Творческие способности и воображение у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Раскрыть понятие воображения и творческих способностей,
Изучить на основе психолого-педагогической литературы основные закономерности в развитии воображения и творческих способностей младших школьников.творческих способностей……………………………………………10
1.3 Методы исследования воображения и творческих способностей…………..14
2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………..………………………………...…18
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста…………...18
2.2 Воображение и творческие способности младших школьников………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………...………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…...30

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…....……………………………………………………………………..3
1 ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ ..………..5
1.1 Понятие воображения……………………………………………………...........5
1.2 Понятие творческих способностей……………………………………………10
1.3 Методы исследования воображения и творческих способностей…………..14
2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………..………………………………...…18
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста…………...18
2.2 Воображение и творческие способности младших школьников………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………...………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…...30

Файлы: 1 файл

курсовая испр.docx

— 69.92 Кб (Скачать файл)

Акцентирование  заключается в подчеркивании  наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе.

Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ [4, с.292].

Итак, воображение  в психологии рассматривается как  одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению. Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; оба эти процесса участвуют в любой творческой деятельности, творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать новые знания.

Согласно  Л.Д. Столяренко, можно выделить несколько  видов воображения, основные среди  которых – пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия в сновидениях). Непроизвольное воображение есть процесс, при котором новые образы возникают в сознании человека без заранее поставленной цели, сами собой. Неудовлетворенная материальная и духовная потребность может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой она была удовлетворена [6, с.494]. Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее [7, с.205].

Воображение может быть четырех основных видов:

  • Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы [8, с.261]. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.
  • Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности – грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.
  • Воспроизводящее или репродуктивное. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.
  • Преобразующее или продуктивное отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Воображение имеет субъективную сторону, связанную  с индивидуально-личностными характеристиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием головного мозга, типом  нервной системы, особенностями  мышления и др.). В этом плане люди различаются по:

  • яркости образов (от явлений четкого "видения" образов до бедности представлений);
  • по глубине переработки образов реальности в воображении (от полной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от реального оригинала);
  • по типу доминирующего канала воображения (например, по преобладанию слуховых или зрительных образов воображения).

Считается, что  развивать процессы воображения  можно, но в рамках пределов, связанных  с генотипически обусловленными возможностями человека. Развитие воображения  предусматривает его совершенствование  по следующим признакам:

  • по разнообразию, разнохарактерности процессов воображения;
  • по оригинальности образов воображения, оцениваемой другими людьми;
  • по уровню детализации построения образов воображения;
  • по уровню интеллектуализированности образов воображения, проявляющемуся в их мысленной интерпретации другими людьми;
  • по эмоциональности реакций других людей на продукты воображения данного индивида.

 

 

1.2 Понятие творческих способностей

 

 

Творческие  способности являются высшей психической  функцией и отражают действительность. Однако с помощью указанных способностей осуществляется мысленный отход за пределы воспринимаемого. С помощью творческих способностей формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

В настоящее  время существует много подходов к определению творчества, а также  смежных с данным определением понятий: креативность, нестандартное мышление, продуктивное мышление, творческий акт, творческая деятельность, творческие способности и другие (В.М. Бехтерев, Н.А. Ветлугина, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, А. Ребера и др.).

Исследуя  природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую  творческой деятельности, креативностью. Креативность – это интегративная  способность, вбирающая в себя целые  системы взаимосвязанных способностей-элементов. Например, креативными способностями  являются воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность [9, с.496].

Во многих научных трудах широко представлены психологические аспекты творчества, в котором участвуют мышление (Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Л.В. Занков, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн) и творческое воображение как результат мыслительной деятельности, обеспечивающий новое  образование (образ), реализуемый в  разных видах деятельности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.Я. Дудецкий, А.Н. Леонтьев, Н.В. Рождественская, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин, Р. Арнхейм, К. Коффка, М. Вертгеймер).

"Способность" – одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения.

В частности, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями "... сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый  ряд данных, без которых человек  не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются". Аналогичные по содержанию высказывания можно почерпнуть и у других авторов [10, с.8].

Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

Б.М. Теплов предложил  три эмпирических по сути признака способностей, которые и легли  в основу определения, наиболее часто  используемого специалистами:

1. под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны;

2. способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей;

3. понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [11, с.9].

На основании  вышеизложенного приходим к выводу, что способности — это психофизиологические свойства человека, от которых зависит  динамика приобретения знаний, умений и навыков и успешность выполнения определенной деятельности [12, с.246].

Естественно, успешность выполнения деятельности определяют и мотивация, и личностные особенности, что и побудило ученых отнести к способностям любые свойства психики, в той или иной мере определяющие успех в конкретной деятельности.

Однако Б.М. Теплов идет дальше и указывает на то, что, помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и легкость овладения деятельностью, и это изменяет положение с  определением: скорость обучения может  зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении (иначе – "субъективная цена", переживание трудности), скорее, обратно пропорционально мотивационному напряжению [11, с.11].

Итак, чем  больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс  овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно  легче, чем обучение или работа в  той сфере, в которой он не имеет  способности. Возникает проблема: что  же это за психическая сущность – способности? Одного указания на поведенческие и субъективные ее проявления (а определение Б.М. Теплова, по сути, поведенческое) недостаточно.

В самом общем  виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. В.Н. Дружинин определяет творческие способности как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие  способности представляют собой  сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление.

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении  какой-либо проблемы не концентрируют  все свои усилия на нахождение единственно  правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным  направлениям с тем, чтобы рассмотреть  как можно больше вариантов. Такие  люди склонны образовывать новые  комбинации из элементов, которые большинство  людей знают и используют только определенным образом, или формировать  связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего [13, с.436].

Дивергентный  способ мышления лежит в основе творческого  мышления, которое характеризуется  следующими основными особенностями:

1. Быстрота  – способность высказывать максимальное количество идей, в данном случае важно не их качество, а их количество.

2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность  – способность порождать новые нестандартные идеи это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми.

4. Законченность  – способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность  видеть проблему там, где её  не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [14, с.6].

Основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделяют следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

1. Реализм  воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть  целое раньше частей.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений и способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных из вне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

 

 

1.3 Методы исследования воображения  и творческих способностей

 

 

Для более  точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание.

Ученные рекомендуют педагогическую оценку результатов творческой деятельности учащихся осуществлять с помощью шкалы "Фантазия", разработанной Г.С. Альтшуллером для оценки наличия фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М.С. Гафитулиным, Т.А. Сидорчук).

Информация о работе Творческие способности и воображение у детей