Виды коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:12, реферат

Описание работы

Актуальность работы обусловлена тем фактом, что среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
Сущность коммуникации……………………………………………….......6
Цели коммуникаций……………………………………………………….7
Этапы коммуникативного процесса……………………………………...7
Виды коммуникаций………………………………………………………...8
Вербальные коммуникации……………………………………………….12
Структура вербального общения………………………………………..13
Позиции коммуникатора………………………………………………...15
Невербальные коммуникации…………………………………………….16
Основные невербальные средства общения……………………………16
Общее представление о языке телодвижений………………………….22
Коммуникационные барьеры……………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 141.51 Кб (Скачать файл)

Если взгляд можно контролировать, что бы расположить к себе собеседника, то с помощью глаз передаются самые  точные сигналы о состоянии человека, т.к. расширение и сужение зрачков  не поддается сознательному контролю. Если освещение достаточно и постоянно, то по состоянию зрачков можно  определить настроение человека. Если человек возбужден или заинтересован  чем-то или находится в приподнятом  настроении, его зрачки расширяются  в четыре раза против нормального  состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Таким образом, не только мимика лица и взгляд несут информацию о  человеке. В общении важно знать, какую информацию можно получить, перенеся фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль поведения  содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

Поза - это положение человеческого  тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного  поведения человека. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу  других присутствующих лиц. Люди с более  высоким статусом принимают более  непринужденные позы, чем их подчиненные.

Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом  своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует  либо о закрытом, либо открытом расположении к общению.

«Закрытые» позы – это  когда человек пытается закрыть  переднюю часть тела и занять как  можно меньше места в пространстве. Обычно это скрещенные руки, положенная нога на ногу и др. Эти позы воспринимаются как недоверие, несогласие, противодействие, критика. (Рис. 3.1)


 

 

 

 

 

 

 

(Рис.3)

 

«Открытые» позы – это  когда руки раскрыты ладонями вверх, расслабленное расположение рук  и ног. Такие позы показывают доверие,согласие, доброжелательность, психологический комфорт. (Рис.3.2)

Практически все люди умеют  хорошо «читать» позы, это происходит на уровне подсознания, поэтому далеко не всегда понимают, как они это  делают. Так же легко могут быть понятны значения жестов, разнообразных  движений руками и головой, смысл  которых понятен для общающихся сторон.

Например, если человек заинтересован  в общении, то он будет ориентироваться  на собеседника и наклоняться  в его сторону, если не очень заинтересован, то будет все делать наоборот. Так  же всем известный жест как «почесывание шеи» говорит о сомнении и неуверенности  человека и его не согласии с собеседником. Если человек скрестил руки на груди, то это попытка спрятаться от неблагоприятной ситуации или несогласие с собеседником.(Рис.4) 
 (Рис.4)

При оценке информации, которую  несет жестикуляция, прежде всего смотрят на ее количество. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании, достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.

В процессе общения не нужно  забывать, что противоречие между  жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. 

  1. Походка человека – это стиль передвижения, по которому довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние.

Например, оказалось, что  самая тяжелая походка при  гневе, самая легкая - при радости, вялая, угнетенная походка - при страданиях, самая большая длина шага - при  гордости. К просодическим и экстралингвистическим явлениям относят характеристики голоса. Голос создает образ человека, способствует распознанию его состояния и выявлению психической индивидуальности.

Просодика - это общее  название таких ритмико-интонационных  сторон речи, как высота, громкость  голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а  также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодические и экстралингвистические  средства регулируют поток речи, экономят языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые  высказывания, выражают эмоциональные  состояния человека.

Радость и недоверие, гнев и страх обычно передаются высоким  голосом, отличаются только диапазоны  тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с  понижением интонации к концу  фразы.

Скорость речи также отражает чувства: медленная речь свидетельствует  об угнетенном состоянии, горе, высокомерии  или усталости, а быстрая речь - взволнованность или обеспокоенность.

Нужно научиться уметь  не только слушать, но и слышать интонационный  строй речи, оценивать силу и тон  голоса, скорость речи, которые практически  позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его. 

  1. Такесические средства общения – это рукопожатия, похлопывания, поцелуя, т.е. различные тактильные прикосновения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами (статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства ит.п.)

Рукопожатия можно разделить  на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз); покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх); равноправное.

Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно - ролевых отношений, символа степени близости общающихся

Неправильное и неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

  1. Проксемика – это пространственная ориентация движений партнеров в момент общения и дистанция между ними.

Термин «проксемика» ввел амер иканский антрополог Э. Холл, буквальный перевод, которого означает «близость». Общение всегда пространственно организовано и нарушение оптимальной дистанции может быть воспринято негативно. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы. 

Э. Холл описал нормы приближения  человека к человеку - дистанции, характерные  для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя  расстояниями: 
•интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей; 
•персональное (от 45 до 120 см) - общение со знакомыми людьми; 
•социальное (от 120 до 400 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми  и  при  официальном  общении; 
•публичное (от 400 до 750 см) - при выступлении перед различными аудиториями.

Ориентация и угол общения - проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении  партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении  мыслей.

Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения. Если общение носит сопернический  или оборонительный характер, то люди садятся, напротив; при обычной дружеской  беседе - занимают угловую позицию; при кооперативном поведении - занимают позицию делового взаимодействия с  одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали.  (Рис.5) 
 
(Рис.5)

 

 

 

    1. Функции невербального поведения личности

 

Следует отметить, что невербальное поведение личности многофункционально, так как оно:

  1. создает образ партнера по общению;
  2. выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения;
  3. является индикатором актуальных психических состояний личности;
  4. выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
  5. поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
  6. выступает в качестве показателя статусно - ролевых отношений. 

 

 

 

  1. Коммуникационные барьеры

Реализация коммуникационной функции устной коммуникации затрудняется коммуникационными барьерами —  препятствиями на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту. Эти барьеры делятся на 4 класса:

  1. Технический барьер – это шумы и помехи в искусственных коммуникационных каналах. Шумы имеют естественное происхождение, а помехи создаются умышленно. Из-за их воздействия уменьшается различимость полезных сигналов и возникает актуальная задача распознавания сигналов на шумовом фоне. Эта задача актуальна для радиосвязи, проводной связи, видео-звукозаписи, компьютерной техники.
  2. Межъязыковый барьер возникает при несоответствии языков, кодовых систем, коммуниканта и реципиента. Это ситуация «Вавилонского столпотворения», когда люди говорят на разных языках и не могут понять друг друга.

В настоящее время насчитывается  несколько тысяч стихийно возникших  языков, наречий и диалектов. Главный ущерб, наносимый межъязыковым барьером, состоит не в том, что чужеземцы, сталкиваясь друг с другом, не могут объясниться на бытовые, торговые или военные темы. Здесь устное разноязычие преодолевается за счет невербального или иконического канала (если нет переводчика). Главная беда состоит в том, что в силу социально - мнемической функции, функции социализации и мировоззренческой функции естественный язык накладывает печать своеобразия на национальную культуру, общественное сознание, индивидуальное мировоззрение. Межъязыковые барьеры разделяют род человеческий на чуждые и враждующие друг с другом этносы, народы, нации. Манящий идеал межчеловеческой гармонии и мира оказывается не достижимым; разноязычное человечество не может быть единым человечеством.

  1. Социальный барьер возникает между людьми, говорящими на одном и том же языке, но принадлежащими к различным социальным группам. Например, затруднено взаимопонимание разных поколений (споры «отцов» и «детей»), представителей разных классов и сословий, имеющих антагонистические интересы.

Сущность социального  барьера состоит в различии ценностных ориентации, личного психофизиологического и житейского опыта, содержание групповой памяти. Эти различия неустранимы, да и нет необходимости стремиться к их устранению, так как это привело бы к унылой унификации рода человеческого — «все на одно лицо».

  1. Психологический барьер возникает вследствие искажений в перцепции, неизбежно сопровождающей коммуникацию. Перцепция - это познание (восприятие) коммуникантом и реципиентом друг друга. Это познание использует этические и эстетические критерии, ситуационные расчеты, привычные симпатии и антипатии. В результате в сознании общающихся людей формируется образ (имидж) партнера, который может быть привлекательным или отталкивающим, безразличным или волнующим.

Большое значение имеет коммуникационная ситуация: являются ли люди равноправными сотрудниками, делающими общее дело, или они находятся в отношениях начальник — подчиненный и др. Кроме того, в сознании и коммуниканта, и реципиента всегда присутствует их собственный имидж,     т. е. представление о себе самом.

Краткая характеристика коммуникационных барьеров показывает их принципиальную неустранимость ни в настоящем, ни в обозримом будущем. Однако для познания законов социальных коммуникаций важно познакомиться с попытками, иногда весьма впечатляющими, преодоления этих барьеров.

Существует множество  приёмов повышения эффективности  общения, преодоления коммуникативных  барьеров.

Например:

  • Приём «имя собственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру. 
  • Приём «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, это свидетельствует, что «я - ваш друг». А друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у клиента, что образует, положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию. 
  • Приём «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику. 
  • Приём «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение клиента. 
  • Приём "личная жизнь" выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями. 

Информация о работе Виды коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации