Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2015 в 18:17, курсовая работа
Целью настоящего исследования является выявление симптомокомплекса характеристик беспомощности как специфического образования личностного уровня.
Предмет исследования: психологическая характеристика людей с выраженной выученной беспомощностью.
Объект исследования: явление выученной беспомощности.
Уверенно вести себя - значит уметь ставить и достигать цели, контролировать себя, отстаивать свои интересы без агрессии и застенчивости, с честью выходить из конфликтов. Обладающий такими качествами человек в состоянии проявлять толерантность, не подвержен ксенофобии, не станет проявлять немотивированную агрессию. Конечно, эти качества развиваются на протяжении всей жизни и зависят от многих факторов. Однако в наибольшей степени на их формирование влияет тот жизненный опыт, который накоплен в подростковом возрасте. Поэтому основной акцент имеет смысл делать на формировании уверенного поведения именно у подростков и молодежи.
Уверенное поведение - это собирательное понятие, включающее в себя различные составляющие. Это поведение:
- Целенаправленное. Цели -это образы предвосхищаемых результатов, т. е. того, что человек рассчитывает получить в результате своих действий. При уверенном поведении человек представляет цели достаточно точно и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к этим целям. В то же время, не любые цели служат предпосылкой уверенного поведения. Во-первых, они должны быть реалистичными, т. е. принципиально достижимыми данным человеком с учетом имеющихся у него возможностей и ограничений. Во-вторых, цели должны быть конкретными, такими, чтобы человек точно представлял, на основе чего, по каким именно критериям он сможет судить, достигнуты они или нет. В-третьих, более целесообразно определять для себя цели в позитивных терминах: как образ того, что планируется достигнуть, а не того, что хотелось бы избежать.
- Ориентированное на
- Гибкое, подразумевающее адекватную
реакцию на быстро меняющуюся
обстановку. Такой человек быстро
ориентируется в ситуациях
- Социально ориентированное- направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям», а не «от людей» или «против людей». Такой человек стремится к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве, проявляет толерантность. Эта стратегия поведения сохраняется и тогда, когда человек встречается с затруднениями. Для их преодоления уверенный человек при необходимости использует «социальные ресурсы», обращается к окружающим за поддержкой. Другие стратегии подразумевают либо уход в себя, замыкание в своем внутреннем мире, одиночество (движение «от людей»), либо противопоставление себя окружающим, вражду с ними, агрессию (движение «против людей»). Если человек склонен к какой-либо из этих стратегий, то при возникновении жизненных затруднений такая склонность тоже усиливается: замкнутый отторгается от людей еще больше, становится нелюдимым, а настроенный враждебно -переходит к открытой агрессии. В подавляющем большинстве случаев это приводит к тому, что возникает своего рода «заколдованный круг», проблемы в результате такого поведения усиливаются еще больше.
- Сочетающее спонтанность с
возможностью произвольной
- Настойчивое, но не переходящее в агрессивное. Человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это, по возможности, не в ущерб интересам других людей. Конечно, уверенное поведение не означает «жертвенную позицию» и отказ от своих интересов. Напротив, такой человек готов отстаивать их весьма жестко, идти ради них на конфликт. Но, во-первых, в таких конфликтах он концентрируется именно на отстаивании своих интересов, а не на том, чтобы оскорбить, унизить или обидеть собеседника как личность. Во-вторых, уверенный человек не конфликтует без объективных поводов к тому. Когда то, из-за чего возникла напряженность, для партнера важнее, чем для такого человека, или когда ему важнее сохранить гармоничные взаимоотношения, то он готов уступить, пожертвовать своими интересами. Для него важнее не «пойти на принцип», а разрешить конфликт гибко, с учетом всех нюансов ситуации, в которой тот возник.
- Направленное на достижение успеха, а не на избегание неудачи. Человек центрирован на том, чтобы получить нечто позитивное, и руководствуется именно этой целью, а не тем, чтобы избежать возможных неприятностей. Размышляя над своими целями, такой человек представляет себе их успешное достижение, а не то, как он терпит неудачу. Например, начиная готовиться к экзамену, уверенный человек представляет себе его успешную сдачу, и стремится именно к этой цели. Неуверенный же представляет себе, как он «проваливает» экзамен, и стремится к тому, чтобы эта ситуация не воплотилась в реальность. Первый из этих видов мотивации эффективнее и с большей вероятностью приводит к успехам. [27]
Во-первых, когда человек представляет себе благоприятный исход предстоящего дела, его эмоциональное состояние куда лучше, чем когда он представляет себе неудачу. Как следствие, и его деятельность будет более эффективной, что повысит шансы на достижение успеха. Во-вторых, когда мы детально представляем себе что-либо, то волей-неволей начинаем воплощать наши представления в реальность. Особенно ярко это заметно на примере т. н. идеомоторных движений - достаточно представить себе какое-либо двигательное действие, как соответствующие мышцы начинают совершать небольшие, обычно незаметные для нас, но вполне реальные движения, нужные для него (этот эффект даже используется в спортивных тренировках). В сфере душевного реагирования происходит принципиально то же самое - что мы себе представили, то наша психика исподволь и начинает воплощать в реальность.
- Созидательное. Человек, проявляющий
уверенное поведение, не тратит
силы на борьбу с кем- или
чем-бы то ни было (будь то
окружающие люди или
«Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. п. в отношении своего окружения» (Старшенбаум, 2006, с. 92). Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и самодостаточностью. Уверенность в себе проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее ярко - в сфере межличностных отношений. Внешние признаки уверенного и неуверенного поведения тоже ярче всего проявляются в ситуациях общения.
Человек, уверенный в себе, выглядит спокойным, держится с достоинством. У него открытый взгляд, ровная осанка, спокойный и уверенный голос. Он не суетится, не заискивает, не выказывает раздражения. Уверенный в себе человек умеет отстаивать свою позицию, не прибегая ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению. Он откровенно высказывается о своих потребностях, а также о желаемых действиях со стороны партнеров, делая это без враждебности и самозащиты, способен отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим людям. В научной психологии для обозначения способности вести себя подобным образом зачастую используется понятие «ассертивность» (англ. assertiveness - настойчивость, самоуверенность, утвердительность).
Поведение неуверенного человека бывает двух типов: пассивно-зависимым и агрессивным.
Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, «обиняками», пассивен, но при этом не готов принять и то, что может предложить партнер.
Неуверенность проявляется и через прямо противоположное, агрессивное поведение: кричать, оскорблять, размахивать руками, смотреть с презрением и т. п. Проявление повышенной агрессивности в поведении, интолирантность и ксенофобия, как это ни покажется странным, тоже показатели неуверенности. Такое поведение характеризуется требовательностью или враждебностью, человек «переходит на личности» и зачастую обращает внимание не столько на то, чтобы удовлетворить свои потребности, сколько на то, чтобы наказать другого. [3]
В таблице (Р. Алберти, М. Эммонс, 1998, с изменениями) приведена сравнительная характеристика этих видов поведения.
Таблица.
Сравнение уверенного, пассивно-зависимого и агрессивного поведения
Уверенное |
Неуверенное поведение | ||
поведение |
А. Пассивно-зависимое |
Б. Агрессивное | |
Тот, кто совершает воздействие | |||
Самоутверждается |
Жертвует своими интересами |
Самоутверждается за счет других | |
Эмоционален |
Скован |
Эмоционален | |
Доволен собой |
Уязвлен, обеспокоен |
Невысокого мнения о собеседнике | |
Делает выбор сам за себя |
Оставляет выбор за другими |
Делает выбор за других | |
Может достигнуть желаемой цели |
Не достигает желаемой цели |
Достигает желаемой цели, уязвляя других | |
Тот, на кого направлено воздействие | |||
Самоутверждается |
Испытывает стыд, чувство вины или раздражение |
Жертвует своими интересами | |
Эмоционален |
Невысокого мнения о воздействующем |
Уязвлен, унижен, защищается | |
Может достигнуть желаемой цели |
Достигает желаемой цели за счет воздействующего |
Не достигает желаемой цели |
Иногда уверенное поведение рассматривается как промежуточное между застенчивым и агрессивным, агрессия трактуется как следствие избыточности уверенности. Между тем, результаты психологических исследований агрессивности убедительно показывают, что она в большинстве случаев сопровождается не чрезмерно высокой, а как раз недостаточной уверенностью в себе. Корректнее говорить о том, что она, как и застенчивость, представляет собой один из вариантов проявления полюса неуверенного поведения.
В чем же тогда различие между теми, у кого неуверенность приводит к застенчивости, и теми, у кого она проявляется в форме агрессии? Есть основания полагать, что основное различие между этими типами реагирования связано с тем, чему человек склонен приписывать ответственность за собственную неспособность достигнуть цели. Застенчивые люди приписывают эту ответственность самим себе (Рассуждения выстраиваются по типу «У меня не получается, потому что я сам плохой»). Агрессивные же перекладывают ее на других людей или на окружающую действительность в целом («У меня ничего не получается, потому что ты мне мешаешь»). Схематично это можно отобразить следующим образом:
В российской ментальности уверенность в себе нередко воспринимается как отрицательное качество, отождествляясь не столько с толерантностью, сколько с наглостью и самодовольством. Между тем, объективных оснований для таких суждений нет. Как уже подчеркивалось, уверенный человек отстаивает свои цели таким образом, что это не сопровождается действиями, направленными против окружающих, призванными нанести им какой-либо вред, выражающими враждебность. И при этом проявляет повышенную толерантность, допуская то, что окружающие имеют право отличаться от привычных ему норм в своем поведении, целях и ценностях.
Уверенность в себе отнюдь не означает безусловно-высокую самооценку человека. Она подразумевает, что человек, наряду с тем, что принимает себя в целом как личность, свои частные способности и умения оценивает реалистично - то есть далеко не всегда высоко. Самооценка уверенного человека является не столько повышенной, сколько дифференцированной: каждая частность оценивается отдельно, но это не переносится на личность в целом. Неуверенный же человек обладает неустойчивой и малодифференцированной самооценкой, зачастую он рассуждает по схеме «раз у меня это не получилось - значит, я сам плохой и ни на что не годный, ничего у меня не выйдет». Или, наоборот, «раз это удалось, то должно получаться и все остальное». И такие прямо противоположные суждения могут меняться по нескольку раз на дню под влиянием малозначимых, случайных факторов. [23]
Информация о работе Уверенное поведение как фактор успешности обучения в школе