Типология как метод изучения личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные, насколько это возможно, методы исследования.
Конкретно-психологическое изучение личности потребовало

Содержание работы

Введение
Классификации методов исследования в психологии
2.1 Классификация методов психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву)
2.2 Объективные методы исследования
Классификация методов дифференциальной психологии
3.1 Общенаучные методы
3.2 Психогенетические методы
3.3 Исторические методы (методы анализа документов)
3.4 Собственно психологические методы
Индивидуально-типологические свойства личности как поле для исследования
Направленность
4.2 Темперамент
4.3 Характер
Способности
Обзор методик по исследованию индивидуально-типологических свойств личности
5.1 Изучение направленности
5.2 Изучение темперамента и характера
Изучение способностей
Выводы по теоретическому исследованию
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Типология как метод изучения личности в психологии (Автосохраненный).docx

— 173.06 Кб (Скачать файл)

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого  поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о  целостности проявлений темперамента (таблица 5) и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей.

Таблица 5

Основные формы  проявления темперамента и их показатели

 

Показатели

Характеристика  показателей

Общая активность

Включаемость

скорость, с которой субъект берётся  за любую деятельность

Инициативность

количество  инициатив, предложений, идей, выдвигаемых  субъектом за установленный промежуток времени

темп  психических процессов

скорость  реакции, проявляющейся в быстроте ответов и реагирования на вопросы, реплики, замечания

Скорость  мыслительных процессов:

  • сообразительность
  • скорость переключения внимания
  • скорость запоминания и другие

Эмоциональность

Впечатлительность

степень силы эмоционального раздражителя, способного вызвать эмоциональную реакцию

Эмоциональная подвижность

скорость  возникновения, прекращения и смены  эмоциональных состояний

Импульсивность

скорость, с которой эмоции становятся побудительной  силой поведения


 

Вопрос о проявлениях  темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти  проявления обусловливающих. В истории  учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос (таблица 6).

Таблица 6

Основные учения о типах темперамента

Суть  теории

Гуморальные теории

Принадлежность  человека определённому типу темперамента обусловлена относительным преобладанием  в организме одной из четырёх  жидкостей: крови, слизи, желчи, чёрной желчи.

 

Гиппократ, И.Кант и др.

Конституциональные/морфологические

Производность свойств/параметров психических механизмов от строения и функционирования организма.

 

 

 

 

 

 

Э.Кречмер, У.Шелдон и др.

Физиологические

Рассматривается зависимость  темперамента от типа нервной системы. Деятельность головного мозга по Павлову определяют два основные процесса – возбуждение и торможение. Они различаются по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре типа нервной высшей деятельности, каждому из которых и соответствует определенный тип темперамента:

  1. “безудержный” (сильный, подвижный, неуравновешенный (холерик)),
  2. “живой” (сильный, подвижный, уравновешенный (сангвиник)),
  3. “спокойный/инертный” (сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)),
  4. “слабый” (слабый, неуравновешенный, малоподвижный (меланхолик)).

И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др.


 

Психологические особенности  представителей различных темпераментов

Холерик – человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над  торможением, вследствие чего он реагирует  очень быстро, часто необдуманно, не успевая себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движения, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы определяет цикличность в его активности и бодрости. Чередование положительных циклов подъёмов настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник – человек  с сильной, уравновешенной, подвижной  нервной системой. Обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособленность к новым условиям. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае становится скучным, вялым, отвлекается. В острой ситуации проявляется “реакция льва”, то есть активно, обдумано, защищая себя, берется за нормализацию обстановки.

Флегматик – реагирует  медленно, неразговорчив, эмоции проявляются  замедленно (трудно рассердить, развеселить), обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и  продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать  в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит  менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспособляется  к новым условиям. Настроение стабильное, ровное.

Меланхолик - обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный  раздражитель может вызвать срыв, стопор, растерянность, поэтому в  стрессовых ситуациях могут ухудшиться результаты деятельности по сравнению  со спокойной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности, для восстановления которой требуется  более длительный отдых. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, внешне не проявлять свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя очень  склонен отдаваться им, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникать невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные  типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.

Русалов В.М. выделяет критерии темперамента:

  1. Не зависит от содержания деятельности и поведения, то есть отражает формальный аспект деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и так далее).
  2. Характеризует меру динамического (энергетического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности.
  3. Универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности.
  4. Рано проявляется в детстве.
  5. Устойчиво в течение длительного периода жизни человека.
  6. Высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и так далее).
  7. Является наследуемым.

Таким образом, темперамент  является природной основой проявления психологических качеств личности. При любом темпераменте можно  сформировать у человека качества, которые несвойственны данному  типу. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни, воспитания и самовоспитания.

Характер

Характер – это  психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему  миру, труду, другим людям, к самому себе. Характер представляет собой  совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обусловливают  особенности его индивидуального  и социального поведения и  взаимодействия с другими людьми. Выделяют следующие свойства (таблица 7) и черты (таблица 8) характера:

Таблица 7

Свойства характера

Общие (глобальные)

оказывают своё воздействие  на широкую сферу поведенческих  проявлений (А.Г. Шмелев и другие)

Частные (локальные)

влияют на частные, узкие ситуации

  • самоуверенность/ неуверенность
  • согласие, дружелюбие/ враждебность
  • сознательность/ импульсивность
  • эмоциональная стабильность/ тревожность
  • интеллектуальная гибкость/ ригидность
  • общительность/ замкнутость
  • доминантность(лидерство)/подчинение
  • оптимизм/ уныние
  • совестливость/ бессовестность
  • доверчивость/ подозрительность
  • самостоятельность/ конформизм
  • самоконтроль/ импульсивность
  • деятельная активность/ пассивность
  • миролюбие/ агрессивность
  • деликатность/ грубость
  • смелость/ осторожность
  • гибкость/ ригидность и другие

 

Таблица 8

Черты характера

Отношение

К себе

Требовательность, самокритичность, самолюбие, скромность, самоуверенность

К другим

Индивидуализм/ коллективизм, эгоизм/ альтруизм, жестокость/ доброта, безразличие/ чуткость, грубость/ вежливость и другие

К окружающему миру

Убеждённость, беспринципность и другие

К труду (деятельности)

Организованность/ неорганизованность, лень/ трудолюбие, аккуратность/ неряшливость, инициативность/ пассивность, ответственность/ безответственность

К общественной и личной собственности

Аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость и другие


 

Несмотря на то, что характер складывается из множества  различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в характер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом и типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей.

В структуру характера  входят такие взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей. Структура и содержание характера каждого человека определяются:

  1. динамикой воли (способностью человека осуществить свои цели в зависимости от того, слаба или сильна его воля);
  2. спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те или иные его поступки;
  3. интеллектуальными особенностями человека;
  4. взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой, или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).

Характер тесно  взаимосвязан с напавленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и, таким образом, оказывает влияние на деятельность человека.

Особенности темперамента также накладывают свой отпечаток  на характер и социальное поведение  человека. Однако то, какая из сторон темперамента (положительная или  отрицательная) станет чертой характера, зависит его формирование.

С характером неразрывно связаны и способности. Высокий  уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с  коллективом, желание работать для  его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью  к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять  инициативу. Связь характера и  способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

Итак, характер формируется  под влиянием общественных условий  в результате деятельности личности. В то же время характер является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и  её индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.

Способности

Способности – индивидуально-психологические  особенности личности, являющиеся условиями  успешного осуществления определенной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладением необходимыми для нее знаниями, умениями, навыками. Они есть возможность приобретения знаний, умений и навыков и проявляются  в динамике их приобретения, то есть в том, насколько быстро, глубоко, прочно, легко осуществляется это  овладение. Это характеристики деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, а не их самих.

Способности бывают общие и специальные. Общие способности – это такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную лёгкость и продуктивность в овладении знаниями об осуществлении различных видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности и тому подобное. Специальные (профессиональные) способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одарённость.

Высокая степень  одарённости, реализованная человеком  в определённой области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно  высоком уровне развития качеств  и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.

 Высокая степень  одарённости, выражающаяся в результатах,  достигнутых в ряде областей  деятельности, наивысшая степень  проявления творческих сил человека  называется гениальностью. Творчество  гениального человека имеет для  общества историческое и обязательно  положительное значение. Отличие  гения от таланта не столько  в степени одарённости, сколько  в том, что гений создаёт  эпоху в области своей деятельности.

У каждого человека при рождении формируются определённые предпосылки его способностей –  задатки. Задатками называются врождённые анатомо-физиологические особенности  организма, которые облегчают развитие способностей.

Физиологическая основа способностей пока изучена плохо, но верное направление дает учение Павлова  о трёх чисто человеческих типах  высшей нервной деятельности, лежащих  в основе формирования тех или  иных способностей: мыслительной, художественной, средней. Представители мыслительного  типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны  к деятельному анализу жизненных  явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому  мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и контролируется разумом. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, научной деятельностью. У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, эмоциональное, яркое  воображение, непосредственность и  живость восприятие действительности. Их интересует искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Большинство людей принадлежит  к среднему типу с небольшим преобладанием  деятельности одного из полушарий мозга.

Информация о работе Типология как метод изучения личности в психологии