Умственная отсталость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Умственная отсталость широко распространена среди населения всего мира. Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.

Содержание работы

Вступление
1.1. Понятие умственной отсталости.

Основная часть
2.1.Этиология и патогенез.
2.2.Диагностика умственной отсталости .
2.3.Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников.
2.4.Личностные проявления умственно отсталых учащихся.
2.4.Сущность и методы педагогической коррекции. Роль обучения в развитии умственно отсталых учащихся.
3. Заключение
3.1Умственная отсталость как социально – педагогическая проблема.
Литература.

Файлы: 1 файл

курсова1я(отсталость).doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

19

богатствах родного края и необходимости беречь родную природу, о людях труда, некоторых профессиях. Эти предметы (чтение, история, география, природа) дают материал для воспитания учащихся словом. Однако эту работу необходимо увязывать с общественно – полезной деятельностью по охране природы и памятников истории, культуры, краеведческой работы.

Другая группа учебных предметов (трудовое обучение, социально – бытовая ориентировка)способствуют воспитанию честности и добросовестности, желанию быть полезным человеком общества.  Кроме того, есть учебные предметы, способствующие эстетическому и физическому воспитанию(этика, физкультура, рисование, пение, музыка, ритмика.)

Для решения  задач подготовки умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни  и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий по труду, производственная практика, хорошая техническая оснащенность мастерских, наличие базовых профилей, соответствующая подготовка учителей.

Однако развитие умственно отсталых школьников без коррекции их мышления , нарушений психофизических функций не может быть успешным. Поэтому обучение носит коррекционно развивающийся характер.

Воспитательная  и коррекционная направленность обучения пронизывает весь учебный процесс.

 

2.Научность  и доступность обучения.

Содержание  обучения во вспомогательной школе  отличается элементарностью и практической направленностью. Несмотря на элементарный уровень знаний, который необходимо усвоить умственно отсталым школьникам, они должны быть научными.

Принцип научности  реализуется, прежде всего, при разработке программ и составлении учебников, а также в деятельности учителей и воспитателей.

Известно, что  у умственно отсталых школьников могут возникать неправильные, а  подчас и ложные представления об окружающей действительности, так как они не в состоянии понимать сущность явлений в отличие от внешних, случайных признаков и связей. Поэтому с самого начала поступления учащихся во вспомогательную школу, необходимо помогать им, познавать окружающий мир с научных позиций, в соответствии с реальной действительностью.

Принцип научности  тесно связан с принципом доступности , ведь в конечном счете умственно отсталые учащиеся могут усваивать только тот материал,

20

который им доступен. Принцип доступности предполагает построение обучения умственно отсталых школьников на уровне их реальных учебных возможностей. Принцип доступности реализуется так же в постоянной деятельности педагогов путем применения соответствующих методов и методических приемов.

3.Систематичность  и последовательность в обучении.

Сущность принципа систематичности и последовательности состоит в том, что знания, которые  учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т.е.более успешно применять на практике.

Для вспомогательной  школы этот принцип имеет большое  значение потому, что для умственно  отсталых школьников характерна неточность, неполнота или фрагментарность  усвоенных знаний, определенные трудности они испытывают при их воспроизведении и использовании в практической деятельности.

Принцип систематичности  и последовательности реализуется  как при разработке учебных программ и учебников, так и в каждодневной работе педагога. Это предполагает такой выбор и расположение учебного материала в программах, учебниках, в тематических планах, на каждом уроке, когда между составными частями его существует логическая связь, когда последующий материал опирается на предыдущий, когда пройденный материал подготавливает учащихся к усвоению нового.

В каждом учебном  предмете излагается своя система взаимосвязанных  понятий, фактов и закономерностей.

Следует отметить, что при разработке содержания учебных  предметов вспомогательной школы  в основном используется та же система и логика, что и в массовой школе. Так, на уроках математики сложение и вычитание изучается раньше умножения и деления, при обучении грамоте сначала изучаются звуки родного языка, затем буквы в определенной последовательности, формируется чтение по слонам, затем – целыми числами. Однако в отдельных случаях построение содержания учебных предметов вспомогательной школы имеет систему, логику и последовательность расположения учебного материала. И только при изучении истории, в связи с тем, что учащиеся испытывают большие трудности в понимании исторических событий в их последовательности и времени, педагоги вынуждены сообщать им не систематические, а эпизодические знания о наиболее значимых событиях из истории .

 

21

Особенностям  умственно отсталых школьников соответствует линейно – концентрическое расположение учебного материала, когда одни и те же разделы сначала изучаются в элементарном виде, а через некоторое время, обычно в следующем классе, то же самое рассматривается значительно шире, с привлечением новых сведений. Содержание многих учебных предметов построено именно таким образом.

Систематичность предполагает преемственность в  процессе обучения: обучение в старших  классах строится на прочном фундаменте, который закладывается в младших  классах, изучение каждого предмета происходит на основе предыдущих знаний, которые усвоены при изучении других предметов. Каждый раздел учебного материала должен опираться на ранее изученный. Исходя из этого принципа,  переходить к изучению нового учебного материала можно только после того, как ученики усвоят тот, который прорабатывается в данное время.

4.Связь  обучения с жизнью.

Этот принцип  отражает обусловленность обучения в школе общественными потребностями  и влиянием общественной среды на процесс обучения и воспитания учащихся. Этому принципу отводится важная роль в процессе обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Ведь после окончания школы выпускники вступают в самостоятельную жизнь и подготовленность к ней в определенной степени зависит от того, кого осуществляется этот принцип в жизни. Реализация этого принципа во вспомогательной школе состоит в организации учебно – воспитательной работы на основе тесной и многогранной связи с окружающей действительностью, с жизнью, в первую очередь, местных предприятий, организаций, учреждений. В нашем центре, где я работаю, есть специальный предмет – социально – бытовое ориентирование. Где дети и дети – сироты обучаются всем навыкам самообслуживания. З целью социализации мы возим детей на экскурсии в училища, кондитерскую, швейную фабрику, типографии. Дети проходят трудовую подготовку : швейное дело, политурное и строительное, озеленение, столярное дело. Очень большое количество кружков, где детки учатся готовить, вязать, вышивать, плести из бисера, рисовать, делать поделки, консервировать. Есть предмет валеологии, на этом уроке учащиеся учатся вести здоровый образ жизни, заваривать лечебные травки, собирать и делать сборы, разучивают различные комплексы физических упражнений, изучают массаж.

5.Принцип  коррекции в обучении.

 

22

Для умственно  отсталых детей, как известно, характерен общий основной недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности (причем имеет место неравномерное нарушение.) Эмоционально – волевая сфера в ряде случаев нарушена, но есть и такие дети, у которых она относительно сохранна.

Умственно отсталый ребенок, как и всякий ребенок , растет и развивается, но развитие его замедляется  с самого начала и идет на дефектной  основе, что порождает трудности  вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей. Установлено, что наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, т.е. исправление присущих этим детям недостатков.

Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание.(Л.С.Выготский,1985).

В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Чем больше умственно отсталый ребенок продвигается в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т.е. развитие учащихся и обучение их на основе принципа коррекции – это два взаимосвязанных процесса.

Исправление недостатков развития в учащихся вспомогательных школ происходит медленно и неравномерно – поэтому учителю обычно бывает трудно заметить сдвиги в развитии мыслительных процессов у учащихся, в формировании волевых и других качествах личности.

Одним их показателей  успешности коррекционной работы может  служить уровень самостоятельности  учащихся при выполнении новых учебных  и трудовых заданий.

Обобщенные  учебные и трудовые умения формируются  на основе конкретных умений по каждому учебному предмету и путем систематической целенаправленной работы с применением специфических для каждого предмета методических приемов.

Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех умственно отсталых школьников, но и недостатки, характерные для тех или иных учеников (индивидуальная коррекция.)

Индивидуальная  коррекция обусловлена тем, что  основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково  и, кроме основного, есть сопутствующие дефекты разной степени. В обучении это наблюдается в значительных различиях в уровне овладения знаниями, умениями и

23

навыками разными  учениками и в неравномерном  продвижении их в умственном и  физическом развитии.

Для осуществления  индивидуальной коррекции необходимо выявление затруднений, испытываемых учениками в обучении различным предметам и установление причин этих затруднений. На основе этого разрабатываются меры индивидуальной коррекции. Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция – с отдельными учениками или с небольшой группой.

Коррекция нарушений  эмоционально – волевой сферы  заключается в формировании у  учащихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе  эмоционально – волевых компонентов  поведения, что отражается и в учебе, и в труде, и в отношении к своим товарищам, учителям.

6.Принцип  наглядности.

Принцип наглядности  в обучении, означает привлечение различных наглядных средств, в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.

Существует  общее правило применения принципа наглядности в школах: обучение должно быть наглядным в той мере, которая  необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки  умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий. В основу реализации принципа наглядности во вспомогательной школе положены эти общие правила, однако их применение отличается некоторым своеобразием. Прежде всего, во вспомогательной школе для формирования отвлеченных понятий, обобщений, трудовых умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время. Это связано с тем, что у умственно отсталых детей резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия.

Предметная  наглядность применяется также  для изучения свойств предметов  как таковых, а так же с целью  изготовления их. Изготовление этой формы  наглядности необходимо организовать с учетом особенностей восприятия умственно отсталых школьников. Наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самые основные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий.

7. Сознательность  и активность учащихся в обучении.

24

Сознательность  в обучении означает понимание учащимися  изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их в практической деятельности, предотвращает формализм, способствует превращения знаний в устойчивые убеждения.

Во вспомогательной школе этот принцип относится к числу важнейших, так как в процессе сознательного усвоения учебного материала происходит более интенсивное психическое развитие умственно отсталых школьников. Однако, при реализации этого принципа учитель встречается с большими трудностями. Нарушения аналитико – синтетической деятельности, характерные для умственно отсталых школьников, препятствуют усвоению учебного материала на основе его полного понимания. Поэтому во вспомогательной  школе вопрос о том, как достичь полного понимания учебного материала учащимися был и остается наиболее значимым. Решение этого вопроса возможно в том случае, если каждый учитель будет применять коррекционные методические приемы, направленные на развитие мыслительных операций.

Существует ряд методических приемов, помогающих учащимся более осознанно усваивать учебный материал: расчленение сложного учебного материала на части, логически завершенных и связанных между собой. Выделение главных существенных сторон предмета или явления и отличие их от второстепенных, несущественных, отражение в речи выполняемых практических действий, до начала, во время и после работы, связь новых действий с ранее усвоенными, варьирование материала при повторении.

Сознательное  усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении. Познавательная активность умственно отсталых школьников в большинстве случаев сама по себе не возникает, поэтому необходимо ее активизировать. Под активизацией учения понимается соответствующая организация действий школьников, направленная на осознание ими учебного материала.

Информация о работе Умственная отсталость