Виды коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:12, реферат

Описание работы

Актуальность работы обусловлена тем фактом, что среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
Сущность коммуникации……………………………………………….......6
Цели коммуникаций……………………………………………………….7
Этапы коммуникативного процесса……………………………………...7
Виды коммуникаций………………………………………………………...8
Вербальные коммуникации……………………………………………….12
Структура вербального общения………………………………………..13
Позиции коммуникатора………………………………………………...15
Невербальные коммуникации…………………………………………….16
Основные невербальные средства общения……………………………16
Общее представление о языке телодвижений………………………….22
Коммуникационные барьеры……………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 141.51 Кб (Скачать файл)

Язык и другие виды коммуникативной  деятельности, по сути, также являются эмергентными явлениями. Обобщая отдельные человеческие реакции на отдельные сотрясения воздуха речевыми аппаратами многих индивидов под термином ‘слово’, ‘грамматическая форма’, ‘фраза’, мы условно воспринимаем сочетание звучания и значения как отдельно существующую вещь. Такое свойство человеческого мышления французский философ Гастон Башляр (1884-1962) называл chosisme (буквальный перевод ‘вещизм’). Мы называем явления нашего мышления индивидуальными именами и начинаем относиться к ним, как к реально существующим вещам, забывая постепенно об исходной метонимии (переносе значения). Это слово-миф замещает в нашем разговоре целые комплексы нашего опыта. Экономя на мыслительных усилиях, мы вынуждены платить за эту экономию искажением реальности, условно принимая несуществующее за существующее.

Данная особенность обобщения  человеческого опыта из необходимой  экономии может превратиться в опасность. Опасность заключается, в частности, том, что отдельный человек может  присваивать себе право говорить от группы людей, не выражая при этом их интересов. Такое коммуникативное  поведение весьма характерно для  политических маргиналов, чьи высказывания переполнены обобщениями типа народ, нация и т.п. Более хитрое высказывание – с использованием имени индивида в обобщенном смысле, что часто  встречается в современной рекламе  и в политическом дискурсе (человек, студент, домохозяйка). Например: Все, что нужно студенту; Все для блага человека.Народный разум разгадал хитрость, заключенную в последнем из лозунгов: Я теперь знаю, что значит ‘Все для блага человека’. Я был в Москве, и человека этого видел.

Парадокс явлений массовой коммуникации заключается в том, что конечным отправителем всегда является один человек, а это, кстати, возлагает особую ответственность  на специалиста-коммуниканта. «Все, что говорится, говорится кем-то», утверждает У. Матурана. В статье о философии поступка М.М. Бахтин пишет об участном, ответственном мышлении, о поступке и высказывании-поступке. «Есть мнение» – это лозунг безответственной коммуникации в тоталитарном обществе, обществе с распределенной ответственностью (Партия сказала – комсомол ответил: «Есть!»). Получателей может быть много, но личностную ответственность за собственную интерпретацию и последующие действия всегда несет каждый из них в отдельности. Соответственно, массовый психоз, например, фашизм в Германии и других странах как «идеология домохозяек и неудачников», должен был быть пережит каждой и каждым из них в отдельности, с тем, чтобы в наше время отвергать его как болезнь.

Понимание сущности массовых процессов  коммуникации и сущности коммуникации как массового процесса абсолютно  необходимо в современном мире каждому. С одной стороны, специалисты  по коммуникативным технологиям  должны осознавать явления, которые  они используют в своей практической деятельности. С другой стороны, потребителю  массовой информации и пропаганды также  не мешает знать некоторые основы теории коммуникации с тем, чтобы  не быть легковерной жертвой этой самой пропаганды и недобросовестного  воздействия на массовое или групповое  сознание.

Вероятно, в будущем, наряду с обществами потребителей, которые борются с  недобросовестной коммуникацией в  сфере товаров и услуг, могут  возникнуть и общественные организации, призванные защищать коммуникативную безопасность потребителей информации. Защищать, разумеется, не в виде цензурных запретов, а в виде просвещения потребителей и призыва к ответственности ответственных коммуникантов.

Дополнительные разновидности  коммуникации: межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных  языков и коммуникативных культур, или между государствами, так  и межличностная – между отдельными представителями этих народов или  государств), организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую  и личностно-групповую). Эти разновидности  связаны не только с особенностями  коммуникативной среды в той  сфере, где осуществляется коммуникативная  деятельность, но и с составом коммуникантов (один коммуникант или общность коммуникантов, или какие-то варианты сочетания того и другого).

 

  1. Вербальные коммуникации

В качестве знаковой системы  вербальная коммуникация использует человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, которая  включают два принципа: лексический  и синтаксический. Речь – это важнейший компонент личности любого человека и главная составляющая делового имиджа. Так же она является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при помощи речи во время передачи информации меньше всего теряется смысл сообщения. Так как постоянно изменяются успехи общества, окружение, опыт, словарный запас языка, объем знаний, интересы, отношения, понятия о ценностях, личные качества и цели каждого человека, поэтому важна высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

 

 

 

 

    1. Структура вербального общения
  1. Значение и смысл слов и фраз.

Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность  и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность  и смысл интонации.

  1. Речевые звуковые явления. 

К ним относятся: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция  высоты голоса (плавная, резкая), тональность  голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация и дикция речи. Наблюдения показывают, что плавная, спокойная, размеренная манера речи является наиболее привлекательной в общении.

  1. Выразительные качества голоса.

К ним относится характерные  специфические звуки, возникающие  при общении: смех, плач, шепот, вздохи, а так же паузы, кашель и т.д.  
Кодирование и декодирование информации осуществляются при помощи речи: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К – С – Р (коммуникатор – сообщение – реципиент) асимметрична. (рис. 1)

 
 (рис. 1)

Для коммуникатора процесс  кодирования наступает после  «смысла информации», так как  «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его  в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В  этом случае проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим  смысла высказывания может стать  очевидной для коммуникатора  лишь тогда, когда реципиент превратится  в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог является наиболее эффективной формой общения. Он является специфическим видом «разговора», в котором происходит последовательная смена коммуникативных ролей, тем самым выявляя смысл речевого сообщения, т.е. происходит «обогащение, развитие информации». 

Успешность вербальной коммуникации в случае диалога зависит от того насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также  ее двусторонний характер. Во время  диалога происходит не просто «движение  информация», а воздействие особыми  способами друг на друга участники  коммуникации, они ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся  достичь определенного изменении  поведения.

Достаточно подробно исследованы  формы различных коммуникативных  барьеров и способы их преодоления. Так, выражением сопротивления принятию информации может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в  своем представлении авторитета коммуникатора, такое же – умышленное или неумышленное «непонимание»  сообщения: то ли из-за специфики фонетики говорящего, то ли из-за логики построения текста или особенностей его стилистики. Из этого следует, что всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, привлечь его, тем  самым подтвердить своей авторитет, совершенствовать манеру подачи материала  и т.д. Особое значение имеет факт соответствия характера высказывания ситуации общения, мера и степень  формального характера общения  и др. показатели. 

3.4. Позиции коммуникатора

Существует три типа позиций  коммуникатора во время коммуникотивного процесса:

  1. открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; 
  2. отстраненная – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;
  3. закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее. Естественно, что содержание каждой из этих позиций зависит от целей, задач, которые преследуются в коммуникативном воздействии, но важно, что каждая из названных позиций имеет определенные возможности для повышения  эффекта  воздействия.  

Точно так же всесторонне  исследованы способы повышения  воздействия текста сообщения. Именно в этой области используется методика контент - анализа, которая устанавливает  определенные пропорции в соотношении  различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории. Результаты исследования в данной области  опровергли, что можно автоматически  изменить поведение аудитории логически  и фактически обоснованной информацией. Выяснилось, что никакого автоматизма  в данном случае нет, а важным фактором оказалось взаимодействие информации и установок аудитории.

Легко видеть, что каждое из обозначенных здесь направлений  исследования имеет большое прикладное значение, особенно в плане повышения  эффективности средств массовой информации. 

В процессе коммуникации осуществляется взаимное влияние людей друг на друга. Чтобы полностью описать процесс  взаимовлияния, необходимо проанализировать мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи.

 

 

  1. Невербальные коммуникации

Невербальное поведение  человека служит средством выражения  его психического состояния. В манере общения воссоздается образ человека, в них зрительно проявляются  те его качества, которые положительно или отрицательно оцениваются окружающими. Люди довольно быстро приспосабливают  свое вербальное поведение к меняющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается  менее пластичным.

В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме  слов. Трудно переоценить значение манер и жестов в деловом имидже человека. Манеры могут быть плохими  или хорошими в зависимости от того, как в них проявляется  сам человек. В основе манер общения  лежат физические движения, благодаря  им каждый из нас владеет языком телодвижений. Особенность этого  языка выражается в его проявлении импульсами нашего подсознания, и возможности  подделать эти импульс - нет, и  это позволяет доверять невербальному  каналу больше, чем обычному вербальному  каналу общения.

 

    1. Основные невербальные средства общения

Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

  1. Кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, месте, взгляде, походке.

Особую роль в передаче информации играет мимика, которую  недаром называют зеркалом души. Выделяют шесть основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, страдание, удивление и отвращение. Не зависимо от национальности и культуры люди одинаково выражают данные состояния. Наиболее точную информацию о состоянии человека дают брови и  область  вокруг  рта.  (рис.2)  
 (Рис. 2)

С мимикой очень тесно  связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Если мимика отсутствует  при общении, люди испытывают дискомфорт и стремятся к обоюдности. Взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого  процесса. Когда человек только формирует  мысль, он чаще всего смотрит в  сторону или «в пространство», когда  мысль полностью готова, - на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда  трудность преодолевается, - больше. 

Визуальный контакт говорит  о расположении к общению. Например, если на нас смотрят мало, то мы имеем  все основания полагать, что к  нам или к тому, что мы говорим  и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо род  вызова нам, либо хорошее к нам  отношение.

Информация о работе Виды коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации