Типология как метод изучения личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные, насколько это возможно, методы исследования.
Конкретно-психологическое изучение личности потребовало

Содержание работы

Введение
Классификации методов исследования в психологии
2.1 Классификация методов психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву)
2.2 Объективные методы исследования
Классификация методов дифференциальной психологии
3.1 Общенаучные методы
3.2 Психогенетические методы
3.3 Исторические методы (методы анализа документов)
3.4 Собственно психологические методы
Индивидуально-типологические свойства личности как поле для исследования
Направленность
4.2 Темперамент
4.3 Характер
Способности
Обзор методик по исследованию индивидуально-типологических свойств личности
5.1 Изучение направленности
5.2 Изучение темперамента и характера
Изучение способностей
Выводы по теоретическому исследованию
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Типология как метод изучения личности в психологии (Автосохраненный).docx

— 173.06 Кб (Скачать файл)

В структуру характера  входят некоторые компоненты направленности. В том числе это относится  к склонностям, выражающим стремление личности к определённому виду деятельности. Оценку склонностей обычно производят с помощью методик «Анкета  интересов» и «Карта интересов». «Анкета интересов» состоит из 76 вопросов, а «Карта интересов» - из 144 вопросов, требующих ответ «да» или «нет». Результаты суммируются соответственно по 13 и 24 независимым параметрам, соотносящимся с основными сферами профессиональной деятельности, например: физика, медицина, военное дело и так далее.

16-факторный метод  исследования личности Кеттелла и методика MMPI – общеличностные методики, во многом оценивающие особенности характера. Адаптированный и модифицированный тест MMPI – стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ – это полупроективный тест, выявляющий эмоциональные особенности, мотивацию, индивидуальный стиль межличностного поведения и познавательной сферы. Полученные с помощью этих методик по независимым шкалам нормированные оценки можно отнести к показателям, измеренным по шкале порядка.

Итак, одними из основных методик диагностики темперамента являются опросник структуры темперамента В.М. Русалова и «Паспорт темперамента». Экспериментальное изучение структуры и динамики характера личности возможно методами фиксированной установки. Выявленные этим путём типы характера людей динамичной, статичной, вариабельной установок и их подтипы охватывают формально-структурную сторону личности. Но данная характеристика недостаточна для того, чтобы выявить фиксированные, превращённые в сущность личности мотивы, содержание фиксированной установки, уникальные особенности личности. В этих целях применяют проекционные методы (тесты тематической апперцепции Мюррея и тесты Роршаха). Методики «Анализ интересов» и «Карта интересов» оценивают склонности личности. Существуют общеличностные методики, например, 16-факторный метод исследования личности Кеттелла, методики MMPI и СМИЛ.

Изучение способностей

Способности принято  разделять на общие и специальные. Наиболее эффективными для диагностики специальных способностей признаны методики, где в качестве стимульного материала используются элементы, в наибольшей степени воспроизводящие реальную профессиональную деятельность, по отношению к которой оцениваются способности. Поэтому часто в качестве оцениваемых параметров используются объективные «физические» характеристики деятельности: скорость, вес, расстояние и тому подобное. В этом случае диагностические нормы определяются прямо по параметрам деятельности. Всего методик диагностики специальных способностей очень много, и определённая часть из них обеспечивает измерение по шкалам отношений и интервалов.

Эффективным средством  оценки специальных навыков и  умений являются критериально-ориентированные тесты. К числу таких методик относится тест знания русского языка. Он состоит из заданий трёх уровней: на первом уровне требуется указать, например, заимствованные слова в предложении, на втором – пропущенные буквы в словах, задание третьего уровня заключается в написании сочинения на произвольную тему объёмом в 75-100 слов.

Оценка общих  способностей производится с помощью  объединения методик диагностики  отдельных способностей или с  помощью специально для этой цели разработанных процедур. При объединении  различных методик возникает  проблема соотнесения их результатов  между собой. Например, методика Амтхауэра для диагностики интеллекта включает в себя 9 различных процедур (логический отбор, задание на счёт, задание на пространственное воображение и тому подобное) с разным количеством заданий (от 16 до 20). Объединение методик осуществляется исходя из предположения, что показатели обследуемых по каждой из методик распределяются в соответствии с нормальным законом. тогда нормированные результаты (в долях стандартного отклонения) становятся сопоставимыми между собой.

Среди процедур, специально разработанных для оценки общих  интеллектуальных способностей, часто  используется методика «Прогрессивные матрицы» Равена. Методика состоит из 60 матриц или композиций с недостающим элементом. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы из 6-8 предложенных вариантов. В результате определяется сумма правильных ответов.

Итак, средством  диагностики специальных способностей являются критериально-ориентированные тесты. Оценка общих способностей производится с помощью объединения методик диагностики отдельных способностей или с помощью специально для этой цели разработанных процедур, например, методика Амтхауэра и «Прогрессивные матрицы» Равена. Большая часть интервальных первичных данных обследований, проводимых с помощью тестов способностей, нормируется и переводится в показатели межгрупповых различий, соотносящихся со шкалой порядка.

Выводы по теоретическому исследованию

Таким образом, в  соответствии с поставленной целью  и сформулированными задачами, мы пришли к следующим результатам:

  1. В отечественной психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву): организационные, эмпирические, способы обработки данных и интерпретационные. Методы, используемые дифференциальной психологией, делятся на общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.
  2. Психические свойства – это индивидуально-психологические особенности личности, отличающие людей друг от друга. В их состав включают такие индивидуально-типологические свойства личности как характер, темперамент, способности и направленность. Отличительными признаками свойств личности являются их индивидуальная (внутригрупповая) устойчивость и межиндивидуальная (межгрупповая) изменчивость.
  3. Оценка индивидуально-типологических свойств личности должна вестись с позиций комплексного подхода, при котором следует использовать такую батарею тестов, которая бы выявила личностные особенности на всех уровнях самосознания. Необходимо, чтобы полученные данные позволили объективно оценить и эмоционально-динамические характеристики, и способности, и стиль межличностного поведения, и мотивационную направленность индивида.
  4. С помощью разных наборов психодиагностических методик можно не только выявить индивидуальные особенности психики, разгадать не лежащие на его поверхности скрытые ресурсы человека, но также определить индивидуально-типологические свойства личности в целях профориентации или кадрового отбора, разработать дифференцированный подход в каждом отдельном случае для предупреждения нервного срыва, криминального поведения, алкоголизации, агрессивных проявлений, суицидальных тенденций и других.

 

Заключение

В настоящее время  в психологической науке нет  такого универсального метода, которым  можно было бы с убедительной точностью  изучить сущность личности – её общую закономерность, типологические и уникальные особенности. Поэтому  в деле изучения личности едва ли можно  отдать предпочтение какому-либо одному методу. Более целесообразно приступить к исследованию личности комплексно, изучать комплексным методом  не только её отдельные функции и  свойства, но и личность как целостную  структуру.

Психодиагностика  представляет собой формализованный (квантифицированный) метод исследования психологических свойств конкретного человека. Считается, что объективность психодиагностических тестов обусловлена статистически подтверждённой достоверностью, а полученные результаты не зависят от опыта и личностных особенностей экспериментатора. Выраженные языком цифр, показатели тестов дают возможность сравнивать степень проявления тех или иных свойств у разных людей, у одного и того же человека при повторных исследованиях – в динамике, а также позволяют выявить наиболее типичные тенденции в определённой группе людей, в той или иной популяции путём усреднения результатов множественных исследований.

Сложность создания формализованных методов психологического исследования в первую очередь в  том, что при разработке каждого  из них необходимо выделить равно весомые значимые признаки, которые и будут считаться единицей измерения при обсчёте параметров той или иной шкалы, стенов, айтемов и прочего. Эти признаки, как правило, выводятся на базе эмпирического опыта разработчика и его интуитивного предвосхищения. Поэтому трудно исключить влияние авторской субъективности.

Практика показывает, что психодиагностика (даже когда  речь идёт о самых надёжных и проверенных  тестах) – это не просто количественная оценка личностных свойств, это тонкий инструмент, от искусства владения которым в известной степени зависит интегрированная информация о целостном образе. Поэтому необходим проверенный, адаптированный к отечественным условиям, теоретически обоснованный набор надёжных психодиагностических методик, который бы способствовал индивидуализации подхода и позволил объективизировать результаты психологического сопровождения. 

Список литературы

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М., 2002.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М., 2002.

3. Батаршев А.В. Современные теории личности: Краткий очерк. – М., 2003.

4. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997.

5. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, 1994.

6. Конопкин О.А., Прыгин Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции. Вопросы психологии. 1984.

7. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. – М., 2001.

8. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие. – М., 2003.

9. Немов Р.С. Практическая психология: Учебное пособие. – М., 1997.

10. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. – М., 2001.

11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986.

12. Платонов К.К. Психологический практикум. – М., 1980.

22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.

23. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. – СПб., 2002.

24. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб., 2003.

 


Информация о работе Типология как метод изучения личности в психологии