Творческие способности и воображение у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Раскрыть понятие воображения и творческих способностей,
Изучить на основе психолого-педагогической литературы основные закономерности в развитии воображения и творческих способностей младших школьников.творческих способностей……………………………………………10
1.3 Методы исследования воображения и творческих способностей…………..14
2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………..………………………………...…18
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста…………...18
2.2 Воображение и творческие способности младших школьников………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………...………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…...30

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…....……………………………………………………………………..3
1 ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ ..………..5
1.1 Понятие воображения……………………………………………………...........5
1.2 Понятие творческих способностей……………………………………………10
1.3 Методы исследования воображения и творческих способностей…………..14
2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………..………………………………...…18
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста…………...18
2.2 Воображение и творческие способности младших школьников………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………...………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…...30

Файлы: 1 файл

курсовая испр.docx

— 69.92 Кб (Скачать файл)

Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Поступление в школу вносит серьезные изменения в жизнь ребенка.

Начинается  новый период с новыми обязанностями, с систематической деятельностью  учения. Изменилась жизненная позиция  ребенка, которая вносит перемены в  характер его отношений с окружающими. Новые обстоятельства жизни маленького школьника делаются основой для  таких переживаний, которых у  него раньше не было.

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей  младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

Познавательная  активность детей этого возраста выходит за рамки школьной программы. Желание исследовать и освоить  окружающий мир во многом определяет интересы ребенка на этом возрастном этапе. При этом особую привлекательность  для них имеют запретные зоны (свалки, кладбища, подвалы и т. п.). Групповое посещение подобных мест является одной из самых ранних попыток  ребенка самостоятельно исследовать  и эмоционально прожить значимые элементы окружающей среды и сформировать свой, детский миф о мире.

Самооценка, высокая или низкая, порождает  определенное эмоциональное самочувствие, вызывает уверенность в себе или  неверие в свои силы, чувство тревожности, переживание превосходства над  другими, состояние грусти, иногда зависти.

Самооценка  бывает не только высокой или низкой, но и адекватной (отвечающей истинному  положению дел) или неадекватной. Самооценка ребенка сказывается на степени успешности его школьной успеваемости, и наоборот, уровень успеваемости школьника оказывает существенное влияние на формирование его самооценки. Неадекватная самооценка нуждается в исправлении, и это во многом связано с личностью первого учителя.

В ходе решения  жизненных задач (учебных, бытовых, игровых), под влиянием достижений и  неудач в выполняемой деятельности у школьника может возникнуть неадекватная самооценка – повышенная или пониженная. Она вызывает не только определенную эмоциональную реакцию, но часто и длительное отрицательно окрашенное эмоциональное самочувствие.

Общаясь, ребенок  одновременно отражает в сознании качества и свойства партнера по общению, а  также познает себя. Однако сейчас в педагогической и социальной психологии не разработаны методологические основы процесса формирования младших школьников как субъектов общения. К этому  возрасту структурируется базовый  блок психологических проблем личности и происходит смена механизма  развития субъекта общения с подражательного на рефлексивный.

В младшем  школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы. Все многообразие составляющих межличностного общения ложится на каждого ребенка с силой истинных реалий социального взаимодействия людей.

Начальная школа  вторгает прежде защищенного семьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где взаправду, в реальных отношениях, следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность – свое право быть равноправным в общении с другими людьми. Именно характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей.

Важной предпосылкой развития младшего школьника как  субъекта общения является появление  у него наряду с деловым общением новой внеситуативно-личностной формы  общения. По исследованиям М.И. Лисиной  эта форма начинает развиваться  с 6-летнего возраста. Предмет подобного  общения – человек. Дети в этом возрасте любят рассказывать друг другу различные истории, услышанные, увиденные в кино или по телевидению, особенно истории свидетелями или участниками которых были они сами [16, с.179]. Ребенок расспрашивает взрослого о его чувствах и эмоциональных состояниях, а также пытается рассказать ему о своих отношениях со сверстниками, требуя от взрослого эмоционального отклика, сопереживания своим межличностным проблемам.

Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой  и признанием его как личности. Поэтому неудовлетворительное положение  в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко  является причиной неадекватных аффективных реакций отдельных детей.

 

 

2.2 Воображение и творческие  способности младших школьников

 

 

Первые образы воображения у ребенка связаны  с процессами восприятия и его  игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать  рассказы (сказки) взрослых, так как  у него еще отсутствует опыт, порождающий  процессы восприятия. Вместе с тем  можно наблюдать, как в воображении  играющего ребенка чемодан, например, превращается в поезд, безмолвная, равнодушная  ко всему происходящему кукла  в плачущего, обиженного кем-то человечка, подушечка - в ласкового друга.

В период формирования речи ребенок еще более активно  использует в своих играх воображение, ибо его жизненные наблюдения резко расширяются. Однако все это  происходит как бы само собой, непреднамеренно.

От 3 до 5 лет "подрастают" произвольные формы воображения. Образы воображения могут появляться либо как реакция на внешний стимул (например, по просьбе окружающих), либо инициироваться самим ребенком, при этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее продуманным сценарием.

Школьный  период характеризуется бурным развитием  воображения, обусловленным интенсивным  процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике [5, с.218].

Индивидуальные  особенности воображения ярко проявляются  в процессе творчества. В этой сфере  человеческой деятельности воображение  о значимости ставится наравне с  мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать  человеку условия, при которых проявляются  свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.

Доказано, что  воображение теснейшим образом  связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную  деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают  качественный уровень обучения [15, с.1].

Вообще, каких-либо проблем, связанных с развитостью  детского воображения, у младших  школьников обычно не возникает, так  что почти все дети, много и  разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и  богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных  понятий, которые вообразить и представить  ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

 Старший  дошкольный и младший школьный  возраст квалифицируются как  наиболее благоприятные, сензитивные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь.

В психологические  консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными  проявлениями фантазии у детей, которые  они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально.

Взрослым  в этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.

Воображение имеет большое значение не только для учебной деятельности, но и  для воспитания творческой личности, поэтому учитель должен продолжать развитие этой функции методами, адекватными учебной деятельности [22, с.20].

У детей младшего школьного возраста различают несколько  видов воображения. Оно может  быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). В младшем школьном возрасте происходит активное развитие воссоздающего воображения.

Основная  тенденция, возникающая в развитии детского воображения – это переход ко все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом ("чтоб крылья были и пропеллер"). Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом ("чтоб совсем как настоящий был и летал бы").

Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.

Наблюдения  показывают, что хорошо известные  события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события  жизни.

Реализм воображения  младшего школьника особенно ярко проявляется  в подборе атрибутов игры. У  младшего дошкольника в игре все  может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала  для игры по принципам внешнего сходства.

Младший школьник также производит строгий отбор  материала, пригодного для игры. Отбор  этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим  предметам, по принципу возможности  производить с ним настоящие  действия.

Обязательным  и главным действующим лицом  игры у школьников 1-2 классов является кукла. С ней можно производить любые необходимые "настоящие" действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр.

Вносимые  в ходе игры детьми младшего школьного  возраста поправки к ситуации, образам  придают игре и самим образам  воображаемые черты, все более и  более приближающие их к реальной действительности. Хотя воображение ребенка ограничено рамками небольшого жизненного опыта, он более свободен, чем взрослый, в своей фантазии для нахождения самых невероятных связей между предметами, явлениями и эмоциями, что позволяет ему быстрее откликаться на художественный образ и произвольно создавать его [23, с.23].

Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр.). Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает "условность" своего фантазирования, его несоответствие действительности.

В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные  фантастические образы. С возрастом  роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения  усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения  младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально  иной.

Реализм воображения  предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно  являющихся прямым воспроизведением всего  воспринятого в жизни.

Воображение младшего школьника характеризуется  также другой чертой: наличием элементов  репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры – воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры – есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.

Однако с  возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении  младшего школьника становится все  меньше и меньше и все в большей  степени появляется творческая переработка  представлений.

Согласно  исследованиям Л.С. Выготского, ребенок  дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, "культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека.

Информация о работе Творческие способности и воображение у детей