Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:37, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Раскрыть понятие воображения и творческих способностей,
Изучить на основе психолого-педагогической литературы основные закономерности в развитии воображения и творческих способностей младших школьников.творческих способностей……………………………………………10
1.3 Методы исследования воображения и творческих способностей…………..14
2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………..………………………………...…18
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста…………...18
2.2 Воображение и творческие способности младших школьников………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………...………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…...30
ВВЕДЕНИЕ…....……………………………………………………………………..3
1 ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ ..………..5
1.1 Понятие воображения……………………………………………………...........5
1.2 Понятие творческих способностей……………………………………………10
1.3 Методы исследования воображения и творческих способностей…………..14
2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………..………………………………...…18
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста…………...18
2.2 Воображение и творческие способности младших школьников………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………...………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…...30
Шкала "Фантазия" включает пять показателей: новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явление), незначительное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления)); убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью).
Данные научных
работ говорят о том, что исследование,
проводимое в реальной жизни, правомерно
в том случае, если оно направлено
на совершенствование
Так, С.А. Гречко рекомендует следующие методики исследования воображения и творческих способностей:
1. Методика "Вербальная фантазия" (речевое воображение) [15, с.2].
Ребенку предлагается
придумать рассказ (историю, сказку)
о каком-либо живом существе (человеке,
животном) или о чем-либо ином по
выбору ребенка и изложить его
устно в течение 5 минут. На придумывание
темы или сюжета рассказа (истории,
сказки) отводится до одной минуты,
а после этого ребенок
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:
По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов:
0 баллов ставится
тогда, когда данный признак
в рассказе практически
1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо;
2 балла рассказ
зарабатывает тогда, когда
Если в
течение одной минуты ребенок
так и не придумал сюжет рассказа,
то экспериментатор сам
Если же
сам ребенок придумал сюжет
рассказа к концу отведенного
времени (1 минута), то по скорости
воображения он получает
Наконец,
если ребенку удалось
Необычность,
оригинальность образов воображения
расценивается следующим
0 баллов –
если ребенок просто
1 балл –
если ребенок пересказал
2 балла – если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать.
Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.
0 баллов – если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти;
1 балл – если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9;
2 балла – если общее число названного превышает десять.
Глубина и
проработанность образов
0 баллов ребенок
получает тогда, когда
1 балл –
если при описании
2 балла –
если главный образ его
Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.
0 баллов –
образы малоинтересны,
1 балл –
образы рассказа вызывают
2 балла –
ребенком были использованы
Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное – 0.
2. Методика “Рисунок”
В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.
Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.
3. Методика “Скульптура” [15, с.3].
Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.
Фантазии ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.
0 – 1 балл
– за отведенные для работы
5 минут ребенок так и не
смог ничего придумать и
2 – 3 балла – ребенок придумал и вылепил из пластилина что- то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо;
4 – 5 баллов – ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух - трех;
6 – 7 баллов
– ребенок придумал что- то
необычное, но вместе с тем
не отличающееся богатством
8 – 9 баллов
– придуманная ребенком вещь
достаточно оригинальна, но
10 баллов –
ребенок может получить лишь
в том случае, если придуманная
им вещь и достаточно
Таким образом, протестировав учащихся, мы можем оценить общий уровень развития их воображения следующим образом.
25 – 30 баллов – очень высокий уровень;
19 – 24 баллов – высокий уровень;
10 – 18 баллов – средний уровень;
5 – 9 баллов – низкий уровень;
0 – 4 баллов – очень низкий уровень.
2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ
ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный
возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным
внешним обстоятельством в
Поступивший
в школу ребенок автоматически
занимает совершенно новое место
в системе отношений людей: у
него появляются постоянные обязанности,
связанные с учебной
Новая социальная ситуация развития вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие.
Таким образом, новая социальная ситуация обучения в школе ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.
В дошкольном возрасте ребенок чувствует себя достаточно приспособленным к окружающему миру: он имеет необходимые знания о нем и оптимистично и радостно смотрит на мир, и «…ни один ребенок не приходит в школу с клеймом неудачника. Школа и только школа навешивает на ребенка этот ярлык.» [17, с.11].
До школы
индивидуальные особенности ребенка
могли не мешать его естественному
развитию, так как эти особенности
принимались и учитывались
В большинстве
случаев ребенок
Согласно теории Л.С. Выготского, школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.
В последнее время появился ряд исследовании, посвященных этому возрасту. Результаты исследовании схематически можно выразить так: ребенка 7-ми лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. Самой существенной чертой кризиса семи лет принято называть начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.
Утеря непосредственности
означает привнесение в наши поступки
интеллектуального момента, который
вклинивается между переживанием и
непосредственным поступком, что является
прямой противоположностью наивному и
непосредственному действию, свойственному
ребенку. Это не значит, что кризис
семи лет приводит от непосредственного,
наивного, недифференцированного
В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживании, когда ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый", "я злой", т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Точно так, как
ребенок 3 лет открывает свое отношение
с другими людьми, так семилетка
открывает сам факт своих переживаний.
Благодаря этому выступают
1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Как на шахматной доске, когда с каждым ходом возникают совершенно новые связи между фигурками, так и здесь возникают совсем новые связи между переживаниями, когда они приобретают известный смысл. Следовательно, весь характер переживаний ребенка к 7 годам перестраивается, как перестраивается шахматная доска, когда ребенок научился играть в шахматы.
2. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормальный ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь – он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей малоценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет [20, с.380].
Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Таким образом, к семи годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста [21, с.160].
Такие новообразования, как самолюбие и самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривлянье) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний.
Информация о работе Творческие способности и воображение у детей