Виды коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:12, реферат

Описание работы

Актуальность работы обусловлена тем фактом, что среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
Сущность коммуникации……………………………………………….......6
Цели коммуникаций……………………………………………………….7
Этапы коммуникативного процесса……………………………………...7
Виды коммуникаций………………………………………………………...8
Вербальные коммуникации……………………………………………….12
Структура вербального общения………………………………………..13
Позиции коммуникатора………………………………………………...15
Невербальные коммуникации…………………………………………….16
Основные невербальные средства общения……………………………16
Общее представление о языке телодвижений………………………….22
Коммуникационные барьеры……………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 141.51 Кб (Скачать файл)

Курская академия государственной и муниципальной службы

Кафедра иностранных языков и филологических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Виды коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Студентка 5138/2

Карпова Евгения Сергеевна

Проверил: Зав. кафедрой

Харитонов Владислав Игоревич

 

 

 

Курск - 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

  1. Сущность коммуникации……………………………………………….......6
    1. Цели коммуникаций……………………………………………………….7
    2. Этапы коммуникативного процесса……………………………………...7
  2. Виды коммуникаций………………………………………………………...8
  3. Вербальные коммуникации……………………………………………….12
    1. Структура вербального общения………………………………………..13
    2. Позиции коммуникатора………………………………………………...15
  4. Невербальные коммуникации…………………………………………….16
    1. Основные невербальные средства общения……………………………16
    2. Общее представление о языке телодвижений………………………….22
  5. Коммуникационные барьеры……………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………...27

Список использованной литературы………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение.

Актуальность работы обусловлена  тем фактом, что среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация  как необходимый  элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

Между общением и деятельностью, как  видами человеческой деятельности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

Общение свойственно всем высшим живым  существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанной и опосредованной речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

Общение богаче чем, чем коммуникативный  процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания.

Структуру общения мы можем охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений , чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия «социальных объектов». В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего в следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличия коммуникативного влияния и существования различных уровней передачи информации (вербального и невербального общения).

Целью данной работы является рассмотрение и изучение видов коммуникаций.

Для реализации вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие коммуникации
  • рассмотреть виды коммуникации
  • подробно охарактеризовать вербальную и невербальную коммуникации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность коммуникации

Термин коммуникации широко применяется  в обыденной жизни и среди специалистов. Так, транспортные коммуникации обеспечивают грузовые и пассажирские потоки всеми видами транспорта от одного пункта к другому. Инженерные коммуникации образуют сложную подземную инфраструктуру города и микрорайонов, подводя к домам и предприятиям воду, тепло, электроэнергию, канализацию и др. Информационные коммуникации обеспечивают телефонную, радиотелевизионную и космическую связь пользователей.

Вместе с тем общение людей  также является коммуникативным процессом, играющим в деловой жизни очень важную роль.

Коммуникации – это способ общения  и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Минцберг обратил внимание на коммуникации как на важнейший элемент обеспечения эффективности управления, рассчитав, что менеджер тратит от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации. Он отметил, что не только слово, цифра или другая информация, которая может быть представлена письменно или графически, занимает основное место и является важнейшим в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющими с позиций оценки эффективности управления.

Основными элементами коммуникационного  процесса являются: отправитель, сообщение, канал, получатель.

Отправитель – лицо, генерирующее идею либо собирающее информацию и передающее ее.

Сообщение – информация, закодированная в виде символов.

Канал – средства передачи информации.

Получатель (реципиент) – тот, кому предназначена информация.

 

 

    1. Цели коммуникаций
  • Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
  • Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
  • Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
  • Регулирование и рационализация информационных потоков.

Коммуникации подразделяются на следующие  виды:

  • межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения
  • коммуникации на основе письменного обмена информацией.

 

    1. Этапы коммунативного процесса
  1. Формулирование идеи или выбор информации для передачи.Отправитель должен хорошо оценить значимость идеи (информации) и продумать суть ее изложения.
  2. Кодирование и выбор канала передачи информации. Чтобы предать идею или информацию, отправитель кодирует ее с помощью символов и выбирает канал передачи, соответствующий типу символов. Выбор средства сообщения не должен быть ограничен единственным каналом – необходимо использовать сочетание различных каналов.
  3. Передача информации – непосредственно передача конкретной информации.
  4. Декодирование (расшифровка) – на этом этапе осуществляется перевод информации отправителя в информацию получателя. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются местами.

 

 

  1. Виды коммуникаций

Виды коммуникации выделяются по составу  коммуникантов. Это весьма существенное различие для профессионального коммуникатора, поскольку технология работы в каждом случае имеет свою специфику (даже громкость голоса в случае, например, разговора с самим собой, с одним собеседником или с большой группой будет различаться).

1) интраперсональная коммуникация равна разговору с самим собой, человек диалогизирует и свой внутренний ‘монолог’, разговаривая со своим внутренним голосом, alter ego, совестью и т.п.;

2) межличностная коммуникация как правило связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов (но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.);

3) групповая коммуникация: внутри группы, между группами, индивид – группа (интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими); есть различия – не столько количественные, сколько качественные: разные цели – в коммуникации в малых и в больших группах (chat rooms и forums в интернете; message boards);

4) массовая коммуникация происходит в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио; производство компакт-дисков и кассет; интернет различаются по степени охвата и всеобщей ‘обязательности’, здесь может срабатывать индивидуально-групповая избирательность; телефон и почта подходят под данную рубрику только количественно, за исключением массовой или целевой, т.е. групповой рассылки рекламы по почте).

На уровне массовой и, отчасти, на уровне групповой коммуникации возникают  парадоксальные явления. Отправителем может быть отдельное лицо, а получателем – группа, коллектив, масса, партия, народ и т.п. Но при этом у получателя вовсе не одно ухо и не один мозг.

И отправитель сообщения может  быть так называемым коллегиальным  автором: с одним человеком говорит  вся фирма, партия, народ. Один наблюдательный американский студент, изучавший коммуникацию, даже изменил для этого случая формулу Лассвелла: что говорит с кем-то. Но все члены коллектива или все жители страны не говорят одновременно.

Наконец, фирма может говорить с  фирмой (переговоры об общей ценовой  политике на рынке товаров или  услуг), партия с партией (переговоры о выдвижении единого кандидата), народ с народом (переговоры о  мире или о совместных военных  действиях). В этих случаях наивные коммуниканты говорят: «Мы договорились с американцами, Мы заключили договор с Феррари». Но те, кто так говорит, как правило, даже и близко не были к месту заключения договора.

Что происходит? Почему получается, что  мы придумываем мифического коммуниканта, выступающего как отдельный индивид вместо реально существующей группы или массы индивидов? Мы и говорим о нем чаще всего в единственном числе. Как и любой миф, мифологизированный коллегиальный коммуникант нужен для удобства и экономии усилий. У группы или массы, от имени которой этой коммуникант выступает, есть общие мысли и общие высказывания. Мифологизированный обобщенный коммуникант, с одной стороны, выполняет объединительную, а с другой, минимизирующую функцию, то есть, сводит все высказывания, все коммуникативные акты некой общности людей к одному вместо множества.

Как писал все тот же Сепир, «республиканская партия как историческая сущность –  всего лишь результат абстракции тысяч и тысяч таких единичных  актов коммуникации, которые имеют  определенные устойчивые референтные свойства, общие для них всех». Эти слова применимы к любой партии, к любой группе, к любой общности людей. Обобщение единичных актов отдельных индивидов и обозначение их индивидуальным именем типично для человеческого познания. Мы имеем здесь дело с эмергентными явлениями (от лат. emergo ‘всплывать на поверхность, появляться, возникать’), то есть, такими, которые в реальности существуют только в виде множества отдельных действий. Человек же, обобщая их, придумывает им индивидуальное имя, более того, воплощает эти идеи в образе коллегиального коммуниканта. Таким мифологизированным коммуникантом может быть и символический образ (Дядя Сэм, Родина-мать), и реальный человек, выступающий от имени общности (Путин – это наше все).

Информация о работе Виды коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации