Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной
науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в
связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей
учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в
отношении темпераментальных особенностей детей.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности,
характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и
деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент – это
врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя.

Содержание работы

Введение.......................................................................3
Глава I. Темперамент как психологическая категория.............................5
1. Общее представление о темпераменте..........................................5
1.1 Типы темпераментов.........................................................5
1.1.1 Холерик..................................................................6
1.1.2 Сангвиник................................................................7
1.1.3 Флегматик................................................................9
1.1.4 Меланхолик..............................................................10
1.2 Какой темперамент лучше?..................................................11
2. Концепции и теории темперамента............................................12
2.1 Ранние теории темперамента................................................12
2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента..............14
2.3 Теория И.П.Павлова........................................................15
2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.........20
2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.......................................24
Глава II. Возрастные особенности темперамента младшего школьника..............31
1. Возрастные изменения темперамента..........................................31
2. Особенности проявления темперамента у младших школьников...................36
2.1 Сангвиник.................................................................36
2.2 Холерик...................................................................37
2.3 Флегматик.................................................................38
2.4 Меланхолик................................................................39
3. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-
воспитательной работе. 40
3.1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками...............................40
3.2 Учебно-воспитательная работа с холериками.................................41
3.3 Учебно-воспитательная работа с флегматиками...............................43
3.4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами..............................45
4. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом
особенностей темперамента младших
школьников...................................................................
............................................ 47
Список использованной литературы.................................

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 76.59 Кб (Скачать файл)

возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение учителем вопроса.

Школьники же с сильным  развитием флегматических черт обычно говорят медленно,

вяло. Стремление учителя  поторопить таких детей не всегда приводит к

положительным результатам.

Активизации памяти и мышления учащихся сангвинистического темперамента в

значительной степени  помогает разнообразие приемов закрепления  нового

материала и опроса.

Учителю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается замечание.

По отношению к школьникам- сангвиникам  положительное значение имеет

твердость в тоне замечания, на холерика имеют воздействие замечания,

сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям-

меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения

на таких детей действует  тормозящим образом. Оценочные замечания  нередко

вызывают у них слезы.

Осуществление учителем педагогически  оправданного подхода к школьникам с

различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка

успешности их учебных  занятий и внеклассной деятельности.

     Выводы.

1)      Существуют  возрастные особенности темперамента, то есть в каждом

возрасте существует своя специфика активности, эмоциональности  и моторики.

2)      В младшем  школьном возрасте наблюдаются  следующие особенности

темперамента:

·        В  младшем школьном возрасте дети обладают более слабой, чем в более

старшем возрасте, нервной  системой; что в равной мере относится  к процессам

возбуждения и торможения.

·        Слабость процесса возбуждения проявляется  прежде всего в малой

выносливости нервной  системы, быстром утомлении и  легком возникновении

охранительного торможения.

·        Показателем  слабости является также сильно развитое индуктивное

(внешнее) торможение, которое  выражается в затормаживании  действий под

влиянием побочных раздражителей: мельчайшее изменение обстановки в  классе

отвлекает внимание учащихся от школьных занятий.

·        Пониженной работоспособ­ности (выносливости) сопутствует  повышенная

возбу­димость и чувствительность индивида, что, в част­ности, выражается в

моторных и эмоциональных  реакциях, неадекватных силе раздражителей. Поми­мо

того, что эти реакции  очень сильны, они имеют короткий латентный период.

·        Многие исследования показывают, что именно к концу младшего

школьного возраста исчезают большие различия в работоспособности  нервной

системы между детьми и  взрослыми.

·        В  младшем школьном возрасте наблюдается  неуравновешенность при

преобладании силы возбуждения. Ребенок младшего школьного возраста своим

поведением в известном  смысле напоминает холерика. Затем  эта

неуравно­вешенность, вызванная  большей слабостью торможе­ния  в сравнении с

возбуждением, постепенно умень­шается, и в возрасте около 12 лет ребенок  в

этом отношении уже  заметно не отличается от взрослого.

·        Преобладание возбуждения над торможением  прояв­ляется прежде всего в

импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для  него типичен

пониженный контроль за ситуационно  обусловлен­ным поведением (то есть

действующими в данный момент стимулами).

3)      Но на  фоне возрастных особенностей  у ребенка обнаруживаются и  такие

черты, которые говорят  о принадлежности его к тому или  иному типу

темперамента.

    

      

 

Список использованной литературы.

 

 

1.    Гиппенрейтер  Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

2.    Ересь Е. П.  Темперамент и его воспитание  у школьников. Минск, 1960.

3.    Жутикова Н.  В. Учителю о практике психологической  помощи  М., 1988.

4.    Кречмер Э.  Теория темпераментов. // Психология  индивидуальных различий.

Хрестоматия. М., 2000.

5.    Коломинский Я.  Л., Панько Е. А. Учителю о  психологии детей дошкольного

возраста - М., 1988.

6.    Крутецкий В.А.  Психология. М.,1986.

7.    Мерлин В. С.  Очерк теории темперамента - М., 1964.

8.    Небылицын В.Д.  Актуальные проблемы дифференциальной  психофизиологии. //

Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

9.    Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995.

10.  Непомнящая Н. И.  Становление личности ребенка  6-7 лет - М., 1992.

11.  Петровский А. В.  Введение в психологию. М., 1995.

12.  Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л.  М. и др. Учимся общаться

с ребенком. М., 1993.

13.  Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии. Т. II М., 1989.

14.  Русалов В.М. Биологические  основы индивидуально-психологических

различий. М., 1979.

15.  Русалов В.М. О  природе темперамента и его  места в структуре

индивидуальных свойств  человека. // Вопросы психологии. 1985 ном 1.

16.  Русалов В.М. Опросник  структуры темперамента. Метод. пособие.  М., 1990.

17.  Теплов Б.М., Небылицын  В.Д. Изучение основ свойств  высшей нервной

системы и их значение для  психологии индивидуальных различий. // Вопросы

психологии. 1963, 5.

18.  Теплов Б.М. Современное  состояние вопроса о типах  высшей нервной

деятельности человека и  методика их опредления. // Психология индивидуальных

различий. Хрестоматия. М., 2000.

19.  Стреляу Я. Роль  темперамента в психическом развитии. М., 1982.

20.  Якушева Т. Г. О  педагогическом такте учителя.  М.: «Просвещение», 1970.

    

 

     [1] Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение

основ свойств высшей нервной  системы и их значение для психологии

индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, 5. С. 38-47.

     [2] Стреляу Я.  «Роль темперамента в психическом  развитии» - М., 1982. С. 163.

     [3] Кречмер Э.  Теория темпераментов. //

Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.343-351.

     [4] Русалов В.М.  Биологические основы

индивидуально-психологических  различий. М., 1979.

     [5] Теплов Б.М.  Современное состояние

вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и  методика их опредления.

// Психология индивидуальных  различий. Хрестоматия. М., 2000. С.163-171.

     [6] Небылицын  В.Д. Актуальные проблемы

дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий.

Хрестоматия. М., 2000. С.179-193.

     [7] Русалов В.М.  О природе темперамента и

его места в структуре  индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии.

1, С. 19-32.

     [8] Русалов В.М.  Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.

     [9] Стреляу Я.  «Роль темперамента в психическом  развитии» - М., 1982.


Информация о работе Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения