Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа
Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной
науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в
связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей
учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в
отношении темпераментальных особенностей детей.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности,
характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и
деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент – это
врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя.
Введение.......................................................................3
Глава I. Темперамент как психологическая категория.............................5
1. Общее представление о темпераменте..........................................5
1.1 Типы темпераментов.........................................................5
1.1.1 Холерик..................................................................6
1.1.2 Сангвиник................................................................7
1.1.3 Флегматик................................................................9
1.1.4 Меланхолик..............................................................10
1.2 Какой темперамент лучше?..................................................11
2. Концепции и теории темперамента............................................12
2.1 Ранние теории темперамента................................................12
2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента..............14
2.3 Теория И.П.Павлова........................................................15
2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.........20
2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.......................................24
Глава II. Возрастные особенности темперамента младшего школьника..............31
1. Возрастные изменения темперамента..........................................31
2. Особенности проявления темперамента у младших школьников...................36
2.1 Сангвиник.................................................................36
2.2 Холерик...................................................................37
2.3 Флегматик.................................................................38
2.4 Меланхолик................................................................39
3. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-
воспитательной работе. 40
3.1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками...............................40
3.2 Учебно-воспитательная работа с холериками.................................41
3.3 Учебно-воспитательная работа с флегматиками...............................43
3.4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами..............................45
4. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом
особенностей темперамента младших
школьников...................................................................
............................................ 47
Список использованной литературы.................................
возбудимости будет
Школьники же с сильным развитием флегматических черт обычно говорят медленно,
вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда приводит к
положительным результатам.
Активизации памяти и мышления учащихся сангвинистического темперамента в
значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового
материала и опроса.
Учителю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается замечание.
По отношению к школьникам- сангвиникам положительное значение имеет
твердость в тоне замечания, на холерика имеют воздействие замечания,
сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям-
меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения
на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко
вызывают у них слезы.
Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с
различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка
успешности их учебных
занятий и внеклассной
Выводы.
1) Существуют
возрастные особенности
возрасте существует своя специфика активности, эмоциональности и моторики.
2) В младшем школьном возрасте наблюдаются следующие особенности
темперамента:
· В младшем школьном возрасте дети обладают более слабой, чем в более
старшем возрасте, нервной системой; что в равной мере относится к процессам
возбуждения и торможения.
· Слабость процесса возбуждения проявляется прежде всего в малой
выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении
охранительного торможения.
· Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное
(внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под
влиянием побочных раздражителей: мельчайшее изменение обстановки в классе
отвлекает внимание учащихся от школьных занятий.
· Пониженной работоспособности (выносливости) сопутствует повышенная
возбудимость и чувствительность индивида, что, в частности, выражается в
моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей. Помимо
того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период.
· Многие исследования показывают, что именно к концу младшего
школьного возраста исчезают большие различия в работоспособности нервной
системы между детьми и взрослыми.
· В младшем школьном возрасте наблюдается неуравновешенность при
преобладании силы возбуждения. Ребенок младшего школьного возраста своим
поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта
неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении с
возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет ребенок в
этом отношении уже заметно не отличается от взрослого.
· Преобладание возбуждения над торможением проявляется прежде всего в
импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен
пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением (то есть
действующими в данный момент стимулами).
3) Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие
черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу
темперамента.
Список использованной литературы.
1. Гиппенрейтер
Ю.Б. Введение в общую
2. Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.
3. Жутикова Н.
В. Учителю о практике
4. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий.
Хрестоматия. М., 2000.
5. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей дошкольного
возраста - М., 1988.
6. Крутецкий В.А. Психология. М.,1986.
7. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964.
8. Небылицын В.Д.
Актуальные проблемы
Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
9. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995.
10. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет - М., 1992.
11. Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995.
12. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся общаться
с ребенком. М., 1993.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. II М., 1989.
14. Русалов В.М. Биологические
основы индивидуально-
различий. М., 1979.
15. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре
индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 ном 1.
16. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.
17. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной
системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы
психологии. 1963, 5.
18. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной
деятельности человека и методика их опредления. // Психология индивидуальных
различий. Хрестоматия. М., 2000.
19. Стреляу Я. Роль
темперамента в психическом
20. Якушева Т. Г. О педагогическом такте учителя. М.: «Просвещение», 1970.
[1] Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение
основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии
индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, 5. С. 38-47.
[2] Стреляу Я.
«Роль темперамента в
[3] Кречмер Э. Теория темпераментов. //
Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.343-351.
[4] Русалов В.М. Биологические основы
индивидуально-психологических различий. М., 1979.
[5] Теплов Б.М. Современное состояние
вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления.
// Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.163-171.
[6] Небылицын В.Д. Актуальные проблемы
дифференциальной
Хрестоматия. М., 2000. С.179-193.
[7] Русалов В.М. О природе темперамента и
его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии.
1, С. 19-32.
[8] Русалов В.М.
Опросник структуры
[9] Стреляу Я.
«Роль темперамента в
Информация о работе Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения