Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа
Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной
науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в
связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей
учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в
отношении темпераментальных особенностей детей.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности,
характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и
деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент – это
врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя.
Введение.......................................................................3
Глава I. Темперамент как психологическая категория.............................5
1. Общее представление о темпераменте..........................................5
1.1 Типы темпераментов.........................................................5
1.1.1 Холерик..................................................................6
1.1.2 Сангвиник................................................................7
1.1.3 Флегматик................................................................9
1.1.4 Меланхолик..............................................................10
1.2 Какой темперамент лучше?..................................................11
2. Концепции и теории темперамента............................................12
2.1 Ранние теории темперамента................................................12
2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента..............14
2.3 Теория И.П.Павлова........................................................15
2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.........20
2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.......................................24
Глава II. Возрастные особенности темперамента младшего школьника..............31
1. Возрастные изменения темперамента..........................................31
2. Особенности проявления темперамента у младших школьников...................36
2.1 Сангвиник.................................................................36
2.2 Холерик...................................................................37
2.3 Флегматик.................................................................38
2.4 Меланхолик................................................................39
3. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-
воспитательной работе. 40
3.1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками...............................40
3.2 Учебно-воспитательная работа с холериками.................................41
3.3 Учебно-воспитательная работа с флегматиками...............................43
3.4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами..............................45
4. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом
особенностей темперамента младших
школьников...................................................................
............................................ 47
Список использованной литературы.................................
эмоционального порога и т. д.
Было показано, что выделенные четыре фундаментальных свойства темперамента могут
отличаться в зависимости от сферы проявления темперамента: психомоторной,
интеллектуальной или коммуникативной[8].
Таким образом, максимальное число основных шкал темперамента, изучаемое
В.М.Русаловым и его сотрудниками, может достигать двенадцати, что нашло свое
отражение в конструировании нового варианта ОСТ — опросника формально-
динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ).
На основе разработанной Русаловым теоретической модели темперамента удалось
сконструировать специальный тест-опросник, позволяющий измерить свойства
темперамента человека. Опросник структуры темперамента (ОСТ) — уникальный
отечественный тест, прошедший психометрическую валидизацию. Было показано,
что шкалы ОСТ высоко коррелируют с объективными тестами, экспертными
оценками, а также опросниками, содержание шкал которых известно и аналогично
некоторым шкалам ОСТ (тест Айзенков, тест Стреляу и др.). Тест-опросник (ОСТ)
позволил исследовать не только структуру, половые различия, генетические и
психофизиологические предпосылки формирования, но и закономерности
взаимодействия темперамента с другими вышележащими структурами
индивидуальности, а именно — с общим интеллектом и творческими способностями.
Выводы.
1) Темперамент
является динамической
активности и связан с такими характеристиками, как темп, быстрота,
интенсивность, сила и др.
2) Темперамент
основан на особенностях
смысле он относится к числу врожденных характеристик человека. В настоящее
время не существует единого мнения о физиологической основе темперамента.
3) В результате наблюдением за динамическими проявлениями людей
сформировались описания четырех типов темперамента: холерик, сангвиник,
флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов более адекватен той или иной
ситуации, так что нельзя их оценивать с точки зрения "плохой - хороший".
4) Темперамент
тесно связан с другими
(характером, способностями и т.д.), выступая, как их динамическая основа.
5) На основе анализа основных результатов, полученных в различных
школах, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев в состав
темпераментальных свойств исследователи включают динамические, стилевые и
энергетические характеристики поведения.
6) Общепризнанным
является представление о
обусловленности темперамента,
его относительной
целостности проявлений в темпераменте биологических и психологических
качеств человека.
7) Никто,
кроме В.М.Русалова с
авторов не ставит вопрос о теоретической модели темперамента, основанной на
современных представлениях о биологической организации человека, и прежде
всего — работе нервной системы, из которой можно было бы вывести заданное
количество основных шкал (факторов) темперамента.
8) Большинство
изучаемых свойств
описательный характер. Количество свойств вытекает не из определенной
теоретической модели, а детерминировано особенностями факторной обработки
исходных характеристик темперамента.
9) В факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии
свойств темперамента, о влиянии одних свойств на другие, об их роли и месте
в структуре личности и индивидуальности.
Глава II. Возрастные
особенности темперамента
1. Возрастные изменения темперамента.
Темперамент подобно всем свойствам организма, подвержен возрастным
изменениям, прежде всего
связанным с процессом созре
поведения, вытекающими главным образом из анатомического и физиологического
развития нервной системы и других систем организма.
Тот факт, что свойства темперамента подвержены возрастным изменениям,
подтверждается результатами исследований, проведенных как с животными, так и
с людьми.
Изучение типов нервной системы у детей различного возраста подтверждает
существование возрастных изменений темперамента (свойств нервной системы),
обусловленных прежде всего
созреванием центральной
эндокринного аппарата. Такие наблюдения проводили еще в 30-х годах нашего
столетия, и в настоящее время дают примерно такие же результаты. Наиболее
систематично они изложены в работах психологов: В. Э. Чудновского, Н. С.
Лейтеса и Э. И. Маствилискер.
Из них выводятся некоторые
Рассмотрим некоторые из закономерностей возрастных изменений темперамента,
акцентируя внимание на младшем школьном возрасте.
1. На раннем этапе своего развития дети обладают слабой нервной
системой; это в равной
мере относится к процессам
Слабость процесса возбуждения проявляется прежде всего в малой выносливости
нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении охранительного
торможения. Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное
(внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под
влиянием побочных раздражителей. О том, что такое торможение проявляется еще
в младшем школьном возрасте, прекрасно знают учителя: ведь им часто
приходится наблюдать, как мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает
внимание учащихся от школьных занятий. Пониженной работоспособности
(выносливости) сопутствует
повышенная возбудимость и
индивида, что, в частности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях,
неадекватных силе раздражителей. Помимо того, что эти реакции очень сильны,
они имеют короткий латентный период. Многие исследования показывают, что сила
процесса возбуждения, еще малая в дошкольном возрасте, достигает
соответствующего данному индивиду максимального уровня примерно к 7—8-му
году жизни. Начиная с этого возраста, больших различий в работоспособности
нервной системы между детьми и взрослыми уже не отмечается.
2. Общепринято
мнение, что сила процесса торможения,
прежде всего в способности к образованию и устойчивости различных условных
тормозных реакций, достигает своего максимального уровня позднее, чем сила
процесса возбуждения. Однако относительно возраста, в котором это свойство
обнаруживается уже в зрелой форме, нет единого мнения. Есть данные,
полученные, правда, в основном в опытах с животными, из которых следует, что
сила процесса торможения в большей мере, чем сила процесса возбуждения,
подвержена влиянию тренировок, особенно в раннем онтогенезе. Слабость
процесса торможения в первые годы жизни ребенка проявляется главным образом
в пониженной способности сдерживать различные реакции, в склонности к
нарушению запретов, в преждевременных реакциях и т. п.
3. Возрастная
характеристика
вытекает, собственно, из специфики возбуждения и торможения в
соответствующих периодах жизни. Принимая во внимание более длительный
процесс созревания силы торможения в нервной системе, в первоначальный
период развития наблюдается неуравновешенность при преобладании силы
возбуждения. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста своим
поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта
неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении с
возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет ребенок в
этом отношении уже заметно не отличается от взрослого. Преобладание
возбуждения над торможением проявляется прежде всего в импульсивности и
взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за
ситуационно обусловленным поведением (то есть действующими в данный момент
стимулами). Однако аналогичное поведение может быть вызвано не только
недостаточно зрелой способностью к торможению и, следовательно,
преобладанием возбуждения, но и слабостью возбуждения при одновременной
слабости торможения. Слабость процесса возбуждения является фактором,
вызывающим такие формы поведения, которые напоминают неуравновешенных
индивидов. Это объясняется неадекватностью силы реакции силе раздражителей
или в более общем случае — значению ситуации, на которую реагирует индивид.
4. Что касается
подвижности нервных процессов,
какие показатели этого свойства принимаются во внимание, его возрастная
динамика может выглядеть по-разному. Это свидетельствует о давно уже
отмеченной неоднородности этого свойства нервной системы. В раннем онтогенезе
наблюдается большая неустойчивость и изменчивость реакций, что выражается в
затруднениях при выполнении заданий, в изменениях реакций под влиянием
перемен в обстановке, в неустойчивости условно-рефлекторной деятельности и т.
п. С возрастом поведение становится все более стабильным, благодаря чему оно
в меньшей мере зависит от непосредственных стимулов. Если учитывать
классические показатели подвижности, в особенности способность к переделке
сигнального значения пары раздражителей и легкость образования динамических
стереотипов, то можно сказать, что в раннем онтогенезе подвижность
сравнительно невелика и возрастает с развитием индивида. Это проявляется, в
частности, в том, что дети школьного возраста легче и быстрее
приспосабливаются к изменяющимся условиям, у них лучше протекает процесс
переучивания или переделки различных навыков, чем у детей дошкольного
возраста. Так понимаемая подвижность снова явно снижается в пожилом возрасте,
для которого типична пониженная адаптируемость к изменениям обстановки,
значительная ригидность форм поведения.
Итак, чем младше ребенок, тем больше его отличают некоторые признаки слабости
типа нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и повышенная
чувствительность, яркость восприятия, детская впечатлительность и такие
черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Характерны также
интенсивность эмоциональных переживаний и их неустойчивость (стремительные
переходы от слез к улыбке). Слабость нервной системы удивительным образом
сочетается с быстрым возобновлением энергии.
Как писал К. Д. Ушинский, “заставьте ребенка сидеть, он очень скоро устанет,
лежать — то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни
петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый
день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает ни на
минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы”.
В связи со всем вышесказанным нельзя не учитывать, что существуют возрастные
особенности темперамента: «в каждом возрасте — своя специфика активности,
эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте — это легкость
пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, связанные с той
же слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору,
конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение
возможностей нервной системы и утрата ее ценных детских свойств», — отмечал
Я. Стреляу в своей книге «Роль темперамента в психическом развитии»
[9].
Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты,
которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента.
Различия в этом отношении вполне определенно выступают, например, когда дети
уже овладели устной речью. Так, если речь у ребенка громкая, быстрая и
отчетливая, с правильными интонациями, сопровождаемая живыми жестами и
выразительной мимикой, то можно говорить о признаках сангвинистического
темперамента. Если речь медленнее, чем у других, спокойная, равномерная,
иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это
может свидетельствовать о флегматическом темпераменте. На признаки
холерического темперамента
указывает торопливо-
бы захлебывающаяся речь. К признакам меланхолического темперамента может быть
отнесена речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота. Конечно, о
типе темперамента, кроме особенностей речи, говорят и особенности
двигательной и общей активности ребенка.
Резюмируя, можно сказать, что изменение основных свойств нервных процессов,
входящих в понятие типа нервной системы, а на психологическом уровне- в
понятие темперамента, происходят в следующих направлениях:
Ранний период развития
Период стабилизации
Слабый процесс возбуждения
Слабый процесс торможения
Неуравновешенность нервных
процессов с преобладанием
Информация о работе Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения