Типология как метод изучения личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные, насколько это возможно, методы исследования.
Конкретно-психологическое изучение личности потребовало

Содержание работы

Введение
Классификации методов исследования в психологии
2.1 Классификация методов психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву)
2.2 Объективные методы исследования
Классификация методов дифференциальной психологии
3.1 Общенаучные методы
3.2 Психогенетические методы
3.3 Исторические методы (методы анализа документов)
3.4 Собственно психологические методы
Индивидуально-типологические свойства личности как поле для исследования
Направленность
4.2 Темперамент
4.3 Характер
Способности
Обзор методик по исследованию индивидуально-типологических свойств личности
5.1 Изучение направленности
5.2 Изучение темперамента и характера
Изучение способностей
Выводы по теоретическому исследованию
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Типология как метод изучения личности в психологии (Автосохраненный).docx

— 173.06 Кб (Скачать файл)

Исторические методы (методы анализа документов)

Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для  их духовного становления. Однако эти  методы могут быть применены и  для подробного изучения вполне ординарных людей.

Биографический  метод – использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода  времени для составления его  психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность  состоит в интерпретации точки  зрения самого биографа, который нередко  вместо фактов предоставляет выводы. Вариантом биографического является также патографический метод, введённый П. Мебиусом (описание болезней выдающихся людей).

Дневниковый метод - вариант биографического метода, обычно посвящён изучению жизни обычного человека и содержит описание его  развития и поведения, проводимое в  течение длительного времени.

Автобиография –  это жизнеописание, основанное на непосредственых впечатлениях и ретроспективном опыте.

Собственно психологические  методы

Эта группа составляет основное содержание дифференциально-психологических приёмов исследования.

Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают  объект изучения непосредственно, что  и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются в основном на предварительном этапе  исследований.

Психофизиологические (аппаратные) методы, предназначенные  для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, требуют лабораторных условий и  специальных приборов:

1.Методика условнорефлекторного изменения чувствительности (адаптация и сенсибилизация под влиянием раздражителей других модальностей).

2.Методика кожно-гальванических  реакций (КГР) – изменение электропроводимости  кожи.

3.Измерение абсолютных  и дифференциальных порогов в  обычных и особых условиях.

4.Измерение других  сенсорных функций. 

5.Электроэнцефалографический  метод (ЭЭГ).

6.Методика двигательных  реакций.

7.Методика дихотомического  прослушивания.

Социально-психологические  методы включают опросы (беседа, интервью, анкетирование) и социометрию.

  1. Беседа – метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. В беседе роли распределяются симметрично.
  2. Интервью – особая форма беседы, при которой один из партнёров является лидером, а другой – ведомым, и вопросы задаются односторонне. Вариантом является стандартизированное интервью, содержащие строго определённый набор вопросов, которые должны быть заданы, но могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки.
  3. Анкетирование – получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы. Анкетирование бывает устным и письменным, индивидуальным и групповым.
  4. Социометрия изучает положение (статус) человека в группе и может использоваться в качестве экспертной оценки по признакам, выделяемым в качестве социометрического критерия.

Возрастно-психологические  методы «поперечных» и «продольных» срезов. «Поперечные» срезы подразумевают сравнение отдельных различных по возрасту групп людей. «Продольные» (лонгитюдные) срезы используются при изучении одной и той же группы людей в течение длительного времени.

Анализ продуктов  деятельности (творчества) – опосредованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по её результату). Варианты – графологическая экспертиза, графические и другие проективные методы.

Тестирование –  краткое стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. В зависимости от изучаемой реальности тесты можно объединить в следующие группы: тесты способностей, умений и навыков, тесты восприятия, мнения (интерсы, социальные установки), эстетические тесты, проективные, ситуационные тесты (выполнение заданий в разных условиях), игровые тесты. Тесты очень экономичны, однако обладают малой надёжностью и легко поддаются фальсификации.

Психосемантические методы (личностный дифференциал Ч. Осгуда, методика репертуарных решёток К. Келли) представляют собой группу максимально индивидуально-ориентированных методов, позволяющих определить бессознательно действующие измерения (конструкты) в отношении к миру и самому себе.

Таким образом, абсолютно  совершенного способа познания индивидуальности не существует, но, осознавая недостатки и достоинства каждого из перечисленных  методов, можно научиться получать с их помощью вполне достоверную информацию. 

Индивидуально-типологические свойства личности как поле для исследования

Для дифференциальной психологии особенно важно, что при  подходе к проблеме личности активно  используется понятие «свойства  личности». В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяют систему мотивов и задач, которые ставит перед собой человек; свойства его характера, обусловливающие его поступки (то есть его действия, которые реализуют или выражают отношение к другим людям); и способности человека, то есть свойства, делающие его пригодным к различным формам общественно полезной деятельности. Часто среди свойств личности называется ещё и темперамент как динамическая характеристика личности.

Наглядное представление  о содержании личностных свойств  даёт динамическая функциональная структура  личности К.К. Платонова (рисунок 2), в которую включается:

 

Структура личности




 

Общие черты характера


Способности



 Идейность, честность, патриотизм, принципиальность, инициативность, активность, организованность, оптимизм и другие.


Психомоторные, научные, музыкальные, художественные, правовые, педагогические, организаторские, нравственные и другие.


 


 

 

 


Подструктура  направленности

Подструктура  опыта

Подструктура  индивидуальных особенностей психических  процессов

Биологически  обусловленная подструктура

(темперамент)


Рисунок 2. Функциональная структура личности

Основным критерием  выделения подструктур являлась их «объективно существующая иерархическая  зависимость», при которой черты  личности подструктуры направленности каузально зависят от черт подструктуры опыта, вместе они зависят от черт подструктуры индивидуальных особенностей психических процессов и, наконец, все вместе – от черт биологически обусловленной подструктуры. Такая  иерархичность определена преимущественно  генетически. Любое свойство личности, входящее в любую из четырёх подструктур  личности, должно рассматриваться как  элементарная способность или как  элемент структуры сложных способностей к определённой деятельности. Характер определяется как часть структуры  личности, в которую входят только черты личности, выраженные и связанные  друг с другом как целое, чтобы  постоянно проявляться в различных  видах деятельности. То есть любой  элемент любой подструктуры может стать чертой характера. Поэтому способности и характер образуют структуры более высокого уровня.

Под психологическими свойствами принято понимать только такие относительно устойчивые и  постоянные свойства, которые отличают одного человека или одну группу людей  от другого человека или другой группы людей. Особенно это очевидно в отношении  способностей, так как никто не станет говорить о способностях там, где дело идёт о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Таким образом, психические  свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся индивидуально-психологические  особенности личности, обеспечивающие определённый уровень поведения  и деятельности, типичный для неё. Психические свойства чаще называют свойствами личности, отличительными признаками которых являются их индивидуальная (внутригрупповая) устойчивость и межиндивидуальная (межгрупповая) изменчивость. Различают следующие индивидуально-типологические свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Направленность

Направленность  личности – совокупность устойчивых мотивов, включающая в себя интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение (таблица 3), которые ориентируют  деятельность личности и относительно независимы от наличных ситуаций.

Таблица 3

Основные формы  направленности личности (по К.К. Платонову)

Мировоззрение

В широком смысле

Система взглядов на окружающую человека объективную  реальность

В узком смысле

Морально-политические принципы, отражающие общественное бытие  людей

Убеждение

Система осознанных потребностей личности, побуждающих  её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением

Идеал

Образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который  определяет план самовоспитания

Интересы

Специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира

Склонности

Избирательная направленность индивида на определённую деятельность, побуждающая ею заниматься

Желания

Мотивационное состояние, при котором потребности  соотнесены с конкретным предметом  их удовлетворения

Влечения

Побуждение  к деятельности, представляющее собой  недостаточно осознанную потребность (это этап формирования мотива поведения)


 

Направленность  личности возникает на базе социализации ее потребностей, лежащих в основе мотивации. В системе мотиваций, определяющей направленность личности, выделяют три особых по своей роли элемента: интересы, убеждения и  установки.

Интерес – мотив, способствующий ориентировки в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому  отражению действительности. Интересы различают по признаку цели (опосредованные и непосредственные), по широте, по устойчивости, а также по содержанию (таблица 4).

Таблица 4

Виды интересов

Виды  интересов

Особенности интересов

  1. Действенные
  2. Недейственные
  3. Устойчивые
  4. Неустойчивые
  5. Непосредственные
  6. Опосредованные
  7. Глубокие
  8. Поверхностные
  9. Сильные
  10. Слабые
  11. Активные
  12. Пассивные

1. Активизация  не только познавательных процессов,  но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности.

2. Большая, чем  обычно, конкретизация целей и  операций деятельности.

3. Расширение и  углубление знаний человека в  данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений.

4. Своеобразное  эмоциональное удовлетворение, побуждающее  к длительному занятию соответствующей  деятельностью. 


 

Убеждения – система  мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих  в форме убеждений – это  знания об окружающем мире природе  и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную  и внутренне организованную систему, то они могут рассматриваться  как мировоззрение человека. Важной характеристикой убеждений является единство слова и дела, обеспечиваемое превращением знаний в мотивы поведения.

Интересы и убеждения  являются осознанными мотивами поведения  личности. Но есть особая сфера мотивации  поведения, носящий неосознанный, подсознательный  характер. И центральное место  среди этих мотивов занимает УСТАНОВКА  – неосознаваемое личностью состояние  готовности, предрасположенности к  деятельности, с помощью которой  может быть удовлетворена определенная потребность. Установка – это  готовность, предрасположенность именно определенным образом воспринять, осмыслить  объект, или действовать с ним. Предвзятость , составляющая сущность многих установок, является результатом выводов из личного опыта человека или некритического усвоения стереотипов мышления и поведения. Установки по отношению к обычным явлениям общественной жизни могут быть позитивными или негативными, принимающие характер предубеждения. Психологическими исследованиями выяснены три составные части установки:

а) познавательная (образ того, что готов познать и воспринять человек)

б) эмоционально-оценочная (комплекс симпатий или антипатий к объекту установки)

в) поведенческая (готовность определенным образом действовать  в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия).

Динамика развития направленности такова: потребности  – мотивы – интересы – убеждения  – установки.

Итак, направленность занимает одно из главных мест в психологической структуре личности, ибо определяет цели и содержание ее активности, деятельности.

Темперамент

Темперамент – это  биологический фундамент личности, то есть врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и  скорости реагирования, степени эмоциональной  возбудимости и уравновешенности, особенности  приспособления к окружающей среде. По определению Небылицына В.Д., темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний [18,153].

Информация о работе Типология как метод изучения личности в психологии