Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:19, курсовая работа
Целью курсовой работы - изучение влияния стиля руководства на социально – психологический климат в коллективе.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
провести теоретический обзор понятия «стиль руководства» в трудах отечественных и зарубежных специалистов;
дать характеристику понятия «стиль руководства», психологических факторов, влияющих на формирование стиля руководства;
дать характеристику понятия «социально – психологический климат»;
анализ совокупности личностно – психологических качеств и стиля работы руководителя, наиболее значимых при формировании социально – психологического климата;
подбор методики для оценки социально - психологического климата в коллективе;
Введение 3
Глава 1. Влияние стилей руководства на формирование 5
социально-психологического климата в коллективе 5
1.1. Понятие «стиль руководства» 5
1.1.2 Факторы, определяющие стиль руководства 11
1.2. Понятие «социально-психологический климат». 12
1.2.1. Структура и проявление социально-психологического климата 15
1.2.2. Формы проявления социально-психологического климата 18
Глава 2. Личностные качества руководителя как фактор социального управления психологическим климатом в коллективе 20
2.1. Факторы, влияющие на социально-психологический климат 20
2.1.1. Влияние особенностей личности руководителя на психологический климат в организации 24
2.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива 31
2.2.1. Социометрия как основной метод диагностирования межличностных взаимоотношений в организации. Референтометрия. 36
2.3. Пути регуляции социально-психологического климата 38
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложение №1 47
Приложение №2 48
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Влияние стилей руководства на формирование 5
социально-психологического климата в коллективе 5
1.1. Понятие «стиль руководства» 5
1.1.2 Факторы, определяющие стиль руководства 11
1.2. Понятие «социально-психологический климат». 12
1.2.1. Структура и проявление социально-психологического климата 15
1.2.2. Формы проявления социально-психологического климата 18
Глава 2. Личностные качества руководителя как фактор социального управления психологическим климатом в коллективе 20
2.1. Факторы, влияющие на социально-психологический климат 20
2.1.1. Влияние особенностей личности руководителя на психологический климат в организации 24
2.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива 31
2.2.1. Социометрия как основной метод диагностирования межличностных взаимоотношений в организации. Референтометрия. 36
2.3. Пути регуляции социально-психологического климата 38
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложение №1 47
Приложение №2 48
В условиях современной
научно-технической революции
Новизна. Переход к рыночной экономике породил новое для России 90-х годов явление безработицу. По данным Федеральной службы занятости России основную возрастную группу составляют безработные в возрасте 30-39 лет, т.е. наиболее трудоспособные. Подавляющее большинство безработных ( по данным мониторингов, проводимых в городах Центрального Нечерноземья) испытывают тревогу и страх перед будущим, снижается их адаптированность в социальной среде, возникает неадекватность оценки и самооценки, снижается психическая устойчивость, повышается конфликтность, наблюдается контрастность внутренних переживаний и повышенная восприимчивость к внешним воздействиям, а, следовательно снижение эффективности деятельности, её активность. Многие сотни людей оказались эмоционально, психологически травмированы.
От того, кто будет направлять деятельность сотрудников службы занятости, куда придут безработные, какой климат будет создан в коллективе зависит качество помощи гражданам, оказавшимся без работы. Руководителю необходимы приёмы не только администратора, но и психолога, педагога, лингвиста. В целях обеспечения плодотворной работы службы занятости работа руководителя заключается в создании действительно жизнеспособного, грамотного, референтного коллектива с положительным социально – психологическим климатом.
Целью курсовой работы - изучение влияния стиля руководства на социально – психологический климат в коллективе.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
Гипотеза. Стиль руководства коллективом играют первоочередную роль в создании благоприятного социально – психологического климата, и является социально значимым.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.)1. Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
С момента
появления науки управления, эволюция
ее, как самостоятельной дисциплины
Школы управления на протяжении долгого периода формировали определенные методы и стили руководства. Слово «стиль» греческого происхождения, означает стержень или почерк2. Отсюда можно считать, что стиль руководства - это своего рода «почерк» в действиях менеджера.
С точки зрения А.А. Русалиновой (1980), стиль руководства — это стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий управления, личных особенностей руководителя.
Взаимодействие руководителя с подчиненными предполагает: выбор задач, принятие решений; организацию группы и выбор методов побуждения; осуществление контроля; установление взаимоотношений с подчиненными; регуляцию информационных потоков; установление обратной связи с коллективом; взаимодействие с общественными организациями.
Осуществляться
эти функции разными
По А.А. Русалиновой, характеристиками стиля являются: активность — пассивность, единоначалие — коллегиальность в принятии решений, директивный — попустительский характер воздействий, ориентация на позитивную — негативную стимуляцию, дистантные — контактные отношения с подчиненными, централизация-децентрализация информационных потоков, наличие — отсутствие обратной связи с коллективом. Эти характеристики стиля руководства не исключают друг друга, а могут сочетаться в разных комбинациях, обусловливая степень выраженности того или иного стиля.
А.Л. Журавлев и В.Ф. Рубахин (1976) под стилем руководства подразумевают индивидуально-типологические особенности целостной относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций3.
Стиль руководства является интегративной характеристикой деятельности руководителя, в которой отражаются личностные качества руководителя, взаимоотношения с подчиненными и особенности деятельности (Н.В. Ревенко, 1980).
Разные авторы выделяют различные основания для описания стилей руководства:
Комплекс систематически используемых методов принятия решения (И.П. Волков, А.Л. Журавлев, А.А. Русалинова);
Совокупность типичных и относительно устойчивых методов и приемов воздействия руководителей на подчиненных - стиль общения;
Личностные качества руководителя, обусловливающие выбор тех или иных приемов и методов деятельности (Д.П. Кайдалов, Е.И. Сулименко, 1979; Д.М. Каунд ,1987);
Совокупность норм и правил, которых придерживается руководитель по отношению к подчиненным (Дж. Перселл 1987);
Ориентация на производственные задачи либо на человеческие отношения в коллективе (Ф. Фидлер 1967).
Стили мышления и основные мыслительные стратегии руководителей (А.А. Алексеев, Л.А. Громова, 1993).
Существует несколько подходов к выделению стилей руководства.
Самой популярной остается типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы XX столетия эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890—1947). Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью. Важнейшим общим основанием выделения этих стилей послужил характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным. Рассмотрим эти стили подробней.
Автократический (авторитарный) стиль подразумевает жесткое руководство с помощью распоряжений, инструкций, требующих от группы выполнения. Руководитель, придерживающийся такого стиля, определяет всю деятельность группы, прописывает все технические приемы и действия. Этот стиль отличается четкой постановкой целей деятельности, энергичной формой отдачи распоряжений, приказаний, нетерпимостью ко всему, что идет вразрез с мнением руководителя. Члены группы у такого руководителя постоянно находятся в состоянии неопределенности относительно своих будущих действий, знают только свои частные задачи. Связи между ними сводятся руководителем до минимума и проходят только через него или под его наблюдением. Руководитель при необходимости разбивает подчиненных на группы, не считаясь с их мнением. В похвалах и критике придерживается только своего мнения. По характеристике К. Левина, авторитарный стиль руководства — это обезличенность и отчужденность, но не откровенная враждебность. В Приложении №1 показана сравнительная характеристика трех основных стилей управления.
Польский психолог Е.М. Старостяк выделил в авторитарном стиле три подтипа.
1. Жесткий: руководитель строг, но справедлив, поддерживает уже сложившиеся взаимоотношения в коллективе даже при изменении ситуации; приверженец субординации, хорошо относится к подчиненным, которые "знают свое место". Многие принимают этот тип руководства, так как оно уменьшает их личную ответственность за неудачу коллектива. При этом подчиненные считают, что они выполняют лишь индивидуальные обязательства.
2. Хозяйский: руководитель навязывает свою позицию отеческой заботы о подчиненных, уделяет внимание повышению их материального благополучия, вмешивается в их дела, даже личные. Особенно часто этот подстиль руководства встречается у тренеров спортивных команд. Преувеличенная защита и опека подчиненных может вызвать у них ответную агрессивную реакцию. Они будут оказывать руководителю, который, по их словам, не позволяет им "даже дышать", серьезное сопротивление. Другие же могут привыкнуть к такой системе руководства и будут даже стремиться к ее сохранению, так как при этом любое их действие и желание уже "запрограммированы". В результате такой подстиль руководства снижает деловую и общественную активность подчиненных и в ряде случаев лишает их умения вести самостоятельную жизнь.
3. Непоследовательный: это неумелый, несобранный, как правило, деспотичный руководитель. Он проявляет видимость могущества, но неуверен в себе. Предпочитает выдвигать в актив более слабого, но покорного, чем более знающего, но самостоятельного. Мелочно придирчив, но готов идти на компромисс, который поможет ему уйти от ответственности в случае неудачи.
При демократическом стиле руководства группа в той или иной мере подключается к организации деятельности. Руководитель разрешает членам принимать участие (более того, даже поощряет это) в определении содержания деятельности группы, распределяет между ними ответственность, поощряет и развивает отношения между подчиненными, стремясь уменьшить внутригрупповое напряжение, создает атмосферу товарищества и делового сотрудничества. Все члены группы в общем виде знают все основные этапы деятельности. Когда члены группы просят совета, руководитель дает на выбор не один, а несколько способов достижения пели. Сотрудники разбиваются на группы по их желанию. Руководитель старается быть объективным в своей похвале и критике членов группы.
Позицию руководителя с демократическим стилем можно охарактеризовать как "первого среди равных". Его власть является необходимостью для рационального выполнения стоящих перед коллективом задач и не основывается на приказах и репрессиях. Такой руководитель более доступен для подчиненных, которые чувствуют себя с ним свободно и охотно общаются. Предоставление подчиненным в ряде случаев самостоятельности и инициативы способствует формированию у них зрелого в социальном плане поведения.