Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа
Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной
науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в
связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей
учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в
отношении темпераментальных особенностей детей.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности,
характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и
деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент – это
врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя.
Введение.......................................................................3
Глава I. Темперамент как психологическая категория.............................5
1. Общее представление о темпераменте..........................................5
1.1 Типы темпераментов.........................................................5
1.1.1 Холерик..................................................................6
1.1.2 Сангвиник................................................................7
1.1.3 Флегматик................................................................9
1.1.4 Меланхолик..............................................................10
1.2 Какой темперамент лучше?..................................................11
2. Концепции и теории темперамента............................................12
2.1 Ранние теории темперамента................................................12
2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента..............14
2.3 Теория И.П.Павлова........................................................15
2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.........20
2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.......................................24
Глава II. Возрастные особенности темперамента младшего школьника..............31
1. Возрастные изменения темперамента..........................................31
2. Особенности проявления темперамента у младших школьников...................36
2.1 Сангвиник.................................................................36
2.2 Холерик...................................................................37
2.3 Флегматик.................................................................38
2.4 Меланхолик................................................................39
3. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-
воспитательной работе. 40
3.1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками...............................40
3.2 Учебно-воспитательная работа с холериками.................................41
3.3 Учебно-воспитательная работа с флегматиками...............................43
3.4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами..............................45
4. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом
особенностей темперамента младших
школьников...................................................................
............................................ 47
Список использованной литературы.................................
новыми для него людьми; 14) вынослив и работоспособен; 15) обладает громкой,
быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной
мимикой; 16) сохраняет самообладание
в неожиданной и сложной
обладает всегда бодрым настроением; 18) быстро засыпает и пробуждается; 19)
часто несобран и проявляет поспешность в решениях; 20) склонен иногда
скользить по поверхности, отвлекаться.
1.1.3 Флегматик.
Флегматический темперамент присущ гораздо больше северным народам, например,
голландцам, считает Стендаль. "Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот
навстречу вам идет толстый, рослый блондин с необыкновенно широкой грудью. Вы
можете заключить, что у него сильные легкие, большое сердце, хорошее
кровообращение. Нет, эти объемистые легкие сдавлены излишним жиром. Они
получают и перерабатывают лишь очень небольшое количество воздуха. Движения
флегматика вялы и медлительны. В результате маленький и подвижные гасконец
побивает огромного гренадера-
Душевные свойства: "флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают
великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние - спокойное, тихое
благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость
существования". Флегматический темперамент деятельности относится к
хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к
бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно
приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему
медлительность вхождения в работу.
Флегматик: 1) спокоен и хладнокровен; 2) последователен и обстоятелен в
делах; 3) осторожен и рассудителен; 4) умеет ждать; 5) молчалив и не любит
попусту болтать; 6) сдержан и терпелив; 7) доводит начатое дело до конца; 8)
не растрачивает попусту сил; 9) строго придерживается выработанного
распорядка жизни и системы в работе; 10) легко сдерживает порывы; 11)
маловосприимчив к одобрению и порицанию; 12) незлобив, проявляет
снисходительное отношение к колкостям в свой адрес; 13) постоянен в своих
интересах и отношениях; 14) медленно включается в работу и переключается с
одного дела на другое; 15) ровен в отношениях со всеми; 16) с трудом
приспосабливается к новой обстановке; 17) обладает выдержкой ; 18) любит
основательно обдумать решение.
1.1.4 Меланхолик.
Меланхолика, считает Стендаль, отличают стесненность в движениях, колебания и
осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. "Когда он
входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди
умудряются высказать
с затаенной и мрачной
всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за
любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в
себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее
тягостной, чем это объяснение".
Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку в
основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной
внутренней жизнь, придает большое значение всему, что его касается, обладает
повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает
сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не
обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не
может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение
непосредственно от него самого не зависит. Меланхолик: 1) стеснителен и
застенчив; 2) теряется в новой обстановке; 3) затрудняется установить контакт
с незнакомыми людьми; 4) не верит в свои силы; 5) легко переносит
одиночество; 6) чувствует подавленность и растерянность при неудачах; 7)
склонен уходить в себя; 8) быстро утомляется; 9) обладает слабой, тихой
речью, иногда снижающейся до шепота; 10) невольно приспосабливается к
характеру собеседника; 11) впечатлителен до слезливости; 12) чрезвычайно
восприимчив к одобрению и порицанию; 13) предъявляет высокие требования к
себе и окружающим; 14) склонен к подозрительности и мнительности; 15)
болезненно чувствителен и легко раним; 16) чрезвычайно раним; 17) скрытен и
необщителен, не делится ни с кем своими мыслями; 18) малоактивен и робок; 19)
безропотно покорен; 20) стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих.
1.2 Какой темперамент лучше?
Ответ на этот вопрос звучит так: "Никакой". Это связано с самой сущностью
темперамента как динамической характеристики психики. Он как бы окрашивает в
динамические характеристики (темп, быстрота, интенсивность, сила и т.д.)
проявление свойств личности и протекания психических процессов. Таким
образом, темперамент - нейтральный фактор психики.
Итак, каждый из описанных выше типов темперамента сам по себе не является ни
хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в
динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип
темперамента может иметь свои достоинства им недостатки. Люди сангвинического
темперамента обладают быстрой
реакцией, легко и скоро
изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно
в начальный период работы,
но зато к концу снижают
быстрой утомляемости и падения интереса.
Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются
медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их
работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В
целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов
примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в
разные ее периоды.
Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить
значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе
человеку с таким
напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но
взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь
поставленной цели.
Подобных позиций о
равноправии темпераментов
специалисты в этой области как Б.М.Теплов и В.Д.Небылицын. По их мнению,
вопрос, какой темперамент является лучшим, неправомерен. Предположение, что
бывают худшие и лучшие темпераменты, вредно с социальной точки зрения и
приводит к ничем не обоснованным пессимистическим выводам, особенно в
педагогике[1].
Однако, такая аргументация, однако, не кажется убедительной Я.Стреляу. «Вряд ли
кто-нибудь будет сегодня утверждать, что все люди обладают одинаковыми
умственными способностями, памятью и т. п. Разве обнаружение такого рода
различий тоже является общественно вредным? На наш взгляд, как раз наоборот!»
[2], - пишет он. В данном случае исследователь имеет в виду разную ценность
темпераментов с точки зрения адаптивных способностей. И этот вопрос он
призывает рассматривать всегда в зависимости от конкретной обстановки.
2. Концепции и теории темперамента.
2.1 Ранние теории темперамента.
Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося
переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение
частей». Как уже указывалось выше, в Древней Греции предполагали, что
определенное соотношение жидкостей организма, которых тогда было известно
только четыре: кровь (отсюда — сангвиник), желчь (холерик), черная желчь
(меланхолик) и слизь (флегматик), является основной причиной различий в
психике и поведении человека.
В настоящее время эти
исторический интерес.
Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые элементы
истинного знания и стала своего рода прообразом, моделью современных, более
развитых представлений о природных предпосылках индивидуальных различий.
Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных
характеристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т. д.
Однако, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они
гениально предвидели возможную
связь между свойствами
свойствами психики. Отсюда
исторически сложилось пони
такого аспекта индивидуально-
преимущественно биологическими свойствами человеческого организма.
В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта:
первый связан с трансформацией представлений о биологических основах
темперамента, второй — с изменением понимания самих психологических
составляющих темперамента.
Долгое время, по крайней мере до конца XIX в., считалось, что в детерминации
темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови.
И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации
биологических основ темперамента. В этом огромную роль сыграли работы Э.
Кречмера, который попытался
«увязать» особенности
гуморальными системами, а с особенностями строения тела человека. Он
утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный
психологический склад темперамента, или, согласно его терминологии, характера,
а также определенная склонность к тому или иному психическому заболеванию.
Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая
утомляемость, пикники — люди разговорчивые, общительные, любители хорошо
поесть, легко заводят друзей. Атлеты — агрессивны, властолюбивы
[3].
Американские исследователи У.Шелдон и С.Стивене
[4] предприняли попытку
также вывести из типа
темперамент человека. Их схема телосложения была намного сложнее, чем у
Кречмера. Они оценивали телосложение по развитию трех основных тканей
человека: экто-, мезо- и эндоморфии. Согласно Шелдону и Стивенсу, экто-морфы,
т. е. люди, у которых преобладают эктоморфные ткани (кожа, волосы, нервная
система), характеризуются
церебротоническим
эстетическим наслаждениям и холодностью в общении с людьми. Эндоморфы, люди с
хорошо развитыми внутренними органами, отличаются живым, общительным
темпераментом. Лицам с хорошо развитой костной и мышечной тканями (мезоморфам)
свойственна тяга к соревновательности, агрессивности.
2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента.
В зарубежных странах теоретические вопросы, касающиеся сущности
темперамента, практически не ставились. Для большинства западных психологов
характерна эмпирическая направленность исследований темперамента, что нашло
свое яркое выражение в так называемом «факторном» подходе к изучению
структуры темперамента.
Одна из первых попыток изучения структуры темперамента принадлежит
английскому психологу С. Берту. В своем исследовании он использовал только
эмоциональные характеристики темперамента, а именно 11 эмоций: гнев, страх,
нежность, любопытство, чувство безопасности, дружелюбие, удовольствие,
ощущение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность. На основе
факторного анализа он выделил три фактора темперамента:
- общую эмоциональность,
- стенические эмоции-
- положительные эмоции—
Взгляды Берта на структуру темперамента не получили широкого
распространения. Это объясняется, видимо, тем, что в его классификации
свойств темперамента, с одной стороны, отсутствуют характеристики
активности, а с другой — не предложено диагностических методов, с помощью
которых можно было бы измерять выделенные факторы.
Следующие попытки исследования структуры темперамента принадлежат
Дж.Гилфорду. Он предложил так называемую 13-факторную структуру
темперамента. Однако в дальнейшем было показано, что выделенные Гилфордом
факторы не являются независимыми друг от друга, а образуют некоторые
кластеры. Его последовательница К.Лоуэлл, проведя факторный анализ второго
порядка, выделила основные
четыре независимых параметра тем
1) вспыльчивость-сдержанность;
2) реализм;
3) эмоциональность;
4) социальную адаптируемость.
Гораздо больший успех выпал на долю факторной концепции темперамента
Айзенков. Отличительной характеристикой теории Г. и М. Айзенков является ее
опора на огромный, более
чем на тридцатилетний
подтвердивший существование таких фундаментальных черт темперамента
(личности — по терминологии Айзенков), как экстраверсия—интроверсия,
нейротицизм (эмоциональная устойчивость—эмоциональная неустойчивость) и
психотизм. По мнению Айзенков, именно эти три фундаментальных измерения
темперамента являются универсальными, присущими всем представителям Homo
sapiens и могут быть положены
в основу типологии темпера
Информация о работе Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения