Уверенное поведение как фактор успешности обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2015 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является выявление симптомокомплекса характеристик беспомощности как специфического образования личностного уровня.
Предмет исследования: психологическая характеристика людей с выраженной выученной беспомощностью.
Объект исследования: явление выученной беспомощности.

Файлы: 1 файл

Батанова Ульяна дипломная.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

Вы сможете внести необходимую коррекцию позже.

 

Две похожих между собой подвижных игры "Ниточка и иголочка" и

"Дракон кусает свой  хвост"

Для игры дети становятся "паровозиком". Нетрудно догадаться, что стеснительный или неуверенный ребенок становится первым.

В игре "Ниточка" все передвигаются за ним по сложному маршруту, пытаясь не разорвать ниточку.

В игре "Дракон кусает свой хвост" первый ребенок пытается поймать последнего, как будто бы укусить свой хвост. Игры очень веселые, хорошо, если играют больше 4 детей.

Приведем пример следующих сказок.

Маленькие волшебники

Где-то среди бескрайних лугов и полей затерялась необыкновенная страна. Необыкновенная она была потому, что там жили только дети, а взрослых совсем не было. Дети были особенные, они были очень красивые, очень умные, а еще они были немного волшебниками, так как почти все, что они задумывали, сбывалось. И вы легко можете представить себе эту удивительную страну, этих красивых и умных детей и то, как они жили и были счастливы. Но однажды в эту прекрасную страну пробралась злая колдунья. Дети сразу догадались, сто она злая, т.к. у нее было злое лицо. Брови были сдвинуты, глаза сердитые и говорила она громким и неприятным голосом. Злая колдунья ругала детей, разбрасывала их игрушки. Наказывала их, заставляла их делать то, что детям совсем не нужно было делать.

Многие дети испугались и заплакали. Некоторые убежали и спрятались. Все сразу растерялись и не знали, что им делать. Испуганные и заплаканные они стали думать, как же им справиться со злой колдуньей. И когда колдунья прилетела очередной раз, чтобы их ругать и наказывать, дети сказали себе - мы хорошие дети, мы умные и красивые дети, мы не сделали ничего такого, за что нас можно было бы наказать. Никто не может сделать нашу жизнь такой плохой, даже злая колдунья. А вы помните, что все дети, немного волшебники. Если они что-то задумают, то у них почти все получается.

И как только они это подумали, то колдунья сразу увидела по их смелым и решительным лицам, что они ее не бояться. И вы можете легко представить себе этих смелых детей, которые стояли перед злой колдуньей и решительно смотрели ей в глаза. Колдунья привыкла, что все бояться ее и плачут. И когда она увидела решимость детей, то сама сначала растерялась, а потом и испугалась, что ее колдовство пропало. Ведь зло сохраняет свою силу только тогда, когда его бояться. Колдунье пришлось убежать и спрятаться в самый пыльный и дальний угол. Она сидела там, и ей было очень обидно. От обиды из ее глаз потекли злые слезы. Вместе со слезами из колдуньи выходила злость. Долго она сидела в углу и плакала, много-много слез вытекло из глаз колдунью, но вместе со слезами ушла и ее злость. И колдунья превратилась в обыкновенную добрую женщину. Когда она вышла к детям, то по ее доброму лицу и ласковому голосу дети догадались об этом. Она осталась жить вместе с детьми. И научила детей интересным и полезным вещам. Дети вместе с ней построили прекрасный дом для своих игрушек. У них появилось много новых друзей - животных: и кошечки, и собачки, и хомячки, и попугайчики.

Дети посадили прекрасный сад, в котором росли чудесные цветы. И вы можете легко представить себе этот прекрасный сад, эту волшебную страну, этих смелых и умных детей и то, как счастливо они жили с доброй волшебницей.

Маленькая рыбка

На дне чудесного синего моря живет маленькая симпатичная рыбка. И вы легко можете представить себе эту маленькую, веселую, хорошую рыбку. Целыми днями рыбка играла и резвилась со своими друзьями. Она плавала среди разноцветных водорослей. Играла с воздушными пузырьками и гонялась за проворными морскими коньками. Родители очень любили свою маленькую рыбку. Так проходил день за днем. Друзья рыбки за это время немного подрастали, а рыбка почему-то нет. Ни рыбка, ни родители не знали в чем дело, и как случилось так. А ей очень хотелось хоть немного подрасти, стать большой и сильной.

Однажды, играя, рыбка заплыла в густые водоросли, заблудилась и встретила там страшного осьминога. Как только осьминог увидел рыбку, он сразу захотел ее поймать, такая она была красивая и привлекательная. Но рыбка умела быстро плавать. Она легко скользила среди зарослей, а большой и неуклюжий осьминог запутался в них. Ему так и не удалось догнать рыбку. Когда рыбка вернулась к родителям и рассказала, что с ней приключилось, то они ответили: " Какая ты у нас стала уже большая, ты даже справилась со страшным осьминогом!" Когда рыбка легла спать в этот вечер, ей приятно было думать о том, что, несмотря на то, что она маленького размера, но действительно уже стала большой и быстрой. Теперь она точно знала, что растет и может справиться сама с любыми неприятностями.

С этого момента рыбка на самом деле стала немного подрастать, и уже скоро все заметили, какая она необыкновенная и неповторимая. Прошло время, наша милая рыбка выросла. Сейчас на дне чудесного синего моря плавает большая красивая рыбка. И вы легко можете представить себе это синее плещущее море, разноцветные водоросли, почувствовать нежное прикосновение волн, и красивую необыкновенную рыбку.

Птенчики

Среди густого непроходимого леса росло огромное необыкновенное дерево. Вы легко можете представить себе это дерево, широкий неохватный ствол, густые раскидистые ветки и сочную прохладную листву. На этом дереве жили птички. Мама, папа и детки-птенцы. Птенчики были просто замечательные. Они очень любили шуметь и веселиться, перелетая с ветки на ветку, громко чирикать и шалить. За это им часто доставалось. То старый умный филин, проснувшись, ругал их за шум, то соседка - галка наказывала за непослушание. В общем, жизнь маленьких птенцов казалась им непростой.

Иногда они даже думали: " может быть, мы что-то делаем не так, почему, нас так часто наказывают, и никто нас не жалеет". Сначала замечательных птенчиков ругали их родители, за то, что они очень медленно собирались в детский сад, потом в любимом детском саду ругали воспитатели за то, что они шалили. Птенчики так расстроились, что улетели на самую дальнюю ветку старого дерева, где их никто не найдет и не станет наказывать. Сидеть там было очень грустно и скучно. И даже страшно. Потому что солнце там совсем не было видно. Маленькие птенчики сидели на ветке и дрожали от страха, когда вдруг в тишине они услышали шепот. Дело в том, что раньше, когда они баловались и чирикали громко, то не могли слышать, как шепчет старое доброе дерево. Теперь же когда они сидели совсем тихо, они услышали ласковые слова, которые нашептывала мудрая листва.

Она сказала им, что очень рада их видеть, что очень любит маленьких птенчиков и всегда готова с ними играть в разные игры. И открыла один большой секрет. Оказывается, каждая ветка этого дерева для чего-то предназначена. Есть спокойные ветки, где можно поспать и отдохнуть, есть веселые ветки, где можно шуметь и веселиться, есть умные ветки, которые могут научить разным важным полезным вещам, есть ветки счастья, куда птицы прилетают, чтобы подарить друг другу что-то милое и хорошее, есть рабочие ветки, куда все прилетают, чтобы работать. Миленькие птенчики сначала очень удивились, а потом поняли, что это очень важно и удобно для всех. Они полетели на свои ветки, и теперь им легко было догадаться, где и что необходимо делать. Их родители очень удивились, когда заметили, какие перемены произошли с их птенчиками. Теперь на каждой ветке птенчики с радостью делали что нужно, а если им уже не хотелось, они могли в нужный момент перелететь на другую ветку.

Жизнь маленьких птенчиков сразу изменилась. Все кругом хвалили их, у них стало получаться все лучше всех, потому что они теперь не отвлекались на посторонние дела. Они могли лучше все веселиться, лучше всех учиться и всегда точно знали, что им надо делать.

 Коряга

Представьте себе яркие языки пламени костра на берегу реки. Потрескивают дрова, излучая приятное тепло. Уютно и спокойно. Рядом с костром лежит вязанка дров. Каждое полено - ровное, прямое, гладкое. Среди них затесалось одно, которое сильно отличалось от всех. Оно было кривым и изогнутым.

Остальные поленья постоянно над ним надсмехались. "Какое ты страшное и некрасивое", - постоянно ворчали они. - Посмотри на себя, - ты же настоящая Коряга. И как тебе не стыдно среди нас находиться."

Как Коряге было обидно! Она думала: " За что мне уготовлена такая ужасная судьба, почему я не такая, как все?" Сколько ей пришлось пережить унижений и страданий. В конце концов, ее выбросили из вязанки дров, посчитав, что она не годится для костра. Это была последняя капля, переполнившая чащу терпения. Коряга жила ради того, чтобы сгореть в прекрасных языках пламени, отдав свое тепло людям.

Это было единственное, что ее утешало и давало силы перенести унижения и издевательства. Теперь она осталась одиноко лежать на пустынном берегу никому не нужная и всеми забытая. Ее ждала самая страшная участь - сгнить, превратившись в кучку праха. Последнее о чем подумала Коряга, что ей должно хватить мужества, чтобы раз и на всегда с этим покончить. И она бросилась в воды реки, надеясь, что вода, водоросли и речная тина разрушат ее быстрее, чем солнце и ветер.

Каково было ее удивление, когда она пришла в себя и обнаружила, что не утонула. А напротив, плывет, покачиваясь в теплых, ласковых водах великой Реки. Оглядевшись вокруг, она увидела совершенно другой мир. Рыбы подплывали к ней, чтобы поздороваться и восхищенно удивлялись ее необыкновенной форме. Тина, такая мягкая и нежная, с удовольствием принимала ее на ночлег, рассказывая удивительные истории о других корягах, гостивших у нее. Высоко в небе летали птицы, которые часто садились на Корягу, чтобы отдохнуть. Они всегда ее благодарили за приют и говорили, как она им необходима. Это была совсем другая жизнь, свободная от насмешек и зависти. Жизнь, в которой не было предела прекрасному и доброму, солнцу и свету, движению и изменению. Однажды корягу прибило к берегу. Какие-то сильные и осторожные руки подняли ее и стали поворачивать в разные стороны, рассматривая. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который, казалось, был очень доволен встречи с ней. Он все время повторял, какая она красивая и необыкновенная, что он никогда не встречал таких замечательных коряг.

Ее принесли в дом, почистили и покрыли лаком. Увидев свое отражение в зеркале, Коряга удивилась, какой необыкновенной красотой сверкали ее изгибы. Корягу поместили на специальную подставку, повесили табличку "Самая необыкновенная" и поставили на самое видное место. Каждый, кто заходил в дом, подходил к ней, осторожно прикасался и восхищался тем, какая она необыкновенная.

Коряга часто думала о том, что жизнь ее сложилась причудливо и удивительно. И то, от чего она так страдала в начале своего пути, сделало ее счастливой сейчас.

Так же целесообразно использовать такое упражнение как:

Упражнение "Мое имя"

Нередки случаи, когда маленькому ребенку не нравится имя, которым его называют. Чаще всего, это быстро проходит. Но бывают случаи упорного недовольства, требующие специальной консультации психолога. Упражнение "Мое имя" помогает установить с ребенком конструктивный диалог на эту тему.

Взрослый подробно рассказывает о значении имен собственных. Специально подготовьтесь и узнайте, какое значение имеют имена родственников ребенка, его друзей, воспитателей и т.д. Затем предложите ребенку нарисовать (или нарисуйте вместе с ним) рисунок на тему: "О чем говорит мое имя". Постарайтесь сделать его ярким и красочным, в образной форме подчеркнув особые свойства, которое носит имя ребенка.

Если вас посетит вдохновение, попробуйте придумать для ребенка историю о герое, который носит такое же имя, вызывая у малыша чувство гордости за свое имя. [27]

 

    1. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию уверенного поведения у детей младшего школьного возраста

 

 

Рекомендации для педагогов:

  • оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность младшего школьника;
  • учитель должен давать содержательную оценку работе младшего школьника;
  • оценка должна не завершать учебно-познавательную деятельность, а сопровождать её на всех ступенях;
  • в учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают разных результатов из-за различного отношения к учению;
  • необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке;
  • после рецензирования работа возвращается автору, и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу;
  • предлагать ученику с  неуверенным поведением  оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику;
  • необходимо включать ситуации, актуализирующие поведение ребёнка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, её сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребёнка на собственные способы действия;
  • необходимо вводить тетради, в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы;
  • необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того, как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания, на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель;
  • необходимо использовать похвалу в работе с неуверенными детьми. [7]

Рекомендации для родителей:

 

  • находить время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребёнку всё своё внимание, не деля его ни с чем;
  • показать ребёнку, что родители признают и понимают его чувства, даже если не согласны с ним. Объяснить, что разные люди могут иметь разные чувства. Никакие человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Помнить, признавать чувства ребёнка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое поведение;
  • как бы ни нравилась ситуация или какой-либо план, спросить об этом мнение ребёнка, если необходимо, предложить ему пару альтернатив. Это не только приучит ребёнка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят, что дает ребёнку чувство контроля над ситуацией;
  • показывать детям свою бескорыстную любовь;
  • установить последовательные, твёрдые ограничения. Это позволит ребёнку понять, что окружающий мир предсказуем. Претворение их в жизнь требует выработки соответствующих последствий за неважное поведение;
  • хвалить ребёнка за конкретные поступки. Если ребёнок видит, что родители действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он их повторит;
  • использовать ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых ситуаций заранее, так чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно, комфортно, зная, что делать и чего ожидать;
  • помочь детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых;
  • уважать усилия детей;
  • показывать ребёнку очевидные свидетельства его развития, его достижения. Показывать ребёнку его старые рисунки или его более раннюю видеозапись, чтобы доказать ему, какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки;
  • объяснить ребёнку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться;
  • стараться концентрироваться на позитивном, придумать что-нибудь интересное;
  • помочь ребёнку почувствовать его важность, поручая ему какие-нибудь дела или обязанности, чтобы помочь семье;
  • относиться с уважением к индивидуальным особенностям ребёнка, к его степени развития на разных стадиях;
  • признавать сильные стороны своего ребёнка и хвалить за них, а не фиксировать внимание на его слабостях. Предоставить ребёнку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается. Это поможет ему приобрести уверенность в себе;
  • избегать сравнения своего ребёнка с другими. Пусть он знает, что его любят таким, какой он есть;
  • рассказывать ребёнку интересные детали о семье, об истории семьи. Просить об это родственников;
  • обязательно устраивать семейные праздники. Установить собственные семейные традиции;
  • приоткрывать ребёнку свой внутренний мир, делиться с ним своими пристрастиями, знаниями и эмоциями;
  • бережно относиться к внутреннему миру ребёнка, уважать его интересы, серьёзно воспринимать огорчения, какими бы тривиальными, повторяющимися и скучными они не казались;
  • ребёнок должен видеть, что родители гордятся не только им, но и собой;
  • родители должны понимать, что шуточные прозвища или поддразнивания ребёнком могут восприниматься серьёзно. И если он просит перестать, следует прислушаться к нему;
  • стараться смотреть на некоторые вещи глазами ребёнка, помнить, что его понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом его мышлении;
  • знакомить ребёнка с многообразием окружающего мира, говорить о том, что каждый человек – уникален, и он тоже;
  • с уважением говорить о культурных, физических и более тонких различиях между людьми. [29]

Информация о работе Уверенное поведение как фактор успешности обучения в школе