Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:18, курсовая работа
Умственная отсталость широко распространена среди населения всего мира. Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.
Вступление
1.1. Понятие умственной отсталости.
Основная часть
2.1.Этиология и патогенез.
2.2.Диагностика умственной отсталости .
2.3.Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников.
2.4.Личностные проявления умственно отсталых учащихся.
2.4.Сущность и методы педагогической коррекции. Роль обучения в развитии умственно отсталых учащихся.
3. Заключение
3.1Умственная отсталость как социально – педагогическая проблема.
Литература.
Особым оказывается вопрос о восприятии школьниками иллюстраций. В этом своеобразие высказываний детей обусловлено непониманием изображенной ситуации, взаимоотношений между персонажами, а также используемых в живописи приемов. На зрительном восприятии основывается ориентировка в пространстве, которая у детей настолько несовершенна, что ее недостаточность издавна считалась одним из основных признаков умственной отсталости. Недостатки пространственного восприятия отчетливо проявляются в процессе овладения грамотой, на уроках ручного и профессионального труда, географии, рисования. Учащиеся с трудом ориентируются на листе бумаги, не соблюдают строку, не могут расположить материал в тетради в нужном порядке. Изображая объекты, резко изменяют их размеры, перемещают вправо или влево.
Внимание.
Особенности недостаточного развития как произвольного, так и непроизвольного внимания умственно отсталых, описал Л.С. Выготский.
Слабость произвольного внимания определяет отсутствие целевого направляющего признака внимания, т.е. стремление обойти трудности, не пытаясь их преодолеть, частая смена объектов внимания, перенос внимания с целого на часть, с содержания на форму, на отдельный признак.
Непроизвольное внимание
также имеет свои особенности.
Известно его несоответствие внешнему
выражению – создается
Кроме того, внимание адинамично – его трудно привлечь именно к нужным объектам. Число и своеобразие предметов и явлений, которые занимают умственно отсталого ребенка, очень ограничены в сравнении с нормально развивающимся. Внимание плохо фокусируется на объекте, как бы скользит по поверхности и не достигает достаточной степени концентрации.
14
Трудность, а иногда невозможность длительной сосредоточенности сказывается прежде всего на деятельности, требующей умственного напряжения.
Анализируя роль словесных
раздражителей в психике
Умственно отсталым нужно больше времени для запоминания образца, им сложно преодолеть раздельность сенсорного и моторного актов действия. При решении интеллектуальной задачи ребенок вместо анализа как бы зацикливается на одном из вариантов решения задачи. У учащихся отсутствует познавательная активность, проявляющаяся в поведении и ответах.
2.4.Личностные проявления умственно отсталых учащихся.
Существенные отклонения имеют место не только в познавательной деятельности, но и в личностных проявлениях умственно отсталых учащихся. Поскольку взаимодействие умственно отсталого ребенка со средой изменено в силу интеллектуальной неполноценности, его личность формируется в своеобразных условиях, что обнаруживается в различных аспектах.
Эмоционально – волевая сфера.
Воля – это
способность человека действовать
в направлении сознательно
15
свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия, неумение противостоять воле другого человека. В отдельных случаях некоторые дети проявляют значительную настойчивость и целеустремленность в решении поставленных задач, прибегают даже к элементарным хитростям и уловкам, стремясь добиться желаемого результата, большей частью связанного с удовлетворением житейских потребностей. По мере взросления у учащихся наблюдается определенное развитие воли. Выпускники неплохо ориентируются в бытовых, практических вопросах, проявляя при этом черты волевого поведения.
Формирование эмоций – одно из важнейших условий становления личности человека. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, вся жизнь, которая окружает ребенка и постоянно воздействует на него. Эмоции непосредственно взаимосвязаны с интеллектом. Как подчеркивал Л.С. Выготский, мышление и аффект представляют собой различные стороны единого человеческого сознания, и развитие ребенка основано на изменениях, происходящих в соотношении интеллекта и аффекта.
Развитие эмоциональной сферы умственно отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация жизни.
Свойственные таким детям импульсивные проявления злобы, обиды, радости можно постепенно сгладить путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего осмыслению ими своих действий и поступков, помогающего формировать положительные привычки и правильное поведение в быту, необходимое для социальной адаптации. Всем умственно отсталым учащимся свойственна эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.
Умственно отсталым учащимся трудно понять мимику и выразительность поз изображенных на картинках персонажей. Нередко дети дают искаженные толкования, сложные и тонкие переживания сводят к более простым и элементарным. Изучение эмоциональной сферы умственно отсталых подростков с трудностями поведения показало, что основная причина таких состояний – болезненное переживание чувства собственной неполноценности, нередко осложняемое неблагоприятной средой и другими обстоятельствами. Ученики слабо контролируют свои эмоции.
За время школьного обучения в эмоциональном развитии умственно отсталых детей происходят большие положительные сдвиги. Большая часть
16
выпускников достаточно
успешно социально
Мотивационно – потребностная сфера.
Под термином «мотивы» обычно понимается все то, что побуждает человека к поступкам и различным видам деятельности.
Для умственно отсталых детей, особенно в младших классах, характерны незрелость мотивационно – потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, недостаточность социальных потребностей. Это обнаруживается, в частности , в крайней немногословности рассказов детей на предложенную тему, необходимыми сведениями о которой они располагают. Поставленная учителем задача вызывает у школьников определенный мотив деятельности. Но мотив этот нестоек, быстро исчерпывается, что приводит к прекращению рассказывания. Можно усилить мотивацию речи учащихся, показав им картину, тема которой совпадает с заданной.
Однако встречаются примеры того, что аффективно окрашенные, хотя и недостаточно осознанные мотивы деятельности могут сохраняться и реализовываться умственно отсталыми школьниками довольно долго. Так они могут часами нанизывать бусинки, делать поделки с бисера, получая от этих занятий удовольствие. Вероятно, мотив деятельности, не исчерпывался потому, что выполняемая деятельность по своему характеру сочеталась с инертностью и малоподвижностью процессов высшей нервной деятельности, свойственной умственно отсталым детям.
У учащихся старших классов мотивы деятельности, особенно практической, характеризуются устойчивостью. Сознание общественной значимости выполняемой работы – исключительно важный мотив, побуждающий умственно отсталых школьников к активной деятельности.
Межличностные отношения.
Становление личности
умственно отсталого ребенка
непосредственно связано с
17
Умственно отсталые испытывают значительные трудности в общении с окружающими, так как у них снижена способность к пониманию эмоциональных состояний других людей. Они проявляют больше критичности к поступкам других людей, чем к своим, однако свои тревоги, страхи, обиды выражают в грубой, агрессивной форме. Младшие школьники обычно не различают этих отношений, а также не понимают своего положения в коллективе. Большую роль в формировании отношений детей друг к другу в этот период играют оценки взрослых, а также ситуационные факторы и отдельные личностные черты, присущие тому или другому ребенку. Популярность школьника в коллективе определяется его активностью, самостоятельностью, физической силой, трудовыми умениями и навыками.
Становление личности
ребенка непосредственно
Для самооценки младших учащихся характерна неадекватность; в частности, они не представляют себе, как к ним относятся окружающие. К старшим годам обучения в самосознании школьников происходят существенные положительные сдвиги. Они правильнее оценивают себя, свои поступки, черты характера, достижения в учебе, для подтверждения своих суждений приводят конкретные, нередко адекватные примеры, обнаруживая при этом определенную самокритичность. В оценке своего интеллекта учащиеся менее самостоятельны. Обычно они отождествляют его со школьными успехами. В общении подростки, как и младшие школьники, больше ориентированы на взрослого, чем на сверстников. Тем не менее у них отмечается желание самостоятельно решить ту или иную конкретную ситуацию. Старшие подростки могут достаточно адекватно представить себе, как их оценивают значимые для них окружающие люди.
Самооценка и уровень притязаний учащихся младших и частично средних классов часто бывает не вполне адекватна. Многие дети переоценивают свои возможности. Они уверены, что хорошо владеют знаниями, умениями и навыками, что им посильны различные, подчас довольно сложные задания.
Так, они бывают довольны своими поделками, которые лишь слабо напоминают показанный образец. Школьники не замечают допущенных ошибок и претендуют на высокие оценки. Говоря о своих планах на будущее, дети выражают желание стать летчиками, врачами, психологами, учителями, не сомневаясь в том, что эти специальности для них доступны.
Уровень притязаний
большинства выпускников
18
овладении элементами той или другой специальности. Они хотят работать, жить достойно, быть самостоятельными в трудовой деятельности и быту.
2.4.Сущность и методы педагогической коррекции. Роль обучения в развитии учащихся.
Вспомогательная школа ставит перед учителем – дефектологом три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки , воспитать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, откоррегировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Умственно отсталые дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей.
Дидактические принципы вспомогательной школы.
Различают следующие принципы вспомогательной школы:
- воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- связь обучения с жизнью;
- принцип коррекции в обучении;
- принцип наглядности;
- сознательность и активность учащихся;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- прочность знаний, умений и навыков.
1. Воспитывающая и развивающая направленность обучения.
Процесс обучения во вспомогательной школе прежде всего направлен на формирование в учащихся разнообразных знаний, умений и навыков, но безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся.
Воспитывающая направленность обучения во вспомогательной школе состоит в формировании учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее.
В учебном плане можно выделить две группы учебных предметов, которые особенно ярко способствуют воспитывающей направленности обучения. С одной стороны, это учебные предметы, в содержание которых включается материал, отражающий героизм нашего народа, рассказывающий о