Творческие способности и воображение у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Раскрыть понятие воображения и творческих способностей,
Изучить на основе психолого-педагогической литературы основные закономерности в развитии воображения и творческих способностей младших школьников.творческих способностей……………………………………………10
1.3 Методы исследования воображения и творческих способностей…………..14
2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………..………………………………...…18
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста…………...18
2.2 Воображение и творческие способности младших школьников………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………...………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…...30

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…....……………………………………………………………………..3
1 ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ ..………..5
1.1 Понятие воображения……………………………………………………...........5
1.2 Понятие творческих способностей……………………………………………10
1.3 Методы исследования воображения и творческих способностей…………..14
2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………..………………………………...…18
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста…………...18
2.2 Воображение и творческие способности младших школьников………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………...………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…...30

Файлы: 1 файл

курсовая испр.docx

— 69.92 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…....…………………………………………………………………..3

1 ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ ..……..5

1.1 Понятие воображения…………………………………………………...........5

1.2 Понятие творческих способностей…………………………………………10

1.3 Методы исследования  воображения и творческих способностей………..14

2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ ………………..……………………………...…18

2.1 Психические особенности  детей младшего школьного возраста………...18

2.2 Воображение и творческие  способности младших школьников……........22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………..………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проблема  изучения особенностей развития воображения  и творческих способностей у детей  младшего школьного возраста актуальна  тем, что воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. Необходимость формирования высокого уровня творческого потенциала учащегося в условиях средней общеобразовательной школы обусловлена не только общественной потребностью в творчески действующем профессионале всех уровней и во всех сферах общественного производства, но и новыми функциями и возможностями современного человека.

Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются  в детстве. В этой связи большие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к младшему школьному возрасту, во многом определяющему дальнейшее ее развитие.

Творческие  способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Проблемы  творчества широко разрабатывались  в отечественной психологии. В  настоящее время исследователи  ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие.

Объект исследования – воображение и творческие способности личности.

Предмет исследования – особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Цель исследования – выявить особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: предполагаем, что у учащихся младших классов есть специфические особенности воображения и творческих способностей по сравнению с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Раскрыть  понятие воображения и творческих способностей,

Изучить на основе психолого-педагогической литературы основные закономерности в развитии воображения и творческих способностей младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ

1.1 Понятие воображения

 

 

Экспериментальное изучение воображения стало предметом  интереса западных психологов, начиная  с 50-х годов. Функция воображения – построение и создание образов – была признана важнейшей человеческой способностью. Её роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения. В 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями была разработана теория творческого (креативного) интеллекта.

Определение воображения и выявление специфики  его развития - одна из наиболее сложных  проблем в психологии. Существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне – во всяком случае, в современной науке.

Воображение в собственном, совсем специфическом  смысле слова может быть только у  человека. Только у человека, который  как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается  подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той  деятельности человека, посредством  которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек  изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно  связано с реальным преобразованием  ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы  [1, с.273].

Обладая богатым  воображением, человек может жить в разном времени, что не может  себе позволить никакое другое живое  существо в мире. Прошлое зафиксировано  в образах памяти, а будущее  представлено в мечтах и фантазиях. С.Л. Рубинштейн пишет: "Воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов" [1, с.272].

Л.С. Выготский  считает, что "Воображение не повторяет  в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением" [2, с.806].

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний.

Воображение — это психический процесс  создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью [3, с.10].

В учебнике "Общая  психология" А.Г. Маклакова приводится следующее определение воображения. Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [4, с.284].

В учебнике "Общая  психология" В.М. Козубовского содержится следующее определение. Воображение – психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть:

  • образ конечного результата реальной предметной деятельности;
  • картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;
  • образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем [5, с. 196].

Воображение включается в познавательную деятельность субъекта, которая с необходимостью имеет свой предмет. А.Н. Леонтьев писал, что "Предмет деятельности выступает  двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может".

Выделение в  предмете его определенных, нужных для решения задачи свойств определяет такую характеристику образа как  его пристрастность, т.е. зависимость  восприятия, представлений, мышления, от того, что человеку нужно – от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. "Очень важно при этом подчеркнуть, что такая "пристрастность" сама объективно детерминирована и выражается не в адекватности образа (хотя и может в ней выражаться), но что она позволяет активно проникать в реальность".

Совмещение  в воображении предметных содержаний образов двух объектов связано, как  правило, со сменой форм репрезентации  реальности. Отталкиваясь от свойств  действительности, воображение познает  их, раскрывает существенные их характеристики через перенос их на другие объекты, которые и фиксируют работу продуктивного  воображения. Это выражается в метафоричности, символичности, характеризующих воображение.

Сущность  воображения заключается в умении "схватывать" целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный  образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный отлёт от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Отсюда можно  сделать вывод, что воображение  работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и  всё-таки представить себе конечный результат.

Процессы  воображения имеют аналитико-синтетический  характер. Основная его тенденция – преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счёте, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Создание  образов воображения проходит два  основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта [4, с.291].

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти  образы могут быть поставлены в новые  сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с  абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Причем формы, в которых  осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Простейшей  формой синтеза в процессе воображения  является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества и т. д. Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями.

Одним из наиболее распространенных способов переработки  образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи. Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация  может иметь место при различных  условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта.

Информация о работе Творческие способности и воображение у детей