Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа
Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной
науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в
связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей
учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в
отношении темпераментальных особенностей детей.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности,
характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и
деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент – это
врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя.
Введение.......................................................................3
Глава I. Темперамент как психологическая категория.............................5
1. Общее представление о темпераменте..........................................5
1.1 Типы темпераментов.........................................................5
1.1.1 Холерик..................................................................6
1.1.2 Сангвиник................................................................7
1.1.3 Флегматик................................................................9
1.1.4 Меланхолик..............................................................10
1.2 Какой темперамент лучше?..................................................11
2. Концепции и теории темперамента............................................12
2.1 Ранние теории темперамента................................................12
2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента..............14
2.3 Теория И.П.Павлова........................................................15
2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.........20
2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.......................................24
Глава II. Возрастные особенности темперамента младшего школьника..............31
1. Возрастные изменения темперамента..........................................31
2. Особенности проявления темперамента у младших школьников...................36
2.1 Сангвиник.................................................................36
2.2 Холерик...................................................................37
2.3 Флегматик.................................................................38
2.4 Меланхолик................................................................39
3. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-
воспитательной работе. 40
3.1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками...............................40
3.2 Учебно-воспитательная работа с холериками.................................41
3.3 Учебно-воспитательная работа с флегматиками...............................43
3.4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами..............................45
4. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом
особенностей темперамента младших
школьников...................................................................
............................................ 47
Список использованной литературы.................................
2.3 Теория И.П.Павлова.
Решающий сдвиг в понимании биологических основ темперамента произошел в
начале 30-х гг. нашего века благодаря работам И.П. Павлова. Он впервые
высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей
или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы. Павлов
пытался показать, что физиологическую основу темперамента составляют не
жидкостные компоненты внутренней среды организма, а свойства нервной системы,
тип высшей нервной деятельности.
Как доказал И.П.Павлов, динамика протекания психической деятельности и
индивидуальные особенности поведения всецело зависят от индивидуальных
различий в деятельности нервной системы. Проявление и соотношение свойств
двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения — является основой
этих различий в нервной деятельности.
И. П. Павлов различал силу процесса возбуждения и силу процесса торможения,
считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила процесса
возбуждения, в которой он видел наиболее важную характеристику нервной
системы, отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется прежде
всего в функциональной выносливости, то есть в способности выдерживать
длительное или
состояние охранительного торможения. Мерой силы процесса возбуждения является
способ реагирования на сильные,
продолжительные или часто
раздражители.
Сила процесса торможения,
выполняющая в типологии
второстепенную роль, понимается как функциональная работоспособность нервной
системы при реализации торможения, причем речь идет об условном, выработанном
в результате обучения торможении, в отличие от безусловного торможения.
Вместе со своими сотрудниками он выявил три основных свойства нервной
системы, из комбинации которых закладывается тот или иной тип темперамента.
Вот они:
1) Подвижность
процессов возбуждения и
2) Баланс, или Уравновешенность,
3) Сила процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить
продолжительное или кратковременное,
но очень концентрированное
торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной системы.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью выдерживать
длительное и
быстро переходят в состояние охранительного торможения при действии весьма
сильных раздражителей. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки
отличаются низкой работоспособностью, а энергия их быстро истощается. Но зато
такая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые
раздражители она дает соответствующую реакцию.
В жизни людей часто
возникает необходимость
чтобы осуществить реакции на другие интенсивные раздражители окружающей
среды, «и нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей
деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы обоих
нервных процессов». Говоря об уравновешенности нервных процессов, И. П.
Павлов имел в виду равновесие
процессов возбуждения и
силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или
неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.
Уравновешенность является важным свойством высшей нервной деятельности
нервных процессов, то есть пропорциональное соотношение возбуждения и
торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у
других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения
или процесс возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной деятельности — подвижность нервных
процессов. Подвижность нервной системы характеризует быстроту сменяемости
процессов возбуждения и торможения, быстроту возникновения и прекращения их
(когда этого требуют условия жизни), скорость движения нервных процессов
(иррадиации и концентрации), быстроту появления нервного процесса в ответ на
раздражение, быстроту образования новых условных связей, выработку и
изменение динамического стереотипа.
Комбинации указанных
свойств нервных процессов
положены в основу определения типов высшей нервной деятельности. То или иное
сочетание силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и
торможения составляет тип нервной системы.
Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать
сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются
процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей
задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая
чувствительность (то есть низкий порог) к действиям раздражителей.
Сильный неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система
характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над
торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает
самообладания; он вспыльчив и несдержан.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Его нервная система отличается большой
силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Процессы
торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их,
быстрая сменяемость нервных
процессов ведут к
нервных связей. Поэтому этот человек быстрый, легко приспосабливающийся к
изменчивым условиям жизни.
Его характеризует высокая
трудностям жизни.
Сильный уравновешенный инертный тип. Его нервная система также
характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с
малой подвижностью. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются
малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны,
трудно возбудимы.
Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это
врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут
образоваться различные системы условных связей, то есть в процессе жизни эти
условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет
проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление
типа нервной системы в деятельности, поведении человека.
Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки,
поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной
его жизни и воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие
поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека
— определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не
определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни
моральных устоев.
По мнению И. П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами"
индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом:
сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и
темпераментом. Так, в основе сангвинического темперамента лежит следующее
сочетание свойств нервной системы - подвижность + уравновешенность + сила. В
основе холерического подвижность + неуравновешенность + сила. В основе
флегматического - инертность + уравновешенность + сила. И в основе
меланхолического темперамента лежат свойства, которые имеют слабую
выраженность. Это тотально слабый тип.
Сила нервных процессов
Уравновешенность нервных процессов
Подвижность нервных процессов
Темперамент
Сильный Уравновешенный
Сильный Уравновешенный
Сильный Неуравновешенный
Слабый Меланхолик
С течением времени в теории Павлова выявилось много слабых мест, что привело
к серьезным ее трансформациям. В частности уже сам Павлов на ряде
экспериментов убедился в том, что часто предложенная им схема не работает.
Тогда, ученый изменил значение слова "темперамент", введя понятия "генотип" и
"фенотип". Генотип Павлов
определил как прирожденный
фенотип - как склад высшей нервной деятельности, который образуется в
результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Генотип
Павлов связал с понятием "темперамент", а фенотип - с понятием "характер".
Тем самым Павлов, о сути,
дал чисто физиологическую
темперамента, отрешившись от его психологических аспектов. Психологические же
аспекты темперамента он назвал характером.
Таким образом, попытка Павлова связать типы темпераментов с типами нервной
деятельности оказалась неудачной, хотя во многом продвинула исследования в
этой сфере.
2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.
Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына,
показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических
основ темперамента [1985; 1990]. По их мнению, прежде всего, следовало бы
сосредоточиться не на изучении типов, как предполагал И.П. Павлов, а на
исследовании отдельных свойств нервной системы. Предполагалось, что, только
зная свойства нервной системы, их количество и устойчивые вариации, можно
будет установить возможную структурную организацию (тип) темперамента.
Теплов развил и во многом переосмыслил учение Павлова о свойствах нервной
системы[5].
Под свойствами нервной системы он понимает ее природные, врожденные особенности.
После смерти Павлова, отмечает Теплов, учение о четырех типах стало
рассматриваться многими физиологами и психологами как сущность павловской
теории типов и заслонило собой подлинно великое павловское открытие -
открытие основных свойств нервной системы.
Нет никаких ни теоретических, ни экспериментальных оснований считать, что
число основных типов нервной системы равно четырем, отмечает Теплов.
"Мне кажется, - пишет Теплов, - что в настоящее время еще невозможно дать
стройную классификацию типов нервной системы и тем более научно обоснованно
определить число основных".
И все же Теплов излагает свой взгляд на вопрос о том: "Что же следует
принимать за основные свойства нервной системы?" Первое и наиболее подробно
изученное свойство - сила нервной нервной системы по отношению к возбуждению.
Основной, определяющий признак этого свойства - способность нервной системы
выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто
повторяемое возбуждение.
Вторым свойством нервной системы следует, по Теплову, считать силу ее по
отношению к торможению. Основной признак этого свойства - способность нервной
системы выдерживать длительное или часто повторяемое действие тормозного
раздражителя.
Наименее ясным, согласно Теплову, остается третье павловское свойство -
подвижность нервных процессов.
Экспериментальные факты
против признания подвижности единым свойством нервной системы, включающим
такие различные проявления, как скорость переделки знаков раздражителей и
скорость возникновения
и прекращения нервных
проявлений не коррелируют друг с другом. По-видимому, целесообразно сохранить
термин "подвижность" за свойством, характеризующимся скоростью переделки
знаков раздражителей (как это делают физиологи, работающие с животными).
Итак, согласно Теплову, можно наметить следующую структуру свойств нервной
системы:
1) сила (выносливость),
2) динамичность (легкость генерации нервного процесса),
3) подвижность
(скорость переделки знаков
4) лабильность
(скорость возникновения и
Каждое из этих свойств может быть различным по отношению к процессу
возбуждения и к процессу торможения: Следовательно, нужно говорить об
уравновешенности нервных процессов по каждому из этих свойств. Небилицин
продолжил направление исследований Теплова. Критический анализ результатов,
получаемых при использовании различных методов определения свойств нервной
системы, позволил Б. М. Теплову и его сотрудникам прийти к выводу о
существовании наряду с традиционно выделенными еще нескольких свойств
нервной системы, в частности таких, как динамичность и лабильность. Первое из
них отвечает за легкость генерации нервной системой процессов возбуждения и
торможения, в частности при формировании временных связей. Второе -
Информация о работе Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения