Тревожность и агрессия у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Агрессивность – проявление активности ребенка, его протест, попытка изменить неблагоприятную для него ситуацию. Это одна из проблем психического здоровья личности начала 21 века. Проблема не новая – человечество думает об этом с незапамятных времен.
Тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх, тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных с повышенной эмоциональной и физической напряженностью, порожденной причинами иного характера.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.91 Кб (Скачать файл)

А тревожность (готовность к страху) – это состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию на страх.

2.2. Теории и  виды тревоги

Тревога – это смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. Действительно, тревога отличается от страха тем, что состояние тревоги часто беспредметно, в то время как страх предполагает наличие определенного объекта, человека или события, которых боятся.

Существуют некоторые теории тревоги:

  • теория научения (тревога используется для обозначения вторичного (или обусловленного) побуждения, которое создает мотивацию для реакции избегания. Таким образом, реакция избегания подкрепляется уменьшением тревоги.
  • фрейдистская теория(тревога рассматривается как эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, страха и выполняет роль сигнала того, что может возникнуть опасность для психики, если бессознательное желание будет реализовано или отреагировано).
  • экзистенциальная теория (эмоциональное состояние бессмысленности, несовершенства и изначальной хаотичности мира, в котором мы живем.

Тревога рассматривается как последовательная эмоция, усвоенная реакция, возникшая вследствие конкретного положения дел.Рассмотрев некоторые теории тревоги, можно перейти к видам тревоги и тревожности:

  • тревога невротическая (тревога неопределенного смутного беспокойства, сопутствующего «общему тревожному расстройству»)
  • тревога преследования (или параноидная тревога.Этот термин используется для обозначения тревоги, вызванной страхом нападения со стороны враждебных других).
  • тревога моральная (тревога, возникающая в результате запретов суперэго).
  • тревожная реакция или тревожное расстройство (используется для обозначения ряда неадаптивных синдромов, которые включают в себя сильную тревогу как доминирующее расстройство. Сюда входят:

а) общее тревожное расстройство;

б) психическое расстройство;

в) фобическое расстройство;

г) посттравматический стресс.

  • тревожное нарушение сна (характеризующееся периодическими пробуждениями с подробным припоминанием пугающих сновидений.Сновидения отличаются правдоподобностью и часто содержат угрозы жизни и безопасности).
  • Тревожные расстройства детства и юности (общий класс умственных расстройств, возникающих в детстве и юности и характеризующихся в первую очередь чрезмерной тревожностью. Сюда входят:

а) расстройство избегания детства или юности;

б) расстройство гипертревожности

в) расстройство тревоги из-за разделения.

Эриксон Э. предлагает свои виды тревоги. В эмпирических исследованиях различаются:

1. тревога ситуативная – характеризует состояние индивида в текущий момент;

2. тревога как черта личности – тревожность – повышенная склонность испытывать тревогу из-за реальных или воображаемых опасностей.

Тревога ослабляется с помощью механизмов защитных – вытеснения, защемления, проекции и т.д.

Также он выделяет:

1. тревогу ложную – понятие, используемое в психофизиологии для названия ситуации, когда испытуемый сообщает о восприятии сигнала при отсутствии последнего;

2. тревога ожидания – ожидание беды, связанное благодаря возмездию, с внутренним ощущением искушения.

2.3. Особенности  проявления тревожности у детей  дошкольного и младшего школьного  возраста

Тревожность (готовность к страху) – черта личностная, проявляемая в легком и чистом появлении состояний тревоги. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока.

   В целом тревожность - субъективное проявление неблагополучия личности. Она возникает при благоприятном фоне свойств системы нервной и эндокринной, но формируется прижизненно, в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения, - например, между родителями и детьми.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Задача педагогов – своевременно распознать их, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей невротических состояний и неврозов. Тревожность является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей.

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии. Причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь.Ничего у тебя не получается!»).

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.

У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает двигательное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте. Неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так, отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами.

В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно. Нередко родители культивируют «правильность» поведения; отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми («Если я буду делать не так, как сказала мама, она не будет меня любить», «Если я поступлю не так, как надо, меня накажут»).

Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия педагога с ребенком: превалированием авторитарного стиля общения и непоследовательности требований и оценок. В первом и во втором случае ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не «угодить» им, преступить жесткие рамки.

Говоря о жестких рамках, имеются в виду ограничения, устанавливаемые педагогом. К ним относятся ограничения спонтанной активности в играх, в деятельности на прогулках и т.д.; ограничение детской непосредственности на занятиях, например, обрывание детей («Нина Петровна, а у меня …» «Тихо! Я все вижу! Сама ко всем подойду!»); пресечение детской инициативы («Положи сейчас же, я не говорила брать кисточки в руки» «Немедленно замолчи, сейчас я говорю!»). К ограничениям можно отнести и прерывание эмоциональных проявлений детей. Если в процессе деятельности у ребенка возникают эмоции, их необходимо выплеснуть, чему может, препятствовать авторитарный педагог («Это кому там смешно, Петров?! Это я буду смеяться, когда на твой рисунок посмотрю!», А ты чего рыдаешь? Замучила всех своими слезами!»).

Педагогу необходимо знать ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность, прежде всего ситуацию неприятию со стороны значимого взрослого или со стороны сверстников, ребенок считает в том что его не любят есть его вина, он плохой («любят хороших»). Заслужить любовь ребенок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если это стремление не оправдается, то тревожность ребенка увеличивается.

Следующая ситуация – ситуация соперничества, конкуренции. Особенно сильную тревожность она будет вызвать у детей воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситуацию соперничества, будут стремиться быть первыми, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.

Еще одна ситуация – ситуация повышенной ответственности. Когда тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежд, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.

Одной из наиболее распространенных трудностей в работе с детьми младшего школьного возраста является их эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность. Порой взрослые не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными. Тревожные дети постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Трудности в развитии эмоциональной сферы могут быть обусловлены особенностями семейного воспитания, отношения окружающих к ребенку. Основным из типов неправильного воспитания является: тревожно-мнительное воспитание. Она наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семьях с единственным ребенком, а также в семьях, где растет ослабленный или поздний ребенок. В результате ребенок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Ребенок в таком случае несамостоятелен, нерешителен, робок, обидчив, мучительно неуверен в себе.

В заключение можно отметить, что не существует плохих и хороших эмоций и взрослый во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать эффективной регуляции ребенка, оптимальным способам социализации.

Глава 3. Выявление тревожности у отдельных детей дошкольного и младшего школьного возраста по материалам констатирующего эксперимента

В данной главе изложены результаты констатирующего эксперимента, выявление агрессивности тревожности у детей младшего школьного возраста.

    Методика №1  (см. Приложение №1)

«Агрессивны ли вы?» (адаптированный к дошкольному возрасту) 
Для выявления преобладающего типа агрессивности был использован модернизированный тест «Агрессивны ли вы?» Г.Я. Кудриной, адаптированный к дошкольному возрасту. 
Согласно этой методике детям предлагались вопросы и варианты ответов. 
Ребенок выбирал наиболее ему подходящий, а ответы фиксировались.

 

 
Фамилия, имя, ребенка

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
7

 
1.

 
Сенник Е.

 
А

 
Б

 
А

 
А

 
А

 
А

 
Б

 

 

 
2.

 
Корниенко О.

 
А

 
Б

 
А

 
А

 
А

 
А

 
Б

 

 

 
3.

 
АнтоноваВ.

 
В

 
В

 
Б

 
В

 
Б

 
Б

 
Б

 

 

 
4.

 
Сенник Б.

 
В

 
В

 
Б

 
В

 
Б

 
Б

 
Б

 

 

 
5.

 
Пономаренко В.

 
А

 
Б

 
А

 
А

 
А

 
Б

 
А

 

 

Информация о работе Тревожность и агрессия у младших школьников