на каждой из которых изображены определённой формы чернильные пятна. Тесты Роршаха применимы для характеристики важных, существенных компонентов личности. Эти компоненты следующие: ум как способность адаптации со средой (ум у Роршаха рассматривается в аспекте свойства характера), своеобразие аффектной, эмоциональной жизни, проявленной в образах представлений (ответы цвета), своеобразие внутренней энергии личности, её психической выносливости (ответы движения), степени реалистического переживания мира (ответы формы), тип переживания, который можно квалифицировать как экстраверсию и интроверсию, и иные значительные стороны. Методику используют для изучения умственной одарённости человека, установления профессиональной ориентации.
Информация о работе Типология как метод изучения личности в психологии