Тревожность и агрессия у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Агрессивность – проявление активности ребенка, его протест, попытка изменить неблагоприятную для него ситуацию. Это одна из проблем психического здоровья личности начала 21 века. Проблема не новая – человечество думает об этом с незапамятных времен.
Тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх, тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных с повышенной эмоциональной и физической напряженностью, порожденной причинами иного характера.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.91 Кб (Скачать файл)

 

 

Методика №2 (см. Приложение №2)

Шкала тревожности ребенка

Данная методика предназначена для детей младшего школьного возраста разработанная А.М. Прихожан с целью оценить ситуацию. Область действительности являющийся для ребенка основными причинами тревожности, страхов.

Для эксперимента нужно подготовить три цветные карточки: красного, зеленого и голубого цвета.

Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов: красная карточка – 3 балла, зеленая – 2, голубая – 0. подсчитывается общая сумма баллов по каждому разделу (показывает уровень тревожности по соответствующей деятельности) и общая сумма по всем разделам (показатель по всей шкале – общий уровень тревожности).

 
Вид тревожности

 
Номер пункта шкалы

 
Учебная

 
1

 
6

 
7

 
12

 
13

 
18

 
21

 
22

 
26

 
30

 
Самооценочная

 
5

 
8

 
9

 
11

 
17

 
19

 
20

 
23

 
24

 
28

 
Межличностная

 
2

 
2

 
4

 
10

 
14

 
15

 
16

 
25

 
27

 
29


 

Инструкция: «Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для тебя, вызывают у тебя страх, беспокойство. У меня здесь 3 карточки разного цвета. Ты слушай, и если этот случай. Эта ситуация в твоей жизни, о которой я говорю, очень неприятная для тебя, ты выберешь и покажешь мне красную карточку; если это только немножко неприятно для тебя – зеленую карточку; если этот случай в твоей жизни не страшен тебе – то покажешь мне голубую карточку».

   Результаты данного исследования показали, что из 5 обследованных детей у трех детей наблюдается высокий уровень тревожности, что свидетельствует о реальном неблагополучии ребенка, они часто бывают очень впечатлительными, эмоциональными, что говорит о реальном неблагополучии социального положения в семье, в школе или среди сверстников. У остальных детей наблюдается низкий уровень тревожности – это «чрезвычайно спокойной» и они требуют особого внимания психолога. Ребенок отгораживается от неприятностей, не допускает неприятные переживания в сознание.

Эмоциональное благополучие достигается ребенком ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на продуктивности деятельности. Такие дети отгораживаются от всех, особенно от взрослых, прячутся в «свою скорлупу» и никого не хотят допускать в свой внутренний мир («Пусть мне плохо, но пусть будет так»).

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, агрессия и тревожность как бы являются двумя сторонами одного явления. Агрессия – объективное выражение, тревожность – субъективная. И в том и другом содержатся нужные элементы, поскольку настойчивость и упорство необходимы для достижения любой цели. С другой стороны разумная осторожность как элемент чувства самосохранения так же вполне объяснима.

Основной вопрос, на мой взгляд, заключается не в том, чтобы избавить детей от агрессивности и тревожности. А в том, чтобы, оставив необходимые элементы этих явлений в психике ребенка, не дать им гипертрофироваться. Другими словами, - необходим баланс. Как, в общем - то в целом в развитии детей. Кроме того, коррекции может подвергаться не только сдерживание тех или иных явлений, но и развитие. Так, в ходе экспериментальной части было выявлено, что некоторым детям вовсе чужда агрессивность. Но, как я уже озвучила, «положительная» агрессивность необходима для того, чтобы у ребенка формировалась активная жизненная позиция. Значит в данном случае возможно коррекционная работа, поскольку агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, а агрессивность, как проявление агрессии может сделать ребенка, либо упорным, либо безвольным, способно развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность. Как и везде, должно существовать правило, согласно которому активность (агрессивность) хороша, пока она не нарушает интересов других лиц.

Педагогу необходимо знать ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность, для того чтобы избегать их. Он должен учитывать, что дети только начинают свою жизнь в коллективе, что все они пришли из семей, в которых картина далеко не одинакова. Так, в одних семьях быть может, ребенок привык доминировать, видя, что взрослые ему все позволяют. Он добивается своего истериками и капризами. Коллектив же предполагает ущемление индивидуальных интересов в пользу общественных. В этом случае задача педагога сводится к тому, чтобы научить ребенка уважать других и при этом показать, что агрессивность – совсем не метод для разрешения конфликтов. В другой семье, чаще неполной, ребенок слишком робок и тревожен, здесь педагог должен скорректировать более активную позицию, чтобы избавить ребенка от страхов и тревог.

Надо учить детей, прежде всего, мыслить. И мыслить позитивно. Поэтому педагогическое мастерство включает образцы того, как должен подходить ребенок к той или иной ситуации, какой выход искать. И эти образцы должен предоставить педагог. Нужно помнить, что агрессивные реакции возникают у детей в ответ на психотравмирующую ситуацию, и представляет собой активный протест, проявляющийся в грубости, непослушании, драках и вызывающем поведении при столкновении с любыми психологическими трудностями.

Детская агрессивность почти всегда носит ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду, школе и в семье не закрепляется как черта характера, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога-психолога и самих родителей.

Значение выявления и коррекции тревожности у детей не менее велико. На мой взгляд, это даже более трудная задача, поскольку проявлений тревожности вовне значительно меньше. Тревожность присутствует во внутреннем мире ребенка. Хотя и агрессия так же, но последняя находит излияние, объективизируется, поэтому ее легче выявить.

Тревожность в этом отношении зачастую скрытна. Но тот вред, который может она нанести психике ребенка ничем не меньше, а может быть, даже и больше, чем при агрессии. Постоянные страхи отравляют жизнь человека. Счастье вообще невозможно, если присутствует какой-нибудь страх. Значит, чем меньше страхов и тревог будет испытывать ребенок, тем счастливее будет его детство, да и вся жизнь.

Еще один вариант, довольно неблагоприятный, которого стоит опасаться при педагогической работе. Тревожный ребенок может проявить свою защитную реакцию именно в виде агрессии, поскольку у него нет сбалансированной реакции. То есть может наступить другая крайность: излишне тревожный внутри – крайне агрессивный вовне. Значит, тревожность и агрессивность совсем не исключают друг друга. Об этом также должен помнить педагог.

В общем, задача, перед теми, кто формирует и корректирует детей более чем сложная, дай Бог им мудрости и терпения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Андерсон Д. Воспитывайте в своем ребенке уверенность. Дошкольное воспитание №3, 2010.

  1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М.: «Просвещение», 2009. 68с.

  1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. 2010- 11с.

  1. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители. – М.: «Профиздат», 2011. – 356 с.

  1. Ганин М.А. Консультация для родителей. – М.: «Просвещение», 2011. – 234 с.

  1. Гаспарова Е. Ребенок играет один. Дошкольное №10, 2012

  1. Годфулина Ж.О. Что такое психология? – Т1 М.: «Мир», 2011. – 578 с.

  1. Докинз Р. Эгоистический ген. – Издательство мир, 2012. – 321 с.

  1. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте. Вопросы психологии №5,2013. – 234 с.

  1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка? – М.: «Просвещение»,2009. – 243 с.

  1. Захаров А.И. Что снится нашим детям? – Дельта, - М,2009. – 234 с.

  1. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: «Академия»,2009. – 123 с.

  1. Зинченко Е.Н. Изучение негативного поведения. – М.: «Мир»,2010. – 231 с.

  1. Карпенко Л.А. Психологический словарь. – М.: «Просвещение»,2013. – 156 с.

  1. Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость. – М,2012. – 437 с.

  1. Конюхов Н.И. Словарь справочник практического психолога. – В, НПО, Модек,2013. – 234 с.

  1. Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши от 2 до 7. –2011. – 345 с.

  1. Крыжановская Л. Психология развития. – М.,2009. – 356 с.

  1. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. – И.,2013. – 108 с.

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2012. – 432 с.

  1. Лапланш Ж. Словарь по психоанализу. – О.: Пантамис,2009. – 200 с.

  1. Лоренс К. Агрессия. – М.: «Просвещение»,2010. – 89 с.

  1. Майерс Д. Социальная психология. – С=П.: «Петерком»,2009. – 235 с.

  1. Немов Р.С. Психология 1 Т. – М.: «Владос»,2012. – 433 с.

  1. Нельсон Д. 1001 совет родителям по вопросам воспитания. – М.: «Кронпресс»,2013. – 432 с.

  1. Петровский А.В. Краткий психологический словарь. – М.: «Просвещение»,2010. – 344 с.

  1. Репина Т., Смолева Т.О. Неуверенный ребенок. Дошкольное воспитание №2, 2009

  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: «Владос», 2012. – 321 с.

  1. Рогов Е.И. Общая психология. – М.: «Владос», 2011 – 321 с.

  1. Смолева Т.О. Тревожный ребенок. – И.,2013. – 321 с.

  1. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М.: «Академия»,2009. – 123 с.

  1. ТеплюкО. Почему дети кусаются? Дошкольное воспитание №9,2012. – 60 с.

  1. Фромм А., Гордон Т. Популярная педагогика. – Е.: АРДЛТД,2009. – 234 с.

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: «Просвещение»,2010. – 109 с.

  1. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: «Владос»,2011. – 231 с.

  1. Эриксон Э. Детство и общество. – С=П.: Ленато,2008. – 357с.

  1. Юрчук В.В. Краткий психологический словарь. – М.: «Просвещение»,2009. – 277 с.

Информация о работе Тревожность и агрессия у младших школьников