Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной
науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в
связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей
учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в
отношении темпераментальных особенностей детей.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности,
характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и
деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент – это
врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя.

Содержание работы

Введение.......................................................................3
Глава I. Темперамент как психологическая категория.............................5
1. Общее представление о темпераменте..........................................5
1.1 Типы темпераментов.........................................................5
1.1.1 Холерик..................................................................6
1.1.2 Сангвиник................................................................7
1.1.3 Флегматик................................................................9
1.1.4 Меланхолик..............................................................10
1.2 Какой темперамент лучше?..................................................11
2. Концепции и теории темперамента............................................12
2.1 Ранние теории темперамента................................................12
2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента..............14
2.3 Теория И.П.Павлова........................................................15
2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.........20
2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.......................................24
Глава II. Возрастные особенности темперамента младшего школьника..............31
1. Возрастные изменения темперамента..........................................31
2. Особенности проявления темперамента у младших школьников...................36
2.1 Сангвиник.................................................................36
2.2 Холерик...................................................................37
2.3 Флегматик.................................................................38
2.4 Меланхолик................................................................39
3. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-
воспитательной работе. 40
3.1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками...............................40
3.2 Учебно-воспитательная работа с холериками.................................41
3.3 Учебно-воспитательная работа с флегматиками...............................43
3.4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами..............................45
4. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом
особенностей темперамента младших
школьников...................................................................
............................................ 47
Список использованной литературы.................................

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 76.59 Кб (Скачать файл)

лабильность - есть скоростная характеристика деятельности нервной  системы,

определяющая в основном быстроту затухания последействия  от импульса

возбуждения и, следовательно, быстроту смены одного цикла возбуждения  другим

при серийной подаче стимулов.

Другой отечественный  психолог – ведущий специалист по проблемам темперамента -

Небылицин[6] с сотрудниками изучал группу

основных свойств нервной  системы, существование большинства  из которых

установлено с достаточной  твердостью, в том числе с применением  факторного

анализа. Все эти свойства характеризуют, каждое со своей определенной точки

зрения, динамику каждого  из двух основных нервных процессов - возбуждения и

торможения. Говоря о динамичности нервной системы, Небылицин имеет  в виду в

сущности два свойства - динамичность возбуждения и торможения, так же как,

говоря о силе нервной  системы, мы подразумеваем фактически два свойства - силу

нервной системы по отношению  к возбуждению и по отношению  к торможению.

Поскольку эти свойства представляют собой элементарные измерения двух

фундаментальных нервных  процессов, он называет их первичными.

Ко вторичным же свойствам  Небылицин относит ряд дополнительных характеристик

нервной системы, получаемых посредством измерения и сопоставления  одноименных

первичных свойств, характеризующих  два противоположных нервных  процесса

­возбуждение и торможение. Это, таким образом, характеристики баланса, или

уравновешенности, нервных  процессов по первичным свойствам - по динамичности

или силе, или подвижности, или лабильности. Павловское свойство

уравновешенности нервных  процессов Небылицин рассматривает  именно как

вторичное: с его точки  зрения, обоснованной анализом применяемых  для

определения уравновешенности проб, это свойство представляет собой

уравновешенность нервной  системы по динамичности, т. е. по относительной

легкости генерации нервной  системой возбудительного или тормозного процесса,

хотя сам Павлов рассматривал уравновешенность как соотношение  двух силовых -

характеристик нервной системы (силы по отношению к возбуждению  и силы по

отношению к торможению). Уравновешенность по динамичности изучена  гораздо

детальнее, чем другие виды баланса, определение которых наталкивается  на

значительные трудности, связанные в ряде случаев с  отсутствием методик для

адекватной оценки некоторых  из первичных СНС, характеризующих  процесс

торможения.

Итак, с точки зрения Небылицина, намечается некоторая достаточно простая

(всего двухступенчатая)  иерархия основных свойств нервной  системы, включающая

набор первичных и определяемых на их основе вторичных свойств. Можно

говорить, следовательно, о  существовании многомерной структуры  СНС (свойств

нервной системы), изученной  явно недостаточно, но относительно большинства

компонентов которой (т. е. относительно отдельных свойств) накоплено немало

весьма ценных данных, касающихся их природы, способов их определения  и их

психологических проявлений.

    

2.5 Концепция темперамента  В.М.Русалова.

 

 

Одной из современных и  достаточно широко используемых концепций  темперамента

является теория, разработанная  под руководством В.М.Русалова в  лаборатории

психологии и психо­физиологии индивидуальности Института психологии РАН.

