Тревожность и агрессия у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Агрессивность – проявление активности ребенка, его протест, попытка изменить неблагоприятную для него ситуацию. Это одна из проблем психического здоровья личности начала 21 века. Проблема не новая – человечество думает об этом с незапамятных времен.
Тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх, тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных с повышенной эмоциональной и физической напряженностью, порожденной причинами иного характера.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.91 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мнения исследователей по вопросу теории и виды агрессии весьма неоднозначны. Мы согласны с точкой зрения А. Басс и А. Дарки. Они полно выделяют показатели агрессивности, которые помогут нам в дальнейшем провести исследовательскую работу с детьми старшего дошкольного возраста.

 

 

1.3. Причины детской  агрессии.

 

Западные и отечественные психологи ведут нескончаемые споры о том, каковы же причины, побуждающие ребенка к агрессивным действиям.

Причины проявления агрессивности можно объединить в несколько групп.

I группа – физиологические:

  • агрессивность как один из симптомов органического подражания мозга: при родовых травмах, эпилепсии и другие;
  • расстройства в работе нервной системы разного рода неврозы, неврастения; 
    алкогольное или наркотическое отравление;
  • чрезмерная возбудимость в результате истощения нервной системы при физических и психических нагрузках.

II группа – индивидуально-психологическая:

  • оборонительная реакция на чувство страха, чтобы избежать потенциальной угрозы, реакция на недостаточность информации о каком-либо человеке (особенно при встрече с незнакомым взрослым или ребенком) или какой-либо ситуации;
  • агрессивность как чувство недетской ответственности, когда ребенку поручаются дела, которые ему не по силам (уход за младшим ребенком в семье, больным или пьяным взрослым).

III группа – социальные причины:

1. Агрессия возникает у детей в условиях дефицита добра, ласки, любви. Также ее формы являются спровоцированной формой защиты:

  • когда агрессия порождает в ответ на агрессивное поведение взрослых или сверстников;
  • агрессия провоцируется равнодушием в ответ на безразличное отношение, когда окружающие «не замечают» существование ребенка, «игнорируют» его. В этих случаях он активно отстаивает свое право на внимание криком;
  • агрессия порождается чрезмерной любовью окружающих, часто безрассудной и авторитарной. В таких случаях ребенок может стать игрушкой в руках взрослого;
  • стремление удовлетворить все желания ребенка по первому требованию, его положение в статусе «кумира семьи», воспитание по типу «трон принца», когда вместо любви и ласки ребенок получает суррогаты эмоций. Невозможность удовлетворить все желания ребенка, также провоцирует агрессию;
  • способ самоутверждения в результате переживаний, связанных с неудовлетворением своим статусным положением в группе сверстников, которые часто определяются воспитателем и родителями («плохой», «драчун», «не играйте с ним»)

2. Сформированные взрослыми  агрессивные проявления:

  • когда агрессия поощряется как один из способов эгозащиты;
  • когда ребенка не осуждают за проявления агрессивности;
  • когда взрослые дают образца подобного поведения (в конфликтных семьях, где отсутствуют любовь и понимание между родителями, обсуждают друг друга, в семьях алкоголиков).

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть травмированным, обиженным, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида или душевная травма, или само нападение. Очень часто порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

К вышеперечисленным причинам Е.Н. Кореева добавляет ряд следующих:

  • реакция на притеснение со стороны других людей;
  • просмотр телепередач и видеофильмов содержащие сцены насилия;
  • предвзятое отношение родителей к животным;
  • реакция на собственные неудачные поступки и действия (случаи аутоагрессии);
  • сверхвысокая эмоциональная чувствительность детей. 
    С.С. Степанов считает, что причинами проявления агрессии у ребенка могут быть:
  • рождение нового ребенка в семье;
  • эмоциональная холодность и чрезмерная строгость родителей.

Таким образом, выясняя причины детской агрессивности, мы можем разделить их на следующие виды:

  • физиологические: нарушение функций головного мозга, расстройство нервной системы (Майерс Д., Эрвин М.);
  • эмоционально-психологические: стрессы, депрессии, реакция на страх (Эстман М., Нельсон Д. И т.д.);
  • социально-обусловленные игры (Корнеева Е.Н., Бандура А.);
  • воспитательно-педагогические: авторитарный стиль воспитания, подражание родителям, внутрисемейные отношения и т.д. (Степанов С.С., Ричардсон Д., Бэрон Р.).

 

 

1.4. Особенности  проявления детской агрессии  в дошкольном и младшем школьном  возрасте

 

Большой проблемой и для воспитателя и для родителей и для самого ребенка является детская агрессивность, которая сегодня встречается все чаще и чаще. Попав из ограниченного круга семьи в большой детский коллектив, ребенок не владеет социально принятыми способами общения, не имеет опыта совместных игр с другими детьми, не обладает нужными игровыми навыками. Это делает его непривлекательным партнером в глазах сверстников и ребенок может оказаться в группе как бы в изоляции. При этом на фоне недовольства, обиды нередко появляются и агрессивные действия: 
ребенок ломает лучшие постройки;

  • рвет рисунки;
  • портит и разбрасывает игрушки;
  • прилагает все усилия, чтобы помешать игре, в которую его не принимают. 
    Сложнее, если дети приносят агрессивную модель поведения из семьи, где она не только принята в какой-то мере и поощряется, некоторые родители внушают ребенку, что нужно быть сильным, непобедимым, всегда давать сдачи в ответ на любую обиду.

     Иногда агрессивность  стимулируется у детей косвенно из-за постоянного просмотра мультфильмов соответствующего содержания; боевиков, «ужастиков», различные передачи, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия. Если взрослым «экранный злодей кажется смешным, то ребенок воспринимает поведение как заслуживающий восхищения образец, а о страданиях его поведения он вообще не задумывается.

Нужно помнить, что агрессивные реакции возникают у детей в ответ на психотравмирующую ситуацию, и представляет собой активный протест, проявляющийся в грубости, непослушании, драках и вызывающем поведении при столкновении с любыми психологическими трудностями.

Детская агрессивность почти всегда носит ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду, школе и в семье не закрепляется как черта характера, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога-психолога и самих родителей.

Агрессивные действия проявляются у разных детей по-разному. У кого-то они выражены во внешнем поведении:

  • повышенная активность (гиперактивность, драчливость и т.д.);
  • эмоциональные реакции (покраснение кожи, подергивание мышц рук, ног и лица, «горящие» глаза и появление оскала на лице);
  • громкая речь (крик, визг, ругательство).

У кого-то во внутреннем состоянии:

  • вынашивание злобных замыслов, месть, обида и т.д.

А.И. Баркан в своих исследованиях пришла к выводу, что ребенок в 3 года способен «атаковать» обидчика не рассуждая и не задумываясь. В 4-5 лет ребенок, прежде чем лезть в драку, способен контролировать свои агрессивные эмоции, и направлять их в игровую форму: то он солдат, стреляющий в противника, то милиционер преследующий врага. Он понимает, что его действия причиняют боль другим детям и пытается перевести ее в игру. В 6-8 лет агрессивный характер поведения предстает как специфическая форма взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Выделяя агрессию, направленную на живой мир, Е.Н. Корнеева описывает особенности ее проявления:

  • ломка веток и деревьев;
  • уничтожение насекомых, земноводных и пресмыкающихся;
  • поджог сухой травы и листьев;
  • охота на птиц;
  • издевательства над домашними животными.

Выбирая мишенью живое существо, в ребенке формируется такие отрицательные качества как жесткость, бессердечность, злоба и агрессивность.

В.В. Зеньковский считает, что гнев с особой выразительностью отражается на лице ребенка. Наморщенный лоб, блеск глаз, яростное сжимание кулаков; все эти перечисления являются показателями агрессивности детей.

М.И. Чистякова описывает поведение агрессивного ребенка так: он держится вызывающе, не слушается родителей, выходит из себя по пустякам; неусидчив, считает себя обманутым, жесток, драчлив, без причины бьет кулаками и пинается, проявляет инициативу, любит чтобы окружающие выполняли его желания, не признает за собой вины, обвиняет других в собственных неудачах, иногда лжет, не внимателен на занятиях.

 

 

 

Глава 2. Общие теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия с тревожными детьми

 

 

2.1. Понятие тревоги  и тревожности

Козлова С.А. и Куликова Т.А. определяют тревожность как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Крыжановская Л. считает, что тревожность – это один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих.

По мнению Волковой Е. Тревожность – это чувство страха и мрачные предчувствия, которые сопровождаются усиленной и продолжительно физиологической активацией. Симптомы тревожности могут присутствовать во многих психических расстройствах.

Смолева Т.О. трактует тревожность как психическое явление в его 3 формах; как реакция слабо выраженного неадекватного страха, влияющая на суждения и решения; как свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям реакций и состояний тревожности.

Захаров А.И. дает такое определение: тревожность – это устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского звучит понятие тревоги как отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет.

Юрчук В.В. определяет тревожность как индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не предрасполагают. В тревогу определяет как реакцию на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на опасность.

Конюхов Н.И. считает, что тревога – отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер не связанные с конкретными событиями. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу представляет собой генерализованный, диффузный и беспредметный страх. Тревога обычно связана с ожиданием неудач во взаимодействии социальном и часто обусловлена неосознанностью источника опасности.

Информация о работе Тревожность и агрессия у младших школьников