Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:18, курсовая работа
Умственная отсталость широко распространена среди населения всего мира. Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.
Вступление
1.1. Понятие умственной отсталости.
Основная часть
2.1.Этиология и патогенез.
2.2.Диагностика умственной отсталости .
2.3.Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников.
2.4.Личностные проявления умственно отсталых учащихся.
2.4.Сущность и методы педагогической коррекции. Роль обучения в развитии умственно отсталых учащихся.
3. Заключение
3.1Умственная отсталость как социально – педагогическая проблема.
Литература.
Содержание
1.1. Понятие умственной отсталости.
2.1.Этиология и патогенез.
2.2.Диагностика умственной отсталости .
2.3.Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников.
2.4.Личностные проявления умственно отсталых учащихся.
2.4.Сущность и методы педагогической коррекции. Роль обучения в развитии умственно отсталых учащихся.
3. Заключение
3.1Умственная отсталость как социально – педагогическая проблема.
Литература.
1
1.Вступление
1.1 Понятие умственной отсталости.
Умственная отсталость - (малоумие, олигофрения от др.- греч. оλίγος — малый + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом». Термин «олигофрения» предложил немецкий психолог Эмиль Крепелин. Понятие «умственно отсталый» не определяет конкретного заболевания, а лишь то, каковы возможности данного ребенка в отношении усвоения знаний.
Умственная отсталость широко распространена среди населения всего мира. Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1. Умеренные и тяжелые степени олигофрении равномерно представлены в различных слоях общества. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Согласно международной классификации (МКБ-10),выделяют четыре формы умственной отсталости :
Лёгкая (F70.) — дебильность. IQ - (50-69)
Умеренная (F71.) — имбецильность. IQ - (35-49)
Тяжёлая (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. IQ - (20-34)
Глубокая (F73.) — идиотия. IQ < 20.
2
2.Основная часть
2.1.Этиология и патогенез.
Под понятием умственная отсталость объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы.
Умственная отсталость относится к болезням развития – дизонтогениям.
Соответственно, она может возникнуть только при поражении развивающегося мозга, т.е. во внутриутробном периоде, при родах, в раннем и младшем возрасте (до трех лет).
Под умственной отсталостью следует понимать общее недоразвитие психики ребенка, в котором центральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психических функций. Время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, предродовым и первыми тремя годами постнатальной жизни. Структура дефекта характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития разных сторон психики.
Причины умственной отсталости.
Эндогенные:
Изменения в период внутриутробного развития (инфекции, интоксикации, травмы, хромосомные расстройства, генетически наследуемые нарушения и другие.)
Экзогенные:
Родовые травмы и асфиксия. Болезненные явления, действовавшие в период раннего постнатального развития ребенка (заболевания мозга инфекционного, интоксикационного, травматического характера; нарушения питания).
Наиболее частой экзогенной причиной постнатальной умственной отсталости являются нейроинфекции, главным образом энцефалиты и менингоэнцефалиты, а также параинфекционные энцефалиты. Реже причиной умственной отсталости являются постнатальные интоксикации и черепно – мозговые травмы. Экзогенные формы составляют не менее
3
половины всех дефектов развития познавательной сферы, возникших после рождения ребенка.
Современные исследования в области этиологии умственной отсталости свидетельствуют о том, что ведущая роль в происхождении умственной отсталости принадлежит эндогенным (генетическим) факторам. Многочисленными и разнообразными изменениями в генетическом аппарате (мутациями) обусловлено примерно ¾ всех случаев недоразвития познавательной сферы у детей.
Мутации могут быть хромосомными и генными. Наиболее распространенной и хорошо известной хромосомной формой олигофрении является болезнь Дауна, встречающаяся у 9 – 10% всех умственно отсталых детей. При хромосомных формах олигофрении чаще всего наблюдается выраженное и глубокое недоразвитие познавательной сферы.
Генные мутации могут затрагивать один единственный ген, либо группу генов слабого действия, контролирующих один и тот же признак.
Таким образом, по этиологии все случаи умственной отсталости делят на экзогенные и эндогенные. Необходимо при этом помнить, что в процессе развития и жизнедеятельности организма генетические и экзогенные факторы находятся в сложном взаимодействии.
Клиническая картина дефектов развития познавательной сферы складывается из особенностей имеющихся у детей психопатологических, неврологических и соматических симптомов. Те формы, при которых отмечаются четко очерченные специфические соматические проявления, позволяющие установить нозологический диагноз на основании клинических данных, и те, при которых нозологическую форму болезни можно установить при помощи современных методов специальных лабораторных исследований, называют дифференцированными формами умственной отсталости. Не осложненные формы умственной отсталости характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств. Интеллектуальный дефект у этих детей, так же как и у всех умственно отсталых, проявляется в первую очередь нарушениям мышления: тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется недостаточной произвольностью и целенаправленностью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а также переключения. Новые сведения усваиваются с большим трудом
4
запоминания нового
материала требуются
Уровень недоразвития речи у большинства детей с не осложненной умственной отсталостью соответствует степени их интеллектуального дефекта. У них отсутствует локальные речевые расстройства, но всегда имеется общее недоразвитие речи, проявляющееся скудностью активного словаря, упрощенным построением фраз.
Недоразвитие моторики проявляется главным образом недостаточностью точных и тонких движений, особенно мелких, медленностью . Кроме того, у большинства умственно отсталых детей отмечается недостаточность мышечной силы.
Выраженных нарушений поведения у детей с не осложненной умственной отсталостью обычно не наблюдается. При адекватном воспитании дети с легким интеллектуальным дефектам без особого труда осваивают правильные формы поведения и могут контролировать свои поступки.
Осложненные формы характеризуются наличием дополнительных психопатологических расстройств, отрицательно влияющих на интеллектуальную деятельность ребенка и успешность его обучения.
По характеру дополнительных симптомов все осложненные формы умственной отсталости можно разделить на три группы:
Такое деление отражает главным образом то, какой из дополнительных психопатологических синдромов занимает ведущее место в клинической картине болезни.
У детей первой группы страдает главным образом интеллектуальная деятельность. Церебрастонический синдром – синдром раздражительной слабости. В его основе лежит повышенная истощаемость нервной клетки. Проявляется общей психической не выносливостью, неспособностью к длительному напряжению, к длительной концентрации внимания. Гипертензионный синдром – синдром повышенного внутричерепного
5
давления, возникает
в связи с ликвородинамическими
расстройствами, развивающимися в следствие
органического поражения ЦНС
или врожденного дефекта
У детей второй группы на первый план в клинической картине болезни выступают расстройства поведения, которые проявляются в виде гипердинамического и психопатического синдромов. Гипердинамический синдром характеризуется выраженным длительным беспокойством с обилием лишних движений, неусидчивость, болтливостью, нередко импульсивностью. В тяжелых случаях поведение ребенка не поддпется самоконтролю и внешней коррекции. Гипердинамический синдром трудно поддается и медикаментозной коррекции. Психопатный синдром наблюдается обычно у детей с умственною отсталостью, обусловленной черепно – мозговыми травмами или нейроинфекциями. В основе его лежат глубинные расстройства личности с расторможением, а иногда и с извращением грубых примитивных влечений. Расстройства поведения у этих детей настолько грубы, что занимают центральное место в клинической картине болезни, а недоразвитие познавательной сферы как бы усугубляет их проявления.
У детей третьей группы, кроме умственной отсталости наблюдаются расстройства эмоционально – волевой сферы. Они могут проявляться в виде повышенной эмоциональной возбудимости, колебаний настроения, снижением эмоционального тонуса и побуждением к деятельности, в виде эмоционального контакта с окружающими.
Помимо осложненных форм, существуют также атипичные формы умственной отсталости.
6
дефекта, наблюдаются
первично эндокринные или вторичные
– церебро – эндокринные
Таким образом, по клиническим проявлениям все случаи умственной отсталости делят на не осложненные, осложненные, атипичные.
2.2. Диагностика умственной отсталости.
Основные закономерности развития нормального и аномального ребенка одинаковы. Диагностика отклонений в развитии всегда должна носить комплексный, многоплановый, системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного проявления (показателя, симптома) было бы ошибочным. Структура имеющего у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследовании ребенка специалистов разного профиля: врача – педиатра, врача – психиатра, психолога, дефектолога, логопеда и др. Такой подход к изучению ребенка позволяет правильно оценить весь симптомокомплекс имеющихся у него отклонений в развитии, дать адекватную оценку клинических, психологических, педагогических и других особенностях его развития. Важное значение в диагностике аномального развития придается системному анализу состояния высших психических процессов и функций ребенка. Это подразумевает комплексный системный учет данных нейропсихологического, неврологического и психолого – педагогические консультации. В составе ПМПК работают: заведующий, социальный работник образования, психолог, врач – невропатолог, врач – психиатр, дефектологи: олигофрено – педагог, сурдопедагог, логопед, тифлопедагог. Эти учреждения призваны решать многоплановые задачи6 разрабатывать и осуществлять медико – психолого – педагогическую помощь населению с целью предупреждения отклонений в физическом и психическом развитии детей, своевременно выявлять и комплексно обследовать детей раннего, дошкольного и школьного возраста, выявляя нарушения физического , интеллектуального и эмоционального развития с целью оказания им лечебно педагогической коррекционной помощи, обследовать детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к школьному обучению и определять формы их обучения, разрабатывать индивидуальные рекомендации по лечению,