Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2015 в 18:17, курсовая работа
Целью настоящего исследования является выявление симптомокомплекса характеристик беспомощности как специфического образования личностного уровня.
Предмет исследования: психологическая характеристика людей с выраженной выученной беспомощностью.
Объект исследования: явление выученной беспомощности.
Неуверенность в себе наиболее ярко проявляется в поведении в ситуациях, связанных с общением. Так, В. Г. Ромек (2002) отмечает такие проявления неуверенности в себе в межличностных отношениях:
- Страх быть отвергнутым или
высмеянным. Он становится барьером,
в результате действия
- Заниженная самооценка. Например, люди рассуждают
таким образом: «Я серый, заурядный, никому
не могу быть интересен»; «Я не смогу и
двух слов вымолвить, общаясь с этим человеком».
В результате такой человек, будучи заранее
уверен в своей несостоятельности, даже
не пытается качественно выполнить дело
или выстроить отношения с интересующим
его собеседником.
- Нерациональные убеждения, препятствующие
межличностным контактам. Самые частые
варианты этих убеждений: необоснованные
обобщения («Доверчивость никому и никогда
не приносит ничего хорошего»), глобальные
выводы из единичных фактов («Раз представитель
этой национальности однажды нехорошо
со мной обошелся - значит, все они такие
и их надо наказывать»), нереалистичные
суждения о долженствовании («я должен
всем и всегда нравиться и не должен показывать
свои истинные чувства»).
- Излишнее стремление «соблюдать приличие»,
избежание всяческих личных проявлений
из опасения, что они могут кого-то задеть,
обидеть, произвести неблагоприятное
впечатление («Что обо мне люди подумают?!»)
и т. п. - Отсутствие навыков выражения
чувств. Такие люди попросту не умеют говорить
о своих личных переживаниях, все общение
у них получается отвлеченным, касающимся
каких-то внешних предметов, но никак не
их самих, своих желаний, потребностей
и чувств. [20]
Несмотря на то, что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно, в первую очередь, в общении не со старшими, а со сверстниками. Это дает широкие возможности для развития навыков уверенного поведения посредством специально организованной работы в подростковых группах, участники которых интенсивно взаимодействуют между собой. Для того, чтобы подростки научились такому поведению, совершенно недостаточно рассказов о нем, а необходимо смоделировать условия, в которых у участников будет возможность соприкоснуться с ним непосредственно, в собственном жизненном опыте.
Глава 2. Методы и приемы формирования уверенного поведения младших школьников
2.1. Тренинг как форма развития уверенного поведения младших школьников
Тренинг — особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которые не сводимы ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. Иногда для его обозначения используется термин, представляющий собой «кальку» с английского языка: «экспериенциальное обучение» (от англ. experience — жизненный опыт). При таком обучении занимающийся непосредственно соприкасается с изучаемой реальностью, а не просто думает о встрече с ней или размышляет о возможности «что-то с ней сделать». Мы придерживаемся следующего рабочего определения: психологический тренинг — это активное обучение посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в межличностном взаимодействии. [28]
Для тренингов, направленных на развитие навыков уверенного поведения, как и для большинства других психологических тренингов, характерны некоторые общие черты.
1. Соблюдение ряда принципов групповой работы, таких как: активность участников; партнерское общение; исследовательская позиция участников в процессе межличностного взаимодействия; осуществление обратной связи.
2. Применение активных методов групповой работы. Основных методов два: групповая дискуссия и сюжетно-ролевая игра. В то же время, число конкретных тренинговых упражнений, создаваемых на их основе, измеряется тысячами.
3. Акцент на взаимоотношениях между участниками группы, интенсивное межличностное взаимодействие.
4. Наличие более или менее постоянной группы. Пропуски встреч не приветствуются, а обсуждать происходящие в группе события за ее пределами запрещается, поскольку это ведет к потере той эмоциональной «энергии», которая должна расходоваться в процессе работы.
5. Пространственная организация, направленная
на то, чтобы обеспечить наилучшие
возможности для интенсивного
общения участников и свести
к минимуму внешние
6. Нацеленность на
7. Атмосфера раскованности и
свободы общения. Общение в условиях
тренинга более интенсивное, эмоциональное,
открытое и искреннее, чем в
обычных межличностных
Общение в условиях такого тренинга строится на следующих принципах:
- «Здесь и сейчас» — разговор о том, что происходит в группе
в каждый конкретный момент; исключение
общих, абстрактных рассуждений.
- Персонификация высказываний — отказ
от обезличенных суждений типа «обычно
считается», «некоторые здесь полагают»
и т. п., замена их адресными: «я считаю»,
«я полагаю»
- Акцентирование языка чувств - избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний (не «ты меня обидел», а «я почувствовал обиду, когда ты...»).
- Активность — включенность
в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов
группы, исследовательская позиция участников.
- Доверительное общение — искренность,
открытое выражение эмоций и чувств.
- Конфиденциальность — рекомендация
не выносить содержание общения, развивающегося
в процессе тренинга, за пределы группы.
Тренинг, направленный на развитие уверенного поведения, включает несколько последовательно реализуемых задач (Старшенбаум, 2006, с. 96):
- Обучение внешнему выражению чувств, связанных с общением.
- Обучение согласованности
- Закрепление новых стереотипов поведения с помощью обратной связи.
- Обучение использованию
- Тренинг спонтанности и
- Обучение самоодобрению и
В то же время, такой тренинг не сводится исключительно к играм и дискуссиям, направленным непосредственно на тренировку различных навыков уверенного поведения. Как отмечает И. В. Бачков (2007, с. 134), он «помимо упражнений, развивающих умения уверенного поведения в сложных ситуациях, обязательно должен включать и упражнения на сплочение участников и развитие представлений о своей группе». От себя добавим, что он должен включать блоки, направленные на развитие, как минимум, еще двух групп навыков: эффективная коммуникация и использование различных средств общения, а также тренировка навыков саморегуляции эмоциональных состояний и их поведенческих проявлений, особенно в ситуациях неопределенности. [19]
Предлагаемая нами программа направлена на развитие перечисленных навыков. Она рассчитана на старших подростков (14 -16 лет) и может использоваться в группах, включающих 6-16 участников. Возможно и большее число подростков, однако тогда тренинг потребует некоторых модификаций и будет предъявлять повышенные требования к организаторским способностям ведущего. Упражнения сгруппированы в 12 занятий, длительность каждого ориентировочно 3 академических часа (т. е. общая длительность программы 36 часов). Однако следует учитывать, что реальная длительность проведения того или иного блока работы зависит от очень многих факторов и заранее может быть рассчитана лишь очень условно. Представленное количество упражнений, скорее всего, фактически окажется для указанного времени избыточным, что оставит ведущему возможности для их выбора.
Тренинг включает следующие занятия:
1. «Наша команда»
2. «Вместе мы сила»
3. «Быстро и ловко»
4. «Наши достоинства»
5. «Самоконтроль»
6. «Неопределенность...»
7. «Преодоление стрессов»
8. «Поучимся общаться» 9. «Уверенность
в отношениях»
10. «Решение конфликтов»
11. «Противостояние влиянию»
12. «Движение к целям»
Далеко не все тренинговые упражнения, входящие в состав каждого из занятий, узко направлены именно на ту тему, которая вынесена в его название. Название занятия - это лишь обозначение ключевой идеи, который посвящен соответствующий фрагмент работы. Наряду с упражнениями, направленными непосредственно на ее раскрытие, в каждом занятии представлены и разминки, и игровые упражнения, касающиеся основной темы лишь вскользь. Кроме того, программа выстроена спирально, и ключевые темы «всплывают» в разных контекстах на протяжении тренинга неоднократно (так, например, навыкам саморегуляции посвящено отдельное занятие, но вместе с тем они актуализируются и в теме «Преодоление стрессов», и «Противостояние влиянию»).
Все занятия включают значительный элемент физической активности, в них входит ряд подвижных игр. В силу этого есть основание рассматривать их не просто как метод психологического сопровождения, но как комплексную работу, где собственно психологические моменты интегрированы с физкультурно-спортивными занятиями. В контексте этого следует отметить, что физкультурно-спортивные занятия в «чистом» виде, без психологической составляющей, тоже способствуют развитию навыков уверенного поведения, однако если интегрировать их с психологическими аспектами - эффективность такой работы возрастает (речь идет не только об использовании средств физической культуры в психологических тренингах, но и о целесообразности использования психологических знаний при организации традиционных физкультурных занятий и спортивных тренировок). Для проведения с подростками тренинга уверенного поведения ведущему не обязательно иметь базовое психологическое образование. С этой работой вполне успешно справляются и другие специалисты (педагоги, социальные работники, спортивные тренеры), изучившие по литературным источникам методику проведения тренингов и, что немаловажно, имеющие собственный опыт участия в них. Более того, по нашим наблюдениям, для успешного проведения подобных тренингов зачастую важнее оказываются не фундаментальные психологические знания, а наличие опыта педагогической работы с молодежью. Разумеется, сказанное ни в коей мере не отрицает необходимости качественного знания ведущим тех прикладных психологических аспектов, которые имеют непосредственное отношение к тематике тренинга (психология малой группы, влияние и противостояние влиянию, механизмы саморегуляции, основы конфликтологии, сущность и особенности развития толерантности и т. д.), а также психологических особенностей подростков.
Помимо тренинговой программы, предлагаемая технология развития уверенного поведения подростков и молодежи включает еще два элемента:
- Психодиагностический
- Информационно-методические
Можно надеяться, что широкое внедрение данных разработок позволит повысить эффективность решения ряда актуальных задач, связанных с психологическим сопровождением социализации подростков и молодежи, а также с профилактикой приобщения к злоупотреблению психоактивными веществами. [33]
Тренинг уверенного поведения.
Занятие
Развитие уверенности в себе начинается с
устранения демона, который называется страх;
этот демон сидит у человека на плече и
нашёптывает ему: «Ты не сможешь это сделать…»
Н. Хилл. Закон успеха
Цель: Создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации публичного выступления.
Оборудование:
1. Магнитофон.
Записи спокойной музыки (звуки природы).
Дощечки формат А 4.
Цветные мелки, цветные карандаши.
Листы бумаги А 4.
Карточки с незаконченными фразами.
Время проведения: 90 минут.
Возраст: 10-12 лет
Ход занятия
Приветствие участникам тренинга. Сообщение о целях планируемой работы. Выработка правил работы в группе.
Мини – лекция.
Уверенное поведение – это собирательное понятие, включающее различные состояния. Оно:
Информация о работе Уверенное поведение как фактор успешности обучения в школе