Творческие способности и воображение у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Раскрыть понятие воображения и творческих способностей,
Изучить на основе психолого-педагогической литературы основные закономерности в развитии воображения и творческих способностей младших школьников.творческих способностей……………………………………………10
1.3 Методы исследования воображения и творческих способностей…………..14
2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………..………………………………...…18
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста…………...18
2.2 Воображение и творческие способности младших школьников………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………...………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…...30

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…....……………………………………………………………………..3
1 ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ ..………..5
1.1 Понятие воображения……………………………………………………...........5
1.2 Понятие творческих способностей……………………………………………10
1.3 Методы исследования воображения и творческих способностей…………..14
2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………..………………………………...…18
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста…………...18
2.2 Воображение и творческие способности младших школьников………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………...………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…...30

Файлы: 1 файл

курсовая испр.docx

— 69.92 Кб (Скачать файл)

Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого  человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому  материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям  взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение  ребенка обладает в одинаковой степени  с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.

В.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении  уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение  переходит и в другие виды деятельности. [18, с.281]

В процессе учебной  деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В процессе обучения при общем развитии способности  управлять своей умственной деятельностью воображение становится также все более управляемым процессом, и образы его возникают в русле задач, которые ставит перед ними содержание учебной деятельности [24, с.203].

В младшем  школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое  получит ребенок в процессе самой  деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого  и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Значение  воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой  способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается  в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое  снижение активности этой функции.

Вместе с  уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого  мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее. Существует ряд причин, препятствующих полноценному формированию творчества. Это может быть как недостаток или отсутствие развивающей работы со стороны взрослого, так и особенности развития самого ребенка [25, с.505].

Младшие школьники  большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью  воображения. Их игры – плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Однако, фантазия, должна иметь позитивное направление  развитие. Она должна способствовать лучшему по знанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию  личности, а не перерастать в пассивную  мечтательность, замену реальной жизни  грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества.

 Дети младшего  школьного возраста очень любят  заниматься художественным творчеством.  Оно позволяет ребенку в наиболее  полной свободной форме раскрыть  свою личность. Вся художественная  деятельность строится на активном  воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку  новый, необычный взгляд на мир.

Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о  том, что воображение является одним  из важнейших психических процессов  и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается  в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.

Развитие  воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода

Раскрыты  особенности творческих способностей и воображения младших школьников. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным  интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования  на практике. Старший дошкольный и  младший школьный возраст квалифицируются  как наиболее благоприятные, сензитивные для развития творческого воображения, фантазии. В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Проведено исследование воображения как творческого  процесса. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей  отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между  восприятием, мышлением и памятью. Воображение странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.

 Можно  предполагать, что именно воображение,  желание его понять и объяснить,  привлекло внимание к психическим  явлениям в древности, поддерживало  и продолжает его стимулировать  в наши дни. Воображение представляет  собой особую форму отражения,  которая заключается в создании  новых образов и идей путем  переработки имеющихся представлений  и понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии  [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 594с.

2 Выготский,  Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 1008с.

3 Натадзе,  Р.Г. Воображение как фактор  поведения [Текст] / Р.Г. Натадзе. – М. : Мысль, 2004. – 494с.

4 Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – М., 2005. – 582с.

5 Козубовский,  В.М. Общая психология: познавательные  процессы [Текст] / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2008. – 368с.

6 Джонстон, Д. Психология [Текст] / Д. Джонстон. – М. : АСТ, 2003. – 494с.

7 Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – 3-е изд. – Ростов-наДону: Феникс, 2000. – 671с.

8 Немов,  Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2003. –– 688с.

9 Тискович, М.В. Особенности развития креативности  детей в младшем школьном возрасте  [Текст] // Вопросы гуманитарных наук. – 2006. – №6. – С.492-498

10 Дружинин, В.Н. Психология общих способностей  [Текст] / В.Н. Дружинин. – М. : Наука, 1994. – 148с.

11 Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных  различий [Текст] / Б.М. Теплов. – М., 1961. – 536с.

12 Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2002. – 336с.

13 Годфуа, Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т.1. [Текст] / Ж. Годфуа – М. : Мир,1992. –496с.

14 Лук,  А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. – М. : Наука, 1978. – 125с.

15 Гречко  С.А. Развитие воображения младшего  школьника // Фестиваль педагогических  идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/213863/. – Дата доступа:26.03.2011

16 Реан, А.А. Психология детства [Текст] / А.А. Реан. – СПб. : “прайм-ЕВРО-ЗНАК”, 2003. – 368с.

17 Ниязбаева,  Н.Н. Психологическое обоснование  обеспечения комфорта младших  школьников в образовательной  деятельности // электронный журнал  «Психологическая наука и образование»  » [Электронный ресурс]. – 2009. – №3. – Режим доступа: http://www.psyedu.ru/. – Дата доступа: 04.04.2011.

18 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология  развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – 4-е изд. – М. : Академия, 1999. – 456с.

19 Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 896с.

20 Выготский,  Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4 – Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. –433с.

21 Малкина-Пых,  И.Г. Возрастные кризисы [Текст]: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2005. – 896с.

22 Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология  [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Н.Ф. Талызина. – М. : Академия, 1998. – 288с.

23 Полякова, Т.Н. Работа над выразительностью  речи как метод обучения творческому  чтению [Текст] // Начальная школа. – 2009. – №12. – С.21-25

24 Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая  психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед институтов / М.В. Гамезо. – М. : Просвещение, 1984. – 256с.

25 Корягина, Н.А. Проблема взаимосвязи учебной  мотивации и творческих способностей  в младшем школьном возрасте  [Текст] // Вопросы гуманитарных наук. – 2006. – №6. – С.503-509.


Информация о работе Творческие способности и воображение у детей