Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной
науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в
связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей
учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в
отношении темпераментальных особенностей детей.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности,
характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и
деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент – это
врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя.

Содержание работы

Введение.......................................................................3
Глава I. Темперамент как психологическая категория.............................5
1. Общее представление о темпераменте..........................................5
1.1 Типы темпераментов.........................................................5
1.1.1 Холерик..................................................................6
1.1.2 Сангвиник................................................................7
1.1.3 Флегматик................................................................9
1.1.4 Меланхолик..............................................................10
1.2 Какой темперамент лучше?..................................................11
2. Концепции и теории темперамента............................................12
2.1 Ранние теории темперамента................................................12
2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента..............14
2.3 Теория И.П.Павлова........................................................15
2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.........20
2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.......................................24
Глава II. Возрастные особенности темперамента младшего школьника..............31
1. Возрастные изменения темперамента..........................................31
2. Особенности проявления темперамента у младших школьников...................36
2.1 Сангвиник.................................................................36
2.2 Холерик...................................................................37
2.3 Флегматик.................................................................38
2.4 Меланхолик................................................................39
3. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-
воспитательной работе. 40
3.1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками...............................40
3.2 Учебно-воспитательная работа с холериками.................................41
3.3 Учебно-воспитательная работа с флегматиками...............................43
3.4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами..............................45
4. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом
особенностей темперамента младших
школьников...................................................................
............................................ 47
Список использованной литературы.................................

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 76.59 Кб (Скачать файл)

новыми для него людьми; 14) вынослив и работоспособен; 15) обладает громкой,

быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной

мимикой; 16) сохраняет самообладание  в неожиданной и сложной остановке; 17)

обладает всегда бодрым настроением; 18) быстро засыпает и пробуждается; 19)

часто несобран и проявляет  поспешность в решениях; 20) склонен  иногда

скользить по поверхности, отвлекаться.

    

1.1.3 Флегматик.

 

 

Флегматический темперамент  присущ гораздо больше северным народам, например,

голландцам, считает Стендаль. "Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот

навстречу вам идет толстый, рослый блондин с необыкновенно  широкой грудью. Вы

можете заключить, что  у него сильные легкие, большое  сердце, хорошее

кровообращение. Нет, эти  объемистые легкие сдавлены излишним жиром. Они

получают и перерабатывают лишь очень небольшое количество воздуха. Движения

флегматика вялы и медлительны. В результате маленький и подвижные  гасконец

побивает огромного гренадера-голландца".

Душевные свойства: "флегматику совершенно чужда тревога, из которой  возникают

великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние - спокойное, тихое

благополучие. Ему свойственна  мягкость, медлительность, лень, тусклость

существования". Флегматический темперамент деятельности относится  к

хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к

бездеятельности, чем к  напряженной, активной работе. Такой  человек медленно

приходит в состояние  возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему

медлительность вхождения  в работу.

Флегматик: 1) спокоен и  хладнокровен; 2) последователен и обстоятелен  в

делах; 3) осторожен и рассудителен; 4) умеет ждать; 5) молчалив и не любит

попусту болтать; 6) сдержан  и терпелив; 7) доводит начатое  дело до конца; 8)

не растрачивает попусту  сил; 9) строго придерживается выработанного

распорядка жизни и  системы в работе; 10) легко сдерживает порывы; 11)

маловосприимчив к одобрению  и порицанию; 12) незлобив, проявляет

снисходительное отношение  к колкостям в свой адрес; 13) постоянен  в своих

интересах и отношениях; 14) медленно включается в работу и переключается  с

одного дела на другое; 15) ровен в отношениях со всеми; 16) с  трудом

приспосабливается к новой  обстановке; 17) обладает выдержкой ; 18) любит

основательно обдумать решение.

    

1.1.4 Меланхолик.

 

 

Меланхолика, считает Стендаль, отличают стесненность в движениях, колебания и

осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. "Когда он

входит в гостиную, то пробирается  вдоль стен. Самую простую вещь эти люди

умудряются высказать  с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них

всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в  лоб из-за

любви, но не потому, что она  была несчастной, а потому, что он не нашел в

себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее

тягостной, чем это объяснение".

Меланхолический темперамент  деятельности, по Канту, свойствен человеку в

основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной  и напряженной

внутренней жизнь, придает  большое значение всему, что его  касается, обладает

повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек  нередко бывает

сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не

обещает того, что не в  состоянии сделать, весьма страдает от того, что не

может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение

непосредственно от него самого не зависит. Меланхолик: 1) стеснителен  и

застенчив; 2) теряется в новой  обстановке; 3) затрудняется установить контакт

с незнакомыми людьми; 4) не верит в свои силы; 5) легко переносит

одиночество; 6) чувствует  подавленность и растерянность  при неудачах; 7)

склонен уходить в себя; 8) быстро утомляется; 9) обладает слабой, тихой

речью, иногда снижающейся  до шепота; 10) невольно приспосабливается  к

характеру собеседника; 11) впечатлителен  до слезливости; 12) чрезвычайно

восприимчив к одобрению  и порицанию; 13) предъявляет высокие  требования к

себе и окружающим; 14) склонен  к подозрительности и мнительности; 15)

болезненно чувствителен и легко раним; 16) чрезвычайно  раним; 17) скрытен и

необщителен, не делится ни с кем своими мыслями; 18) малоактивен  и робок; 19)

безропотно покорен; 20) стремится  вызвать сочувствие и помощь у  окружающих.

    

1.2 Какой темперамент лучше?

 

 

Ответ на этот вопрос звучит так: "Никакой". Это связано  с самой сущностью

темперамента как динамической характеристики психики. Он как бы окрашивает в

динамические характеристики (темп, быстрота, интенсивность, сила и  т.д.)

проявление свойств личности и протекания психических процессов. Таким

образом, темперамент - нейтральный  фактор психики.

Итак, каждый из описанных  выше типов темперамента сам по себе не является ни

хорошим, ни плохим (если не связывать  темперамент и характер). Проявляясь в

динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип

темперамента может иметь  свои достоинства им недостатки. Люди сангвинического

темперамента обладают быстрой  реакцией, легко и скоро приспосабливаются  к

изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно

в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность  из-за

быстрой утомляемости и падения  интереса.

Напротив, те, кому свойствен  темперамент меланхолического типа, отличаются

медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их

работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В

целом же производительность и качество работы у сангвиников  и меланхоликов

примерно одинаковы, а  различия касаются в основном только динамики работы в

разные ее периоды.

Холерический темперамент  имеет то достоинство, что позволяет  сосредоточить

значительные усилия в  короткий промежуток времени. Зато при  длительной работе

человеку с таким темпераментом  не всегда хватает выдержки. Флегматики,

напротив, не в состоянии  быстро собраться и сконцентрировать усилия, но

взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь

поставленной цели.

Подобных позиций о  равноправии темпераментов придерживались такие крупные

специалисты в этой области  как Б.М.Теплов и В.Д.Небылицын. По их мнению,

вопрос, какой темперамент  является лучшим, неправомерен. Предположение, что

бывают худшие и лучшие темпераменты, вредно с социальной точки зрения и

приводит к ничем не обоснованным пессимистическим выводам, особенно в

педагогике[1].

Однако, такая аргументация, однако, не ка­жется убедительной Я.Стреляу. «Вряд ли

кто-нибудь будет сего­дня утверждать, что все люди обладают одинаковыми

умственными способностями, памятью и т. п. Разве обнаружение  такого рода

различий тоже является общественно  вредным? На наш взгляд, как раз  наоборот!»

[2], - пишет он. В данном  случае исследователь имеет в  виду разную ценность

темпераментов с точки  зрения адаптивных способностей. И  этот вопрос он

призывает рассматривать  всегда в зависимости от конкретной обстановки.

    

2. Концепции и теории  темперамента.

 

 

2.1 Ранние теории темперамента.

 

 

Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося

переводом греческого слова  «krasis», и означает «надлежащее соотношение

час­тей». Как уже указывалось  выше, в Древней Греции предполагали, что

определенное соотношение  жидкостей организма, которых тогда  было известно

только четыре: кровь (отсюда — сангви­ник), желчь (холерик), черная желчь

(ме­ланхолик) и слизь  (флегматик), является основной причиной  различий в

психике и поведении человека. В настоящее время эти представления  имеют чисто

историчес­кий интерес.

Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые элементы

истинного знания и стала  своего рода прообразом, моделью современных, более

развитых представлений  о природ­ных предпосылках индивидуальных разли­чий.

Древние греки не знали  и не могли знать всего богатства  природных

характе­ристик человека: строения его мозга, свойств нервной  системы и т. д.

Однако, исходя из представлений  о целостности и единстве организма, они

гениально пред­видели возможную  связь между свойст­вами организма  и

свойствами психики. Отсюда исторически сложилось пони­мание темперамента как

такого аспекта индивидуально-психологических  различий, который обусловлен

преимущественно биологическими свойствами человеческо­го организма.

В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два ас­пекта:

первый связан с трансформацией представлений о биологических  основах

темперамента, второй — с  изменением по­нимания самих психологических

состав­ляющих темперамента.

Долгое время, по крайней  мере до конца XIX в., считалось, что в  детерминации

темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности  свойства крови.

И только в начале нашего века произошли резкие изменения  в ин­терпретации

биологических основ темпе­рамента. В этом огромную роль сыграли работы Э.

Кречмера, который попытался  «увязать» особенности темперамента уже не с

гуморальными системами, а с особен­ностями строения тела человека. Он

ут­верждал, что каждому  типу телосложения соответствует определенный

психологи­ческий склад  темперамента, или, согласно его терминологии, характера,

а также оп­ределенная  склонность к тому или иному психическому заболеванию.

Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая

утомляемость, пикни­ки —  люди разговорчивые, общительные, любители хорошо

поесть, легко заводят  друзей. Атлеты — агрессивны, власто­любивы 

[3].

Американские исследователи  У.Шелдон и С.Стивене

[4] предприняли попытку  также вывести из типа телосложения  оп­ределенный

темперамент человека. Их схема  телосложения была намного слож­нее, чем у

Кречмера. Они оценивали  те­лосложение по развитию трех основных тканей

человека: экто-, мезо- и эндоморфии. Согласно Шелдону и Стивенсу, экто-морфы,

т. е. люди, у которых преобладают  эктоморфные ткани (кожа, волосы, нерв­ная

система), характеризуются  церебротоническим темпераментом, а именно: тягой к

эстетическим наслаждениям и холодностью в общении с  людьми. Эндоморфы, люди с

хорошо развитыми внут­ренними органами, отличаются живым, общительным

темпераментом. Лицам с  хорошо развитой костной и мышечной тканями (мезоморфам)

свойственна тяга к соревновательности, агрессивности.

     2.2 Некоторые  зарубежные подходы к анализу  сущности темперамента.

В зарубежных странах теоретические  вопросы, касающиеся сущности

темпера­мента, практически  не ставились. Для большинства западных психологов

харак­терна эмпирическая направленность ис­следований темперамента, что  нашло

свое яркое выражение  в так называемом «фак­торном» подходе  к изучению

структуры темперамента.

Одна из первых попыток  изучения структуры темперамента принад­лежит

английскому психологу С. Берту. В своем исследовании он использовал  только

эмоциональные характеристики темперамента, а именно 11 эмоций: гнев, страх,

нежность, любопытство, чувство  безо­пасности, дружелюбие, удовольствие,

ощу­щение неприятности, половое  влечение, отвращение и покорность. На основе

фак­торного анализа он выделил  три фактора темперамента:

- общую эмоциональность,

- стенические эмоции-астенические  эмо­ции,

- положительные эмоции—отрицатель­ные  эмоции.

Взгляды Берта на структуру  темперамента не получили широкого

рас­пространения. Это объясняется, видимо, тем, что в его классификации

свойств тем­перамента, с  одной стороны, отсутствуют характеристики

активности, а с другой — не предложено диагностических  методов, с помощью

которых можно было бы из­мерять  выделенные факторы.

Следующие попытки исследования структуры темперамента принадлежат

Дж.Гилфорду. Он предложил  так называе­мую 13-факторную структуру

темперамента. Однако в дальнейшем было показано, что выделенные Гилфордом

факторы не явля­ются независимыми друг от друга, а обра­зуют некоторые

кластеры. Его последова­тельница К.Лоуэлл, проведя факторный анализ второго

порядка, выделила основ­ные  четыре независимых параметра тем­перамента:

1)      вспыльчивость-сдержан­ность;

2)      реализм;

3)      эмоциональность;

4)      социальную  адаптируемость.

Гораздо больший успех  выпал на долю факторной концепции  темперамента

Айзенков. Отличительной  характеристикой теории Г. и М. Айзенков является ее

опора на огромный, более  чем на тридцатилет­ний экспериментальный  материал,

под­твердивший существование  таких фунда­ментальных черт темперамента

(личности — по терминологии  Айзенков), как экстра­версия—интроверсия,

нейротицизм (эмо­циональная устойчивость—эмоциональная неустойчивость) и

психотизм. По мнению Айзенков, именно эти три фундаменталь­ных измерения

темперамента являются универсальными, присущими всем пред­ставителям Homo

sapiens и могут быть по­ложены  в основу типологии темпера­мента.

Информация о работе Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения