Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной
науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в
связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей
учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в
отношении темпераментальных особенностей детей.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности,
характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и
деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент – это
врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя.

Содержание работы

Введение.......................................................................3
Глава I. Темперамент как психологическая категория.............................5
1. Общее представление о темпераменте..........................................5
1.1 Типы темпераментов.........................................................5
1.1.1 Холерик..................................................................6
1.1.2 Сангвиник................................................................7
1.1.3 Флегматик................................................................9
1.1.4 Меланхолик..............................................................10
1.2 Какой темперамент лучше?..................................................11
2. Концепции и теории темперамента............................................12
2.1 Ранние теории темперамента................................................12
2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента..............14
2.3 Теория И.П.Павлова........................................................15
2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину.........20
2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова.......................................24
Глава II. Возрастные особенности темперамента младшего школьника..............31
1. Возрастные изменения темперамента..........................................31
2. Особенности проявления темперамента у младших школьников...................36
2.1 Сангвиник.................................................................36
2.2 Холерик...................................................................37
2.3 Флегматик.................................................................38
2.4 Меланхолик................................................................39
3. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-
воспитательной работе. 40
3.1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками...............................40
3.2 Учебно-воспитательная работа с холериками.................................41
3.3 Учебно-воспитательная работа с флегматиками...............................43
3.4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами..............................45
4. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом
особенностей темперамента младших
школьников...................................................................
............................................ 47
Список использованной литературы.................................

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 76.59 Кб (Скачать файл)

эмо­ционального порога и  т. д.

Было показано, что выделенные четыре фундаментальных свойства темперамента могут

отличаться в зависимости  от сферы проявления тем­перамента: психомоторной,

интеллекту­альной или коммуникативной[8].

Таким образом, максимальное число основных шкал темперамента, изу­чаемое

В.М.Русаловым и его  сотрудниками, может достигать двенадцати, что нашло свое

отражение в конструировании  нового варианта ОСТ — опросника  формально-

динамических свойств  индивидуальности (ОФДСИ).

На основе разработанной  Русаловым теоретической модели темперамента удалось

сконструировать специальный  тест-опросник, позволяющий измерить свойства

темперамента человека. Опросник структуры темперамента (ОСТ) — уни­кальный

отечественный тест, прошедший  психометрическую валидизацию. Было показано,

что шкалы ОСТ высоко корре­лируют с объективными тестами, эксперт­ными

оценками, а также опросниками, содержание шкал которых известно и  ана­логично

некоторым шкалам ОСТ (тест Айзенков, тест Стреляу и др.). Тест-опросник (ОСТ)

позволил исследо­вать не только структуру, половые раз­личия, генетические и

психофизиологи­ческие предпосылки  формирования, но и закономерности

взаимодействия темпера­мента  с другими вышележащими струк­турами

индивидуальности, а именно — с общим интеллектом и  творческими способностями.

     Выводы.

1)      Темперамент  является динамической характеристикой  психической

активности и связан с  такими характеристиками, как темп, быстрота,

интенсивность, сила и др.

2)      Темперамент  основан на особенностях физиологии  человека и в этом

смысле он относится к  числу врожденных характеристик  человека. В настоящее

время не существует единого  мнения о физиологической основе темперамента.

3)      В результате  наблюдением за динамическими  проявлениями людей

сформировались описания четырех типов темперамента: холерик, сангвиник,

флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов более адекватен  той или иной

ситуации, так что нельзя их оценивать с точки зрения "плохой - хороший".

4)      Темперамент  тесно связан с другими личностными  проявлениями человека

(характером, способностями  и т.д.), выступая, как их динамическая  основа.

5)      На основе  анализа основных ре­зультатов, полученных в различных

шко­лах, можно сделать  вывод о том, что в большинстве  случаев в состав

темпераментальных свойств  исследователи включают динамические, стилевые и

энергетические характеристики поведения.

6)      Общепризнан­ным  является представление о наследст­венной

обусловленности темперамента, его относительной устойчивости, о един­стве,

целостности проявлений в  темпера­менте биологических и  психологических

качеств человека.

7)      Никто,  кроме В.М.Русалова с соавторами, из рассмотренных в главе

авторов не ставит вопрос о  теорети­ческой модели темперамента, основанной на

современных представлениях о биологической организации  человека, и прежде

всего — работе нервной  системы, из кото­рой можно было бы вывести заданное

количество основных шкал (факторов) темперамента.

8)      Большинство  изучаемых свойств темперамента  носит, как правило,

описательный характер. Количество свойств вытекает не из определенной

теоретичес­кой модели, а  детерминировано особен­ностями факторной  обработки

исходных характеристик  темперамента.

9)      В факторных  теориях темперамента ничего  не говорится о развитии

свойств темперамента, о влия­нии одних свойств на другие, об их роли и месте

в структуре личности и  индивиду­альности.

     Глава II. Возрастные  особенности темперамента младшего  школьника. 

 

1. Возрастные изменения  темперамента.

 

 

Темперамент подобно всем свойствам организма, подвержен  возрастным

изменениям, прежде всего  связанным с процессом созре­вания  или с изменениями

поведения, вытекающими главным  образом из анатомического и физиологи­ческого

развития нервной системы  и других систем организма.

Тот факт, что свойства темперамента подвержены возрастным изменениям,

подтверждается результата­ми  исследований, проведенных как с  животными, так и

с людьми.

Изучение типов нервной  системы у детей различного возраста подтверждает

существование возрастных изменений  темперамента (свойств нервной системы),

обусловленных прежде всего  созреванием центральной нервной  системы и

эндокринного аппарата. Такие  наблюдения проводили еще в 30-х  годах нашего

столетия, и в настоящее  время дают примерно такие же результаты. Наиболее

систематично они изложены в работах психологов: В. Э. Чудновского, Н. С.

Лейтеса и Э. И. Маствилискер. Из них выводятся некоторые закономерности.

Рассмотрим некоторые  из закономерностей возрастных изменений  темперамента,

акцентируя внимание на младшем  школьном возрасте.

1.      На раннем  этапе своего развития дети  обладают слабой нервной

системой; это в равной мере относится к процессам возбуждения  и торможения.

Слабость процесса возбуждения  проявляется прежде всего в малой  выносливости

нервной системы, быстром  утомлении и легком возникновении  охранительного

торможения. Показателем  слабости является также сильно развитое индуктивное

(внешнее) торможение, которое  выражается в затормаживании  действий под

влиянием побочных раздражителей. О том, что такое торможение проявляется  еще

в младшем школьном возрасте, прекрасно знают учителя: ведь им часто

приходится наблюдать, как  мельчайшее изменение обстановки в  классе отвлекает

внимание учащихся от школьных занятий. Пониженной работоспособ­ности

(выносливости) сопутствует  повышенная возбу­димость и чувствительность

индивида, что, в част­ности, выражается в моторных и эмоциональных  реакциях,

неадекватных силе раздражителей. Поми­мо того, что эти реакции  очень сильны,

они имеют короткий латентный  период. Многие исследования показывают, что сила

процесса возбуждения, еще  малая в дошкольном возрасте, достигает

соответст­вующего данному  индивиду максимального уровня примерно к 7—8-му

году жизни. Начиная с  этого возраста, больших различий в работоспособности

нервной системы между  детьми и взрослыми уже не отмечается.

2.      Общепринято  мнение, что сила процесса тор­можения,  выражающаяся

прежде всего в способности  к образованию и устойчивости различных условных

тормозных реакций, достигает  своего максимального уровня позднее, чем сила

процесса возбуждения. Однако относительно возраста, в котором  это свойство

обнаруживается уже в  зрелой форме, нет единого мнения. Есть данные,

полученные, правда, в основном в опытах с живот­ными, из которых  следует, что

сила процесса тор­можения  в большей мере, чем сила процесса воз­буждения,

подвержена влиянию тренировок, особен­но в раннем онтогенезе. Слабость

процесса торможе­ния  в первые годы жизни ребенка проявляется  глав­ным образом

в пониженной способности  сдерживать различные реакции, в  склонности к

нарушению за­претов, в преждевременных  реакциях и т. п.

3.      Возрастная  характеристика уравновешенности  нервных процессов

вытекает, собственно, из специфи­ки возбуждения и торможения в

соответствующих периодах жизни. Принимая во внимание более дли­тельный

процесс созревания силы торможения в нерв­ной системе, в первоначальный

период развития наблюдается  неуравновешенность при преобладании силы

возбуждения. Ребенок дошкольного  и младшего школьного возраста своим

поведением в известном  смысле напоминает холерика. Затем  эта

неуравно­вешенность, вызванная  большей слабостью торможе­ния  в сравнении с

возбуждением, постепенно умень­шается, и в возрасте около 12 лет ребенок  в

этом отношении уже  заметно не отличается от взрослого. Преобладание

возбуждения над торможением  прояв­ляется прежде всего в импульсивности и

взрывном характере поведения  ребенка. Для него типичен пониженный контроль за

ситуационно обусловлен­ным поведением (то есть действующими в  данный момент

стимулами). Однако аналогичное  поведение мо­жет быть вызвано не только

недостаточно зрелой способностью к торможению и, следовательно,

пре­обладанием возбуждения, но и слабостью возбужде­ния при  одновременной

слабости торможения. Сла­бость  процесса возбуждения является фактором,

вы­зывающим такие формы  поведения, которые напоми­нают  неуравновешенных

индивидов. Это объясняется  неадекватностью силы реакции силе раздражителей

или в более общем случае — значению ситуации, на которую  реагирует индивид.

4.      Что касается  подвижности нервных процессов,  то в зависимости от того,

какие показатели этого свойства принимаются во внимание, его возрастная

динамика может выглядеть  по-разному. Это свиде­тельствует о  давно уже

отмеченной неоднородности этого свойства нервной системы. В раннем онтогенезе

наблюдается большая неустойчивость и изменчивость реакций, что выражается в

затруднениях при выпол­нении  заданий, в изменениях реакций под  влиянием

перемен в обстановке, в  неустойчивости условно-рефлекторной деятельности и т.

п. С возрастом поведение  становится все более стабильным, благо­даря чему оно

в меньшей мере зависит  от непосредст­венных стимулов. Если учитывать

классические показатели подвиж­ности, в особенности способность  к переделке

сиг­нального значения пары раздражителей и легкость образования  динамических

стереотипов, то можно сказать, что в раннем онтогенезе подвижность

срав­нительно невелика и  возрастает с развитием инди­вида. Это проявляется, в

частности, в том, что дети школьного возраста легче и быстрее

приспосаблива­ются к  изменяющимся условиям, у них лучше  про­текает процесс

переучивания или переделки  раз­личных навыков, чем у детей  дошкольного

возраста. Так понимаемая подвижность снова явно снижается  в пожилом возрасте,

для которого типична понижен­ная  адаптируемость к изменениям обстановки,

зна­чительная ригидность форм поведения.

Итак, чем младше ребенок, тем больше его отличают некоторые  признаки слабости

типа нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и повышенная

чувствительность, яркость  восприятия, детская впечатлительность  и такие

черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Характерны также

интенсивность эмоциональных  переживаний и их неустойчивость (стремительные

переходы от слез к улыбке). Слабость нервной системы удивительным образом

сочетается с быстрым  возобновлением энергии.

Как писал К. Д. Ушинский, “заставьте ребенка сидеть, он очень скоро  устанет,

лежать — то же самое; идти он долго не может, не может долго  ни говорить, ни

петь, ни читать, и менее  всего долго думать; но он резвится и движется целый

день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает ни на

минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить  детские силы”.

В связи со всем вышесказанным  нельзя не учитывать, что существуют возрастные

особенности темперамента: «в каждом возрасте — своя специфика  активности,

эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте —  это легкость

пробуждения интереса и краткость  состояния сосредоточенности, связанные  с той

же слабостью нервной  системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору,

конечно, иные, чем в последующие  годы, когда одновременно происходит увеличение

возможностей нервной  системы и утрата ее ценных детских  свойств», — отмечал 

Я. Стреляу в своей книге  «Роль темперамента в психическом  развитии»

[9].

Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие  черты,

которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента.

Различия в этом отношении  вполне определенно выступают, например, когда дети

уже овладели устной речью. Так, если речь у ребенка громкая, быстрая  и

отчетливая, с правильными  интонациями, сопровождаемая живыми жестами  и

выразительной мимикой, то можно  говорить о признаках сангвинистического

темперамента. Если речь медленнее, чем у других, спокойная, равномерная,

иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это

может свидетельствовать  о флегматическом темпераменте. На признаки

холерического темперамента указывает торопливо-напряженная, порывистая, как

бы захлебывающаяся речь. К признакам меланхолического темперамента может быть

отнесена речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота. Конечно, о

типе темперамента, кроме  особенностей речи, говорят и особенности

двигательной и общей  активности ребенка.

Резюмируя, можно сказать, что изменение основных свойств  нервных процессов,

входящих в понятие  типа нервной системы, а на психологическом  уровне- в

понятие темперамента, происходят в следующих направлениях:

    

Ранний период развития

 

Период стабилизации

 

Слабый процесс возбуждения

 

Слабый процесс торможения

 

Неуравновешенность нервных  процессов с преобладанием возбуждения  над торможением

Информация о работе Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения