Тревожность и агрессия у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Агрессивность – проявление активности ребенка, его протест, попытка изменить неблагоприятную для него ситуацию. Это одна из проблем психического здоровья личности начала 21 века. Проблема не новая – человечество думает об этом с незапамятных времен.
Тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх, тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных с повышенной эмоциональной и физической напряженностью, порожденной причинами иного характера.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.91 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Напряженная, идеологическая обстановка, обуславливает рост различных отклонений в развитии и поведении людей. Среди них особую вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

  Агрессивность – проявление  активности ребенка, его протест, попытка изменить неблагоприятную  для него ситуацию. Это одна  из проблем психического здоровья  личности начала 21 века. Проблема  не новая – человечество думает  об этом с незапамятных времен.

  Тревожность постоянно  или ситуативно проявляемое свойство  человека приходить в состояние  повышенного беспокойства, испытывать  страх, тревогу в специфических  социальных ситуациях, связанных  с повышенной эмоциональной и  физической напряженностью, порожденной  причинами иного характера.

  Рост агрессивности  и тревожности затрагивает общество  в целом, вызывает как глубокое  беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический  интерес исследователей (Хорни Л., Фромм Э., Брютнер К., Лебединский В.В., Лешли Дж., Кратчфилд Р. и многие другие). Тревожность и агрессивность может выражаться в предприимчивости развивать дух инициативы, делать ребенка упорным или беспокойным в достижении цели. Но агрессивность может выражаться в непослушании и бурном сопротивлении, насилии, нанесения душевных и физических травм, порождать враждебность и замкнутость. В этом случае необходимо ограничивать, контролировать данные проявления или переориентировать на такие формы активности, которые не будут приносить вреда личности и обществу.

   Дошкольное детство  и младший школьный возраст, как  указывают ведущие отечественные  и зарубежные психологи (Божович Л.И., Выготский А.В., Запорожец К., Воллон Н., Заззо) особо ответственный период, когда происходит формирование личностных качеств ребенка, поэтому очень важно в этот период заложить основы полноценной психически здоровой личности.

  Поэтому, я считаю, что тема курсовой работы весьма актуальна и заслуживает особого внимания.

Объектом курсовой работы является личность агрессивного и тревожного ребенка.

Предметом исследования – особенности личности и деятельности агрессивного и тревожного ребенка.

Целями исследования являются:

1. Выявление особенностей  проявления агрессивности у детей  старшего дошкольного возраста  и младшего, школьного возраста.

2. Выявление особенностей  проявления тревожности у детей  дошкольного младшего школьного  возраста.

Структурно работа состоит из введения, основной теоретической части, практической части и заключения.

Основная часть состоит из 3-х глав, что позволяет более детально исследовать вопрос. Первая глава знакомит с понятием агрессии и агрессивности, основными определениями, видами и теориями агрессии. Причинами детской агрессии и особенностями ее проявления.

Вторая глава знакомит с понятием тревоги и тревожности, основными определениями, видами, особенностями проявления тревожности у детей.

В третьей главе изложены результаты обследования детей по материалам исследования.

В конце работы приведен список привлеченных источников.

Глава 1. Общие теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия с агрессивными детьми

 

1.1. Понятие агрессии  и агрессивности

 

Слово «агрессия» (происходит от латинского – нападать) – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического и психического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы детей. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества всвязи с его распространенностью.

Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи:

    • Агрессия «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, воля, смелость, отвага);

    • Агрессия «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, хамство, зло);

    • Собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии (по А. Фромму).

    • Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в дошкольном и младшем школьном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа. Изучив большое количество психолого-педагогической литературы, мы пришли к мнению, что у разных исследователей-психологов есть своя формулировка агрессии и агрессивности. В психологии этим понятиям даются различные трактовки. Агрессивность определяется как:
    • Инстинктивная природа человека (Гоббсон Т., Лоренц К., Фрейд З.);
    • Как стремление к власти, господству (Альфред О., Моррисон Н.);

    • Неотъемлемый элемент борьбы за свои права, за достижение желаемой реакция личности на враждебную окружающую действительность (Фромм Э., Хорни Л.);

    • Естественная реакция на фрустрацию (Доллард О., Дуб С.).мого результата (Степанов С.С.);

Как отмечал С.С. Степанов – агрессивность обычно понимается как склонность к причинению другим морального и физического ущерба.       Агрессия - это причинение вреда человеку, предмету, группе людей, выражается словесно или физически.

 В.В. Юрчук считает что агрессия – мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки – нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них депрессии, не уютность, напряженность, страх боязнь, состояние подавленности.

По мнению Р.С. Немова, «агрессивность» (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред другим людям и окружающему миру.

Н.И. Конюхов определяет агрессивность, как качество человека выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам. Может являться формой проявления снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления личностных процессов.

Е.Н. Корнеева трактует агрессивность как стремление одного существа причинить вред другому. В человеческом обществе агрессия оценивается как негативное явление, при котором человек не должен жить, заставляя других и тем более испытывать от этого удовольствие. Детскую же агрессию, она считает явлением специфическим и отнюдь не неизбежным.

Психологический словарь под редакцией А. Зинченко предлагает следующее определение агрессии – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Таким образом, из вышеперечисленных определений агрессии и агрессивности, мы согласны с выводами Р.С. Немова и А. Зинченко о том, что агрессия – это враждебное поведение человека в отношении других людей, это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей.

Действительно, агрессия может приносить физический ущерб людям и вызывать психический дискомфорт.

Значит, агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, а агрессивность, как проявление агрессии может сделать ребенка, либо упорным, либо безвольным, способно развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность.

1.2. Виды агрессии

   Агрессия всегда  ассоциировалась с таким философско-нравственным  понятием как зло. В древнейшей  философии присутствуют разные  точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет «злую природу». Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или нравственно-нейтральными, а затем под воздействием порочных общественных факторов может привести к тому, что человек станет злым.

Проанализировав разные точки зрения, многие исследователи дают различную классификацию видов агрессивного поведения.

В.В. Петровский и М.Т. Ярошевский разделили агрессию на следующие виды: 

  • физическая агрессия (нападение) использование физической силы против другого лица или объекта;
  • вербальная выражение негативных чувств как через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань);
  • прямая агрессия непосредственно направлена против какого-либо объекта или субъекта;
  • косвенная агрессия – действия направленные окольным путем на другое лицо (злобные сплетни, шутки, а также действия характеризующиеся направленностью и непорочностью ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами,битье кулаками по столу;
  • аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоуничтожении, нанесение себе телесных повреждений и самоубийстве;
    • враждебная агрессия выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;

    • инструментальная агрессия являющейся средством достижения какой-либо цели.

А. Басс и А. Дарки предлагают свои дифференцирующие проявления агрессии и враждебности, выделив следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия – направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм-оппозиционная манера активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта о том, что он является плохим человеком.

Е.Н. Корнеева разделила агрессию на: 

  • агрессивные действия;
  • агрессивные слова;
  • агрессивные мысли;

Считает, что это явление специфическое и весьма неизбежное, также она определила направления агрессии:

  • на себя;
  • на других;
  • на животных.

Структуру агрессивного поведения предложили в своих работах И.В. Заградова, А.К. Осинский, Н.Д. Левитов:

По направленности:

  • агрессия во вне;
  • аутоагрессия.

По цели:

  • интеллектуальная
  • враждебная.

По методу выражения:

  • физическая;
  • вербальная.

По степени выражения:

  • прямая;
  • косвенная.

По наличию инициативы:

  • инициативная;
  • оборонительная.

Информация о работе Тревожность и агрессия у младших школьников