Исследователями были сформули­рованы  следующие критерии темперамента:

1)      независимость  от содержания, мотива и цели  поведения (стилевой аспект

поведе­ния);

2)      динамический (энергетический) аспект процесса  взаимодействия человека

с внешним и внутренним миром (предмет­ным миром, другими  людьми, собой);

3)      универсальность  и консистентность проявления  во всех сферах

деятельности и жизнедеятельности;

4)      раннее  проявле­ние в детстве;

5)      устойчивость  в течение длительного периода  жизни человека;

6)      высокая  корреляция с общими свойст­вами  нервной системы и свойствами

других биологических  подсистем (гумораль­ной, телесной и  т.д.);

7)      наследуемость  [7].

Накопленный обшир­ный фактический  материал показал недо­статок гуморальных,

телесных и сущест­вующих  нервных теорий темперамента, поскольку  в качестве

основания темпера­мента  как целостного психологического образования  берется

не вся биологическая  подсистема человека, а лишь та или  иная ее составная

часть, каждая их которых (будь-то гуморальная, соматическая или нервная) сама

по себе не обладает не­обходимыми  и достаточными для этого свойствами.

Показано, что темперамент  испытывает непосредственное влияние  со стороны всей

биологической организации  человека в целом.

Для анализа биологичес­кой системы человека В.М. Русалов выдви­нул  концепцию

общих и частных консти­туций организма человека. Согласно этой концепции, в

основе темперамента лежат  свойства общей конституции человечес­кого

организма, которая рассматривается  как совокупность всех частных

конститу­ций, т. е. всех физических и физиологи­ческих свойств индивида,

закрепленных в его  наследственном аппарате.

Наиболее важной отличительной  чер­той исследований В.М.Русалова и его коллег

является использование  кон­цепции П.К. Анохина об интегративной  деятельности

мозга, которая рас­сматривается как новейший этап в разви­тии  учения И.П.

Павлова. Применение этой концепции  позволило не только вскрыть структуру  и

организацию общих свойств  нервной системы, но и вывести  из нее количество

фундаментальных свойств  темперамента.

Общие (функцио­нально-системные) свойства отражают наиболее существенные

нейрофизиоло-гические особенности  деятельности всего мозга при  реализации

ключевых этапов функциональной системы. Количество общих свойств  и их

содержание вытекает из самой  архитектуры функциональной системы.

Функционально-системные  свой­ства на поведенческом уровне выступают в

качестве структурных  единиц темпера­мента. Проанализировав  сложную

архитектуру функциональной системы, удалось выделить четыре «несократимых»

функцио­нальных блока: «афферентный синтез», «программирование», «исполнение»

и «сличение результатов  реального действия с акцептором результата действия».

Исходя из этого, была разработана  теоретическая модель темперамента, в

которой постули­руется четыре (в соответствии с четырьмя основными  блоками

функциональной системы) фундаментальных свойства тем­перамента. Таким

образом, впервые уда­лось теоретически не только обосновать количество

первичных, эволюционно целе­сообразных, важнейших параметров тем­перамента,

но и раскрыть механизм их функционирования, т. е. понять, каким  об­разом

совершается единство целостных  свойств темперамента: побуждения

(«аф­ферентный синтез»), действия (блоки «программирования»  и «исполнения») и

переживания (блок «сличения» как резуль­тат рассогласования  реального

результата с «акцептором» результата действия).

Использование функционально-сис­темной концепции П.К. Анохина позво­лило

выйти из тупика проблемы общих  свойств нервной системы, а заодно и рас­крыть

соотношение между общими и частными свойствами: общие свойства нервной

системы — это функционально-системные  свойства, отражающие интегративную

деятельность всего мозга, а част­ные — это свойства разных структур мозга, в

том числе и анализаторов, и передних отделов мозга. Исходя из данной

функцио­нально-системной  концепции, темпера­мент целесообразно  рассматривать

как результат «системного  обобщения» тех ин­вариантных биологических

компонентов, прежде всего  — общих свойств нервной системы, которые вовлечены

в функцио­нальные «блоки»  поведения. Благодаря системному обобщению

первоначально генетически  заданная система индивиду­альных  биологических

свойств человека (с изначальной  иерархией потребностей, планом и  способом

действий), включаясь в  самые различные виды деятельности, постепенно

трансформируется и образует независимо от содержания самой деятель­ности

обобщенную качественно  новую, индивидуально-устойчивую систему  инвариантных

свойств, но уже не биологи­ческих, а психобиологических, или «фор­мально-

динамических», свойств инди­видуального поведения.

Следовательно, согласно Русалову, темперамент — это особая

психобиоло­гическая категория, охватывающая обоб­щенные формально-

динамические аспекты  всего поведения человека.

Развиваемый подход позволяет  разре­шить спор о том, является ли темперамент

самостоятельным образованием или нет, как соотносить между  собой темперамент,

интеллект, характер и личность.

Во-первых, темперамент —  это одно из самостоятель­ных, независимых  базальных

и устойчи­вых динамических образований психики. Во-вторых, темперамент  и

характер не идентичны, поскольку  их формально-динамические характеристики

имеют раз­ные аспекты  обобщения, а также разное соотношение  «содержательных»

свойств психики. В-третьих, темперамент не иден­тичен личности, поскольку

последняя представляет прежде всего систему цен­ностно-смысловых  отношений

человека. Однако включение  темперамента в струк­туру личности позволяет

глубже понять те психологические  механизмы, которые От­ветственны  за

формирование и функцио­нирование  собственно личностных качеств индивида.

Темперамент, в рамках этого  подхода, представ­ляет собой совокупность таких

психичес­ких черт, признаков  и свойств человека, которые возникли в

результате обобщения  динамических, формальных, стилевых ха­рактеристик

психики под влиянием устой­чивых  индивидуальных биологических детерминант.

Отсюда следует, что разви­тие  темперамента происходит по двум основаниям: 1)

вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих  друг

друга социально органи­зованных  типов деятельности (игра, учеба, труд и т.

д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки. Существование в  психике

человека устойчивых обобщенных динамико-энергетических характеристик,

форми­рующихся в деятельности на основе био­логических факторов, т. е.

темперамента, позволяет  человеку наиболее оптимально расходовать  свои

энергодинамические потенции. Заданный от природы определенный индивидуаль­ный

уровень энергодинамических возмож­ностей (определенный уровень  обмена или

активности гормональной сферы, особен­ности нервных процессов  и т. д.),

посто­янно включаясь  в деятельность независимо от мотивов, целей и т. д.,

неизбежно при­водит к  обобщению определенных психи­ческих, в данном случае —

темпераментальных, характеристик, которые выступа­ют в роли регуляторов

расходования чело­веком своих энергодинамических возмож­ностей. Таким

образом, характеристики темперамента не столько привносят в де­ятельность

различные оттенки, сколько  задают границы, оберегают организм от чрезвычайно

большого или, наоборот, чрезвычайно  малого расходования энергии. Выживаемость

человеческого орга­низма в  первом случае будет под угрозой  из-за огромной

истощаемости, а во вто­ром  — из-за слабого, пассивного усвоения субъектом

предметного мира. Именно в  этом и состоит приспособительная, адаптивная роль

тем­перамента в рамках данного  подхода.

К настоящему времени В.М.Русалову и его коллегам в многочислен­ных

исследованиях удалось не только экс­периментально выделить теоретически

ожидаемые свойства темперамента, выте­кающие из структуры функциональной

системы, но и найти их устойчивые ком­бинации. Было установлено, что в

струк­туре психической  активности существуют три относительно независимых

компонента.

Наиболее важным из них  является «эргичность» (выносливость), которая

соответст­вует «афферентному  синтезу» и харак­теризует меру напряженности

процесса взаимодействия человека-субъекта с пред­метной  средой (в том числе и

с собой) и другими людьми.

Другой важнейшей фор­мально-динамической характеристикой активности является

«пластичность», со­ответствующая блоку «программирования», в которой

отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ

поведения на другие.

Третий компонент психической  активности — «скорость», соответствующая  блоку

«исполнения», характеризует  уровень координации всех подсистем  организма и

отражает, как быстро протекают  психические процессы.

В структуре эмоциональности  был выде­лен только один фундаментальный

пара­метр — порог чувствительности к несовпа­дению реального результата

действия с «акцептором  результата действия». В этом пара­метре отражается

основное свойство эмо­циональности — «впечатлительность, рани­мость». Все

остальные эмоциональные  ха­рактеристики (радость, гнев, страх  и т. д.)

являются производ­ными  сочетаниями различных уровней  ак­тивности и порога

эмоциональной чувст­вительности. Например, радость представ­ляет  собой

сочетание высокой психичес­кой активности и высокого порога эмо­циональной

чувствительности; гнев —  высокой психической активности и низкого

эмоционального порога; страх  — низкой психической активности и низкого

Информация о работе Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения