Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 20:06, курсовая работа
Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные, насколько это возможно, методы исследования.
Конкретно-психологическое изучение личности потребовало
Введение
Классификации методов исследования в психологии
2.1 Классификация методов психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву)
2.2 Объективные методы исследования
Классификация методов дифференциальной психологии
3.1 Общенаучные методы
3.2 Психогенетические методы
3.3 Исторические методы (методы анализа документов)
3.4 Собственно психологические методы
Индивидуально-типологические свойства личности как поле для исследования
Направленность
4.2 Темперамент
4.3 Характер
Способности
Обзор методик по исследованию индивидуально-типологических свойств личности
5.1 Изучение направленности
5.2 Изучение темперамента и характера
Изучение способностей
Выводы по теоретическому исследованию
Заключение
Список литературы
В структуру характера входят некоторые компоненты направленности. В том числе это относится к склонностям, выражающим стремление личности к определённому виду деятельности. Оценку склонностей обычно производят с помощью методик «Анкета интересов» и «Карта интересов». «Анкета интересов» состоит из 76 вопросов, а «Карта интересов» - из 144 вопросов, требующих ответ «да» или «нет». Результаты суммируются соответственно по 13 и 24 независимым параметрам, соотносящимся с основными сферами профессиональной деятельности, например: физика, медицина, военное дело и так далее.
16-факторный метод исследования личности Кеттелла и методика MMPI – общеличностные методики, во многом оценивающие особенности характера. Адаптированный и модифицированный тест MMPI – стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ – это полупроективный тест, выявляющий эмоциональные особенности, мотивацию, индивидуальный стиль межличностного поведения и познавательной сферы. Полученные с помощью этих методик по независимым шкалам нормированные оценки можно отнести к показателям, измеренным по шкале порядка.
Итак, одними из основных
методик диагностики
Изучение способностей
Способности принято разделять на общие и специальные. Наиболее эффективными для диагностики специальных способностей признаны методики, где в качестве стимульного материала используются элементы, в наибольшей степени воспроизводящие реальную профессиональную деятельность, по отношению к которой оцениваются способности. Поэтому часто в качестве оцениваемых параметров используются объективные «физические» характеристики деятельности: скорость, вес, расстояние и тому подобное. В этом случае диагностические нормы определяются прямо по параметрам деятельности. Всего методик диагностики специальных способностей очень много, и определённая часть из них обеспечивает измерение по шкалам отношений и интервалов.
Эффективным средством оценки специальных навыков и умений являются критериально-ориентированные тесты. К числу таких методик относится тест знания русского языка. Он состоит из заданий трёх уровней: на первом уровне требуется указать, например, заимствованные слова в предложении, на втором – пропущенные буквы в словах, задание третьего уровня заключается в написании сочинения на произвольную тему объёмом в 75-100 слов.
Оценка общих
способностей производится с помощью
объединения методик
Среди процедур, специально разработанных для оценки общих интеллектуальных способностей, часто используется методика «Прогрессивные матрицы» Равена. Методика состоит из 60 матриц или композиций с недостающим элементом. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы из 6-8 предложенных вариантов. В результате определяется сумма правильных ответов.
Итак, средством
диагностики специальных
Выводы по теоретическому исследованию
Таким образом, в соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами, мы пришли к следующим результатам:
Заключение
В настоящее время в психологической науке нет такого универсального метода, которым можно было бы с убедительной точностью изучить сущность личности – её общую закономерность, типологические и уникальные особенности. Поэтому в деле изучения личности едва ли можно отдать предпочтение какому-либо одному методу. Более целесообразно приступить к исследованию личности комплексно, изучать комплексным методом не только её отдельные функции и свойства, но и личность как целостную структуру.
Психодиагностика представляет собой формализованный (квантифицированный) метод исследования психологических свойств конкретного человека. Считается, что объективность психодиагностических тестов обусловлена статистически подтверждённой достоверностью, а полученные результаты не зависят от опыта и личностных особенностей экспериментатора. Выраженные языком цифр, показатели тестов дают возможность сравнивать степень проявления тех или иных свойств у разных людей, у одного и того же человека при повторных исследованиях – в динамике, а также позволяют выявить наиболее типичные тенденции в определённой группе людей, в той или иной популяции путём усреднения результатов множественных исследований.
Сложность создания
формализованных методов
Практика показывает,
что психодиагностика (даже когда
речь идёт о самых надёжных и проверенных
тестах) – это не просто количественная
оценка личностных свойств, это тонкий
инструмент, от искусства владения которым
в известной степени зависит интегрированная
информация о целостном образе. Поэтому
необходим проверенный, адаптированный
к отечественным условиям, теоретически
обоснованный набор надёжных психодиагностических
методик, который бы способствовал индивидуализации
подхода и позволил объективизировать
результаты психологического сопровождения.
Список литературы
1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М., 2002.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М., 2002.
3. Батаршев А.В. Современные теории личности: Краткий очерк. – М., 2003.
4. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997.
5. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, 1994.
6. Конопкин О.А., Прыгин Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции. Вопросы психологии. 1984.
7. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. – М., 2001.
8. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие. – М., 2003.
9. Немов Р.С. Практическая психология: Учебное пособие. – М., 1997.
10. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. – М., 2001.
11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986.
12. Платонов К.К. Психологический практикум. – М., 1980.
22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
23. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. – СПб., 2002.
24. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб., 2003.
Информация о работе Типология как метод изучения личности в психологии