Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа
Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной
науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в
связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей
учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в
отношении темпераментальных особенностей детей.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности,
характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и
деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент – это
врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя.
Введение.......................................................................3
Глава I. Темперамент как психологическая категория.............................5
1. Общее представление о темпераменте..........................................5
1.1 Типы темпераментов.........................................................5
1.1.1 Холерик..................................................................6
1.1.2 Сангвиник................................................................7
1.1.3 Флегматик................................................................9
1.1.4 Меланхолик..............................................................10
1.2 Какой темперамент лучше?..................................................11
2. Концепции и теории темперамента............................................12
2.1 Ранние теории темперамента................................................12
2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента..............14
2.3 Теория И.П.Павлова........................................................15
2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.........20
2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.......................................24
Глава II. Возрастные особенности темперамента младшего школьника..............31
1. Возрастные изменения темперамента..........................................31
2. Особенности проявления темперамента у младших школьников...................36
2.1 Сангвиник.................................................................36
2.2 Холерик...................................................................37
2.3 Флегматик.................................................................38
2.4 Меланхолик................................................................39
3. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-
воспитательной работе. 40
3.1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками...............................40
3.2 Учебно-воспитательная работа с холериками.................................41
3.3 Учебно-воспитательная работа с флегматиками...............................43
3.4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами..............................45
4. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом
особенностей темперамента младших
школьников...................................................................
............................................ 47
Список использованной литературы.................................
лабильность - есть скоростная характеристика деятельности нервной системы,
определяющая в основном быстроту затухания последействия от импульса
возбуждения и, следовательно, быстроту смены одного цикла возбуждения другим
при серийной подаче стимулов.
Другой отечественный психолог – ведущий специалист по проблемам темперамента -
Небылицин[6] с сотрудниками изучал группу
основных свойств нервной системы, существование большинства из которых
установлено с достаточной твердостью, в том числе с применением факторного
анализа. Все эти свойства характеризуют, каждое со своей определенной точки
зрения, динамику каждого из двух основных нервных процессов - возбуждения и
торможения. Говоря о динамичности нервной системы, Небылицин имеет в виду в
сущности два свойства - динамичность возбуждения и торможения, так же как,
говоря о силе нервной системы, мы подразумеваем фактически два свойства - силу
нервной системы по отношению к возбуждению и по отношению к торможению.
Поскольку эти свойства представляют собой элементарные измерения двух
фундаментальных нервных процессов, он называет их первичными.
Ко вторичным же свойствам
Небылицин относит ряд
нервной системы, получаемых
посредством измерения и
первичных свойств, характеризующих два противоположных нервных процесса
возбуждение и торможение. Это, таким образом, характеристики баланса, или
уравновешенности, нервных процессов по первичным свойствам - по динамичности
или силе, или подвижности, или лабильности. Павловское свойство
уравновешенности нервных
процессов Небылицин
вторичное: с его точки зрения, обоснованной анализом применяемых для
определения уравновешенности проб, это свойство представляет собой
уравновешенность нервной системы по динамичности, т. е. по относительной
легкости генерации нервной системой возбудительного или тормозного процесса,
хотя сам Павлов рассматривал уравновешенность как соотношение двух силовых -
характеристик нервной системы (силы по отношению к возбуждению и силы по
отношению к торможению). Уравновешенность по динамичности изучена гораздо
детальнее, чем другие виды
баланса, определение которых
значительные трудности, связанные в ряде случаев с отсутствием методик для
адекватной оценки некоторых из первичных СНС, характеризующих процесс
торможения.
Итак, с точки зрения Небылицина, намечается некоторая достаточно простая
(всего двухступенчатая)
иерархия основных свойств
набор первичных и определяемых на их основе вторичных свойств. Можно
говорить, следовательно, о
существовании многомерной
нервной системы), изученной явно недостаточно, но относительно большинства
компонентов которой (т. е. относительно отдельных свойств) накоплено немало
весьма ценных данных, касающихся их природы, способов их определения и их
психологических проявлений.
2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.
Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента
является теория, разработанная под руководством В.М.Русалова в лаборатории
психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.
Исследователями были сформулированы следующие критерии темперамента:
1) независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект
поведения);
2) динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека
с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой);
3) универсальность и консистентность проявления во всех сферах
деятельности и
4) раннее проявление в детстве;
5) устойчивость в течение длительного периода жизни человека;
6) высокая
корреляция с общими свойст
других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);
7) наследуемость [7].
Накопленный обширный фактический
материал показал недостаток
телесных и существующих нервных теорий темперамента, поскольку в качестве
основания темперамента как целостного психологического образования берется
не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная ее составная
часть, каждая их которых (будь-то гуморальная, соматическая или нервная) сама
по себе не обладает необходимыми и достаточными для этого свойствами.
Показано, что темперамент испытывает непосредственное влияние со стороны всей
биологической организации человека в целом.
Для анализа биологической системы человека В.М. Русалов выдвинул концепцию
общих и частных конституций организма человека. Согласно этой концепции, в
основе темперамента лежат
свойства общей конституции человечес
организма, которая рассматривается как совокупность всех частных
конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида,
закрепленных в его наследственном аппарате.
Наиболее важной отличительной чертой исследований В.М.Русалова и его коллег
является использование концепции П.К. Анохина об интегративной деятельности
мозга, которая рассматривается как новейший этап в развитии учения И.П.
Павлова. Применение этой концепции позволило не только вскрыть структуру и
организацию общих свойств нервной системы, но и вывести из нее количество
фундаментальных свойств темперамента.
Общие (функционально-системные) свойства отражают наиболее существенные
нейрофизиоло-гические особенности деятельности всего мозга при реализации
ключевых этапов функциональной системы. Количество общих свойств и их
содержание вытекает из самой архитектуры функциональной системы.
Функционально-системные свойства на поведенческом уровне выступают в
качестве структурных единиц темперамента. Проанализировав сложную
архитектуру функциональной системы, удалось выделить четыре «несократимых»
функциональных блока: «афферентный синтез», «программирование», «исполнение»
и «сличение результатов реального действия с акцептором результата действия».
Исходя из этого, была разработана теоретическая модель темперамента, в
которой постулируется четыре (в соответствии с четырьмя основными блоками
функциональной системы) фундаментальных свойства темперамента. Таким
образом, впервые удалось теоретически не только обосновать количество
первичных, эволюционно целесообразных, важнейших параметров темперамента,
но и раскрыть механизм их функционирования, т. е. понять, каким образом
совершается единство целостных свойств темперамента: побуждения
(«афферентный синтез»), действия (блоки «программирования» и «исполнения») и
переживания (блок «сличения» как результат рассогласования реального
результата с «акцептором» результата действия).
Использование функционально-системной концепции П.К. Анохина позволило
выйти из тупика проблемы общих свойств нервной системы, а заодно и раскрыть
соотношение между общими и частными свойствами: общие свойства нервной
системы — это функционально-системные свойства, отражающие интегративную
деятельность всего мозга, а частные — это свойства разных структур мозга, в
том числе и анализаторов, и передних отделов мозга. Исходя из данной
функционально-системной концепции, темперамент целесообразно рассматривать
как результат «системного
обобщения» тех инвариантных
компонентов, прежде всего
— общих свойств нервной
в функциональные «блоки» поведения. Благодаря системному обобщению
первоначально генетически заданная система индивидуальных биологических
свойств человека (с изначальной иерархией потребностей, планом и способом
действий), включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно
трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности
обобщенную качественно новую, индивидуально-устойчивую систему инвариантных
свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или «формально-
динамических», свойств индивидуального поведения.
Следовательно, согласно Русалову, темперамент — это особая
психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально-
динамические аспекты всего поведения человека.
Развиваемый подход позволяет разрешить спор о том, является ли темперамент
самостоятельным образованием или нет, как соотносить между собой темперамент,
интеллект, характер и личность.
Во-первых, темперамент — это одно из самостоятельных, независимых базальных
и устойчивых динамических образований психики. Во-вторых, темперамент и
характер не идентичны, поскольку их формально-динамические характеристики
имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение «содержательных»
свойств психики. В-третьих, темперамент не идентичен личности, поскольку
последняя представляет прежде
всего систему ценностно-
человека. Однако включение темперамента в структуру личности позволяет
глубже понять те психологические механизмы, которые Ответственны за
формирование и функцио
Темперамент, в рамках этого
подхода, представляет собой
психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в
результате обобщения динамических, формальных, стилевых характеристик
психики под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант.
Отсюда следует, что развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1)
вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг
друга социально организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т.
д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки. Существование в психике
человека устойчивых обобщенных динамико-энергетических характеристик,
формирующихся в деятельности на основе биологических факторов, т. е.
темперамента, позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свои
энергодинамические потенции. Заданный от природы определенный индивидуальный
уровень энергодинамических возможностей (определенный уровень обмена или
активности гормональной сферы, особенности нервных процессов и т. д.),
постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов, целей и т. д.,
неизбежно приводит к обобщению определенных психических, в данном случае —
темпераментальных, характеристик, которые выступают в роли регуляторов
расходования человеком своих энергодинамических возможностей. Таким
образом, характеристики темперамента
не столько привносят в де
различные оттенки, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно
большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость
человеческого организма в первом случае будет под угрозой из-за огромной
истощаемости, а во втором — из-за слабого, пассивного усвоения субъектом
предметного мира. Именно в этом и состоит приспособительная, адаптивная роль
темперамента в рамках данного подхода.
К настоящему времени В.М.Русалову и его коллегам в многочисленных
исследованиях удалось не только экспериментально выделить теоретически
ожидаемые свойства темперамента, вытекающие из структуры функциональной
системы, но и найти их устойчивые комбинации. Было установлено, что в
структуре психической активности существуют три относительно независимых
компонента.
Наиболее важным из них является «эргичность» (выносливость), которая
соответствует «афферентному синтезу» и характеризует меру напряженности
процесса взаимодействия человека-субъекта с предметной средой (в том числе и
с собой) и другими людьми.
Другой важнейшей формально-
«пластичность», соответствующая блоку «программирования», в которой
отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ
поведения на другие.
Третий компонент психической активности — «скорость», соответствующая блоку
«исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем организма и
отражает, как быстро протекают психические процессы.
В структуре эмоциональности был выделен только один фундаментальный
параметр — порог чувствительности
к несовпадению реального
действия с «акцептором результата действия». В этом параметре отражается
основное свойство эмоциональности — «впечатлительность, ранимость». Все
остальные эмоциональные характеристики (радость, гнев, страх и т. д.)
являются производными сочетаниями различных уровней активности и порога
эмоциональной чувствительности. Например, радость представляет собой
сочетание высокой психической активности и высокого порога эмоциональной
чувствительности; гнев — высокой психической активности и низкого
эмоционального порога; страх — низкой психической активности и низкого
Информация о работе Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения