Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 20:06, курсовая работа
Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные, насколько это возможно, методы исследования.
Конкретно-психологическое изучение личности потребовало
Введение
Классификации методов исследования в психологии
2.1 Классификация методов психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву)
2.2 Объективные методы исследования
Классификация методов дифференциальной психологии
3.1 Общенаучные методы
3.2 Психогенетические методы
3.3 Исторические методы (методы анализа документов)
3.4 Собственно психологические методы
Индивидуально-типологические свойства личности как поле для исследования
Направленность
4.2 Темперамент
4.3 Характер
Способности
Обзор методик по исследованию индивидуально-типологических свойств личности
5.1 Изучение направленности
5.2 Изучение темперамента и характера
Изучение способностей
Выводы по теоретическому исследованию
Заключение
Список литературы
Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента (таблица 5) и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей.
Таблица 5
Основные формы проявления темперамента и их показатели
Показатели |
Характеристика показателей | |
Общая активность |
Включаемость |
скорость, с которой субъект берётся за любую деятельность |
Инициативность |
количество инициатив, предложений, идей, выдвигаемых субъектом за установленный промежуток времени | |
темп психических процессов |
скорость реакции, проявляющейся в быстроте ответов и реагирования на вопросы, реплики, замечания | |
Скорость мыслительных процессов:
| ||
Эмоциональность |
Впечатлительность |
степень силы эмоционального раздражителя, способного вызвать эмоциональную реакцию |
Эмоциональная подвижность |
скорость возникновения, прекращения и смены эмоциональных состояний | |
Импульсивность |
скорость, с которой эмоции становятся побудительной силой поведения |
Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос (таблица 6).
Таблица 6
Основные учения о типах темперамента
Суть теории |
Гуморальные теории Принадлежность
человека определённому типу темперамента
обусловлена относительным
Гиппократ, И.Кант и др. |
Конституциональные/ Производность свойств/параметров психических механизмов от строения и функционирования организма.
Э.Кречмер, У.Шелдон и др. |
Физиологические Рассматривается зависимость темперамента от типа нервной системы. Деятельность головного мозга по Павлову определяют два основные процесса – возбуждение и торможение. Они различаются по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре типа нервной высшей деятельности, каждому из которых и соответствует определенный тип темперамента:
И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др. |
Психологические особенности представителей различных темпераментов
Холерик – человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевая себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движения, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы определяет цикличность в его активности и бодрости. Чередование положительных циклов подъёмов настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособленность к новым условиям. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае становится скучным, вялым, отвлекается. В острой ситуации проявляется “реакция льва”, то есть активно, обдумано, защищая себя, берется за нормализацию обстановки.
Флегматик – реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить), обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспособляется к новым условиям. Настроение стабильное, ровное.
Меланхолик - обладает
повышенной чувствительностью даже
к слабым раздражителям, а сильный
раздражитель может вызвать срыв,
стопор, растерянность, поэтому в
стрессовых ситуациях могут ухудшиться
результаты деятельности по сравнению
со спокойной ситуацией. Повышенная
чувствительность приводит к быстрому
утомлению и падению
Деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.
Русалов В.М. выделяет критерии темперамента:
Таким образом, темперамент
является природной основой проявления
психологических качеств
Характер
Характер – это
психическое свойство личности, определяющее
линию поведения человека и выражающееся
в его отношениях: к окружающему
миру, труду, другим людям, к самому
себе. Характер представляет собой
совокупность сравнительно устойчивых
и постоянно проявляющихся черт
и качеств личности, которые обусловливают
особенности его
Таблица 7
Свойства характера
Общие (глобальные) оказывают своё воздействие на широкую сферу поведенческих проявлений (А.Г. Шмелев и другие) |
Частные (локальные) влияют на частные, узкие ситуации |
|
|
Таблица 8
Черты характера
Отношение |
К себе |
Требовательность, самокритичность, самолюбие, скромность, самоуверенность |
К другим |
Индивидуализм/ коллективизм, эгоизм/ альтруизм, жестокость/ доброта, безразличие/ чуткость, грубость/ вежливость и другие | |
К окружающему миру |
Убеждённость, беспринципность и другие | |
К труду (деятельности) |
Организованность/ неорганизованность, лень/ трудолюбие, аккуратность/ неряшливость, инициативность/ пассивность, ответственность/ безответственность | |
К общественной и личной собственности |
Аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость и другие |
Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в характер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом и типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей.
В структуру характера
входят такие взаимосвязанные
Характер тесно взаимосвязан с напавленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и, таким образом, оказывает влияние на деятельность человека.
Особенности темперамента также накладывают свой отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако то, какая из сторон темперамента (положительная или отрицательная) станет чертой характера, зависит его формирование.
С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
Итак, характер формируется
под влиянием общественных условий
в результате деятельности личности.
В то же время характер является
проявлением целостной
Способности
Способности – индивидуально-
Способности бывают общие и специальные. Общие способности – это такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную лёгкость и продуктивность в овладении знаниями об осуществлении различных видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности и тому подобное. Специальные (профессиональные) способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одарённость.
Высокая степень одарённости, реализованная человеком в определённой области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.
Высокая степень
одарённости, выражающаяся в
У каждого человека
при рождении формируются определённые
предпосылки его способностей –
задатки. Задатками называются врождённые
анатомо-физиологические
Физиологическая основа
способностей пока изучена плохо, но
верное направление дает учение Павлова
о трёх чисто человеческих типах
высшей нервной деятельности, лежащих
в основе формирования тех или
иных способностей: мыслительной, художественной,
средней. Представители мыслительного
типа (преобладает активность второй
сигнальной системы мозга левого
полушария) весьма рассудительны, склонны
к деятельному анализу
Информация о работе Типология как метод изучения личности в психологии