Творческие способности и воображение у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Раскрыть понятие воображения и творческих способностей,
Изучить на основе психолого-педагогической литературы основные закономерности в развитии воображения и творческих способностей младших школьников.творческих способностей……………………………………………10
1.3 Методы исследования воображения и творческих способностей…………..14
2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………..………………………………...…18
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста…………...18
2.2 Воображение и творческие способности младших школьников………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………...………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…...30

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…....……………………………………………………………………..3
1 ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ ..………..5
1.1 Понятие воображения……………………………………………………...........5
1.2 Понятие творческих способностей……………………………………………10
1.3 Методы исследования воображения и творческих способностей…………..14
2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………..………………………………...…18
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста…………...18
2.2 Воображение и творческие способности младших школьников………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………...………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…...30

Файлы: 1 файл

курсовая испр.docx

— 69.92 Кб (Скачать файл)

Шкала "Фантазия" включает пять показателей:  новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явление), незначительное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления)); убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной  достоверностью).

Данные научных  работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется  ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке.

Так, С.А. Гречко рекомендует следующие методики исследования воображения и творческих способностей:

1. Методика "Вербальная  фантазия" (речевое воображение) [15, с.2].

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его  устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

  • скорость процессов воображения;
  • необычность, оригинальность образов воображения;
  • богатство фантазии;
  • глубина и проработанность (детализированность) образов;
  • впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому  из этих признаков рассказ оценивается  от 0 до 2 баллов:

0 баллов ставится  тогда, когда данный признак  в рассказе практически отсутствует; 

1 балл рассказ  получает в том случае, если  данный признак имеется, но  выражен сравнительно слабо; 

2 балла рассказ  зарабатывает тогда, когда соответствующий  признак не только имеется,  но и выражен достаточно сильно.

Если в  течение одной минуты ребенок  так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов.

 Если же  сам ребенок придумал сюжет  рассказа к концу отведенного  времени (1 минута), то по скорости  воображения он получает оценку  в 1 балл.

 Наконец,  если ребенку удалось придумать  сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или  если в течение одной минуты  он придумал не один, а как  минимум два разных сюжета, то  по признаку "скорость процессов  воображения" ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов воображения  расценивается следующим способом:

0 баллов –  если ребенок просто пересказал  то, что когда-то от кого-то  слышал или где-то видел, то  по данному признаку;

1 балл –   если ребенок пересказал известное,  но при этом внес в него  от себя что-то новое; 

2 балла –  если ребенок придумал что-то  такое, что он не мог раньше  где-то видеть или слышать. 

Богатство фантазии ребенка проявляется также в  разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов  воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.

0 баллов –  если признаков в рассказе  мало, но в целом не менее  пяти;

1 балл –  если общее количество деталей  указанного типа находится в  пределах от 6 до 9;

2 балла –   если общее число названного  превышает десять.

Глубина и  проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в  рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему  ключевую роль или занимающему центральное  место в рассказе. Здесь также  даются оценки в трехбалльной системе.

0 баллов ребенок  получает тогда, когда центральный  объект рассказа изображен весьма  схематично;

1 балл –  если при описании центрального  объекта его детализация умеренная;

2 балла –  если главный образ его рассказа  расписан достаточно подробно, с  множеством разнообразных характеризующих  его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов  воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.

0 баллов –  образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего;

1 балл –  образы рассказа вызывают некоторый  интерес со стороны слушателя  и некоторую ответную эмоциональную  реакцию, но этот интерес вместе  с соответствующей реакцией вскоре  угасает;

2 балла –  ребенком были использованы яркие,  весьма интересные образы, внимание  слушателя к которым, раз возникнув,  уже затем не угасало, сопровождаясь  эмоциональными реакциями типа  удивления, восхищения, страха и  т.п.

Таким образом, максимальное число баллов, которое  ребенок в этой методике может  получить за свое воображение, равно 10, а минимальное – 0.

2. Методика  “Рисунок” 

В данной методике ребенку предлагается стандартный  лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание  придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

Анализ картины  и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

3. Методика  “Скульптура” [15, с.3].

Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь  им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Фантазии  ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.

0 – 1 балл  – за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не  смог ничего придумать и сделать  руками;

2 – 3 балла  – ребенок придумал и вылепил  из пластилина что- то очень  простое, например, кубик, шарик,  палочку, кольцо;

4 – 5 баллов  – ребенок сделал сравнительно  простую поделку, в которой  имеется небольшое количество  простых деталей, не более двух - трех;

6 – 7 баллов  – ребенок придумал что- то  необычное, но вместе с тем  не отличающееся богатством фантазии;

8 – 9 баллов  – придуманная ребенком вещь  достаточно оригинальна, но детально  не проработана;

10 баллов –  ребенок может получить лишь  в том случае, если придуманная  им вещь и достаточно оригинальна,  и детально проработана, и отличается  хорошим художественным вкусом.

Таким образом, протестировав учащихся, мы можем  оценить общий уровень развития их воображения следующим образом.

25 – 30 баллов  – очень высокий уровень;

19 – 24 баллов  – высокий уровень;

10 – 18 баллов  – средний уровень;

5 – 9 баллов  – низкий уровень;

0 – 4 баллов  – очень низкий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  И 

ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

2.1 Психические особенности детей  младшего школьного возраста

 

 

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни  ребенка – поступлением в школу. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка [16, с.150].

Поступивший в школу ребенок автоматически  занимает совершенно новое место  в системе отношений людей: у  него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние  люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и  как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или  по принуждению) учиться, как все  дети в его возрасте.

Новая социальная ситуация развития вводит ребенка в  строго нормированный мир отношений  и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие.

Таким образом, новая социальная ситуация обучения в школе ужесточает условия жизни  ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого  ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это  отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок чувствует себя достаточно приспособленным к окружающему  миру: он имеет необходимые знания о нем и оптимистично и радостно смотрит на мир, и «…ни один ребенок  не приходит в школу с клеймом  неудачника. Школа и только школа  навешивает на ребенка этот ярлык.» [17, с.11].

До школы  индивидуальные особенности ребенка  могли не мешать его естественному  развитию, так как эти особенности  принимались и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и т.д. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания [18, с.250].

 В большинстве  случаев ребенок приспосабливает  себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится  учебная. Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержания и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом [19, с.228].

Согласно  теории Л.С. Выготского, школьный возраст, как и все возрасты, открывается  критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.

В последнее  время появился ряд исследовании, посвященных этому возрасту. Результаты исследовании схематически можно выразить так: ребенка 7-ми лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. Самой существенной чертой кризиса семи лет принято называть начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.

Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который  вклинивается между переживанием и  непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и  непосредственному действию, свойственному  ребенку. Это не значит, что кризис семи лет приводит от непосредственного, наивного, недифференцированного переживания  к крайнему полюсу, но, действительно, в каждом переживании, в каждом его  проявлении возникает некоторый  интеллектуальный момент.

В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения  такой структуры переживании, когда  ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый", "я злой", т.е. у него возникает  осмысленная ориентировка в собственных  переживаниях.

Точно так, как  ребенок 3 лет открывает свое отношение  с другими людьми, так семилетка  открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые  особенности, характеризующие кризис семи лет [20, с.379].

1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Как на шахматной доске, когда с каждым ходом возникают совершенно новые связи между фигурками, так и здесь возникают совсем новые связи между переживаниями, когда они приобретают известный смысл. Следовательно, весь характер переживаний ребенка к 7 годам перестраивается, как перестраивается шахматная доска, когда ребенок научился играть в шахматы.

2.  К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормальный ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь – он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей малоценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет [20, с.380].

Ребенок дошкольного  возраста любит себя, но самолюбия  как обобщенного отношения к  самому себе, которое остается одним  и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания  своей ценности у ребенка этого возраста нет. Таким образом, к семи годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста [21, с.160].

Такие новообразования, как самолюбие и самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривлянье) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний.

Информация о работе Творческие способности и воображение у детей