Уверенное поведение как фактор успешности обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2015 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является выявление симптомокомплекса характеристик беспомощности как специфического образования личностного уровня.
Предмет исследования: психологическая характеристика людей с выраженной выученной беспомощностью.
Объект исследования: явление выученной беспомощности.

Файлы: 1 файл

Батанова Ульяна дипломная.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Введение

 

 

Актуальность исследования. Особенности исторического развития нашей страны и её общественного уклада серьёзно повлияли на менталитет нации, создав благоприятные условия для возникновения беспомощности и неуверенного поведения у людей, главными из которых являются непредсказуемость и неконтролируемость событий.

Возникло новое общество, которое предъявляет к человеку новые требования. В этом новом обществе ответственность за свою жизнь, за достижение успеха ложится на самого человека, что требует собственных усилий. Ожидание разрешения проблем кем-то извне, будь то государство, общество, предприятие, родители, родственники, оказывается непродуктивным.

Изменения в обществе оказывают влияние и на детей.Новые программы обучения влекут за собой увеличение нагрузки на детей, требования к ним растут, но детская психика не всегда способна справиться с напряжением, которое сопутствует не только самому процессу обучения, но как известно, и всей современной действительности. Дети не меньше взрослых страдают, когда их родители сталкиваются с такими проблемами, как безработица, невыплата заработной платы, не говоря уже о разводах, болезнях и смерти близких людей. Как правило, дети не могут предвидеть подобные события в их жизни и не могут как-либо воздействовать на них. Таким образом, налицо условия для возникновения выученной беспомощности и неуверенного поведения у детей.

По данным исследователей, XX век оказался веком беспрецедентного роста депрессии. Феномен выученной беспомощности связан с депрессией. И как следствие, изучение беспомощности открывает возможности разработки методов профилактики и лечения депрессии. Беспомощность

может проявляться не только через депрессию, но и в уходе от её адекватного преодоления в алкоголизм и наркоманию.

Всё это обусловливает необходимость изучения феномена беспомощности, однако, он по каким-то причинам выпал из поля зрения отечественной психологии, несмотря на то, что период интенсивных исследований за рубежом составляет уже более 30 лет. Понятие беспомощности не упоминается в словарях, нет исследований данного явления, не разработаны методы диагностики и способы её преодоления. В отечественной психологии, однако, изучались близкие к беспомощности по своей природе явления, такие как стресс, фрустрация, неудача, реактивная депрессия, которые связаны с влиянием негативных событий и ситуаций на человека (Батурин Н.Л., Вяткин Б.А., Мерлин B.C., Карвасарский Б.Д., Тарабрина, Шафранская К.Д. и др.).

Анализ зарубежных экспериментальных исследований показывает, что большая часть работ, посвященная изучению выученной беспомощности у людей, носит односторонний характер, поскольку в них основное внимание уделяется скорее изучению атрибутивного стиля и игнорируется изучение природы самой беспомощности. Несмотря на большое количество исследований связи выученной беспомощности и депрессии, до сих пор остаётся неясным, какое из этих явлений является первичным. Существует ряд работ, посвященных половым различиям в возникновении и развитии выученной беспомощности. Но пока недостаточно исследован вопрос о динамике развития данных различий. В целом нет систематизированных данных о возрастных особенностях возникновения и развития беспомощности, хотя существуют отдельные данные по этому вопросу. Недостаточно изучено и влияние индивидуальных особенностей на развитие выученной беспомощности. Существуют определённые противоречия между данными о выученной беспомощности, вызванной в лабораторных условиях и возникшей в результате реальных жизненных событий и обстоятельств. Не разработаны методы диагностики выученной беспомощности, адекватные нашей культуре, что значительно ограничивает возможности изучения феномена. Необходимо расширить понимание выученной беспомощности, в том числе за счёт введения понятия о ситуативной беспомощности и личностной беспомощности.

Данная работа направлена на восполнение некоторых из отмеченных пробелов в исследовании феномена беспомощности и неуверенного поведения.

Целью настоящего исследования является выявление симптомокомплекса характеристик беспомощности как специфического образования личностного уровня.

Предмет исследования: психологическая характеристика людей с выраженной выученной беспомощностью.

Объект исследования: явление выученной беспомощности.

Задачи:

  1. Проанализировать реальное состояние проблемы в научной литературе.
  2. Определить основные причины проявления выученной беспомощности и неуверенного поведения.
  3. Предложить способы профилактики и преодоления неуверенного поведения.

Теоретическое значение работы. Работа в определённой мере восполняет пробел изучения феномена беспомощности в отечественной психологии, обосновывает правомерность введения понятия о ситуативной беспомощности и личностной беспомощности. Получены данные о возрастных и половых различиях в стиле атрибуции у детей, что может служить началом изучения динамики изменения половых различий в возникновении и развитии беспомощности как личностной характеристики, определены свойства личности, детерминирующие атрибутивный стиль.

Практическая значимость работы. В работе представлены рекомендации по профилактике неуверенного поведения, которые могут помочь родителям при возникновении трудностей в адаптации и обучении младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Уверенное поведение как фактор успешности обучения в школе

 

    1. Понятие уверенного поведения

 

Уверенное поведение - поведение, выражающее внутреннюю силу.

В теле - свободные, твердые движения без колебаний. Одновременно с этим, уверенное поведение - это способ формирования уверенности в себе. Тот, кто ведет себя уверенно, кто держит себя уверенно - начинает ощущать себя увереннее. [7]

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности неуверенные в себе люди стремятся в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений.

В реальности, конечно, мы чаще всего имеем дело со сложной комбинацией и взаимозависимостью этих трех факторов, в совокупности приводящей к отказу от личного и личностного участия в социальной жизни. Налицо не только отказ от активных действий по достижению некоторых целей, но и отказ от этих целей как таковых, отсутствие веры в себя и реальность осуществления собственных намерений.

Наиболее детально в современной психологии исследована "поведенческая" основа уверенности в себе. На "дефицит поведения" как на одну из причин неуверенности в себе впервые обратил внимание Арнольд Лазарус. Он предположил, что причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и неадаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив. Недостаток поведенческих альтернатив, навыков поведения Лазарус назвал "дефицитом поведения", и основой уверенности в себе предложил считать его отсутствие. Лазарус также выделил четыре группы навыков, которых, по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а, следовательно, - и для уверенности в себе. По А. Лазарусу, взрослый человек должен обладать: способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать "Нет"; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

Наличие названных навыков является необходимой, но еще не достаточной предпосылкой уверенности в себе. Анализируя особенности уверенного в себе поведения психологи сталкнулись с проблемой определения тонкой грани между уверенностью и агрессивностью.

Некоторые, как Вольпе, вообще не видели разницы между ними. Более того, в качестве метода коррекции неуверенности практиковали тренинг напористого и агрессивного самоутверждения. Другие (как, например, А. Ландж и П.Якубовски) считали, что уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверенностью, нечто, что имеет ясные отличия как от одного, так и от другого. Третьи утверждали, что агрессивность и неуверенность по сути являются двумя различными формами проявления отсутствия уверенности, при которых нереализованная во внешнем взаимодействии энергия, вызванная актуализацией некоторых потребностей, переносится либо внутрь самого организма и приводит к аутодеструкции (чаще всего - к невротизации), либо оборачивается против других и приводит к неоправданной агрессивности. Но большинство авторов считают, агрессивность и неуверенность представляют собой два разных свойства личности. Это подтверждается, в частности, очень низкими корреляциями по шкалам агрессии и уверенности в себе.

Высокая степень уверенности и агрессивности могут совпадать, если агрессивными действиями человек легко и надежно достигает осуществления своих потребностей и не видит никаких негативных побочных эффектов. В этом случае агрессивность должна пониматься как еще одна, наряду с уверенностью, индивидуальная черта личности. Точно также могут сосуществовать неуверенность и агрессивность, если в репертуаре поведения кого-либо присутствует лишь агрессивное поведение. Даже если агрессивность ничего не приносит, человек продолжает вести себя агрессивно всегда, когда, преодолевая неуверенность, он все же решается на что-либо. Но чаще всего уверенные в себе люди крайне редко бывают агрессивны, поскольку для жизни, которая их устраивает, вполне достаточно иных, неагрессивных, действий. [25]

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей. Методология анализа невербального поведения в ситуациях, вызывающих затруднения в общении, хорошо разработана в отечественной психологии и создает надежную базу для дальнейших исследований.

Здесь мы назовем лишь наиболее четкие отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не "сверлят собеседника глазами", всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Уверенные в себе люди умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли.

На словах (в вербальной плоскости) уверенные в себе люди открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение я, не боятся выражения личного мнения. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти особенности формируются сами собой или же что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации - т.е. во взаимодействии с другими людьми и социальным окружением. [1]

 

Психологические особенности уверенной в себе личности

 

В том или ином виде проблему уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям можно обнаружить практически в любой психологической теории, так или иначе касающейся психологии личности. То, что люди различаются по степени уверенности в себе, совершенно очевидно. Понятие "уверенность" присутствует в большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов для обозначения этого качества личности. Однако как психологическое понятие "уверенность в себе" (английское assertiveness, немецкое Selbstsicherheit) появилась в учебниках психологии сравнительно недавно в связи с задачами психологической коррекции и психотерапии. Экспериментальному психологическому изучению уверенности в себе предшествовала практика "тренинга уверенности" в клиниках неврозов и в обычных больницах. Этот факт указывает на источник интереса психологов к проблемам уверенности. Практические психологи и психотерапевты в ходе своей работы обнаружили, что большинство невротических больных и большая часть обычных больных (особенно с сердечно-сосудистой патологией) в той или иной степени страдают от скованности, одиночества, от неуверенности в себе и своем будущем.

Психологи попытались обнаружить причины неуверенностив себе и найти пути коррекции, лечения или ослабления ее невротизирующего влияния. Первым, кто серьезно занялся этой проблемой, был Андре Сальтер, владелец и главный врач довольно крупной и богатой клиники неврозов в Америке. Начав работу с неуверенными клиентами в 40-е годы 20-го века, Сальтер обобщил свой опыт и попытался дать ему теоретическое обоснование в своей книге "Условно-рефлекторная терапия". Ссылаясь на теорию И.П.Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию "тормозной" личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса. На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности.

Это:

1. Эмоциональность речи, что соответствует  открытому, спонтанному и подлинному  выражению в речи всех испытываемых чувств. Под этим Сальтер понимал, во-первых, открытость. С его точки зрения, уверенный человек чувства "называет своими именами" и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Это тем более важно, что партнер, скорее всего, поглощен своими собственными чувствами, и будет реагировать скорее на контекст беседы. Во-вторых, чувства уверенный в себе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не стремится скрыть или "смягчить" проявления своих как позитивных, так и негативных чувств.

2. Далее Сальтер говорит об  экспрессивности и конгруэнтности  поведения и речи, что означает ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением. Психологи, занимающиеся изучением уверенности в себе вообще много внимания уделяют изучению особенностей невербального поведения уверенных в себе людей. Это мы подробно обсудим немного позже.

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямое и честном  выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих, также  характерно для уверенного поведения.

4. Уверенный в себе человек  не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение "Я"

Информация о работе Уверенное поведение как фактор успешности обучения в школе