Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:19, курсовая работа
Целью курсовой работы - изучение влияния стиля руководства на социально – психологический климат в коллективе.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
провести теоретический обзор понятия «стиль руководства» в трудах отечественных и зарубежных специалистов;
дать характеристику понятия «стиль руководства», психологических факторов, влияющих на формирование стиля руководства;
дать характеристику понятия «социально – психологический климат»;
анализ совокупности личностно – психологических качеств и стиля работы руководителя, наиболее значимых при формировании социально – психологического климата;
подбор методики для оценки социально - психологического климата в коллективе;
Введение 3
Глава 1. Влияние стилей руководства на формирование 5
социально-психологического климата в коллективе 5
1.1. Понятие «стиль руководства» 5
1.1.2 Факторы, определяющие стиль руководства 11
1.2. Понятие «социально-психологический климат». 12
1.2.1. Структура и проявление социально-психологического климата 15
1.2.2. Формы проявления социально-психологического климата 18
Глава 2. Личностные качества руководителя как фактор социального управления психологическим климатом в коллективе 20
2.1. Факторы, влияющие на социально-психологический климат 20
2.1.1. Влияние особенностей личности руководителя на психологический климат в организации 24
2.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива 31
2.2.1. Социометрия как основной метод диагностирования межличностных взаимоотношений в организации. Референтометрия. 36
2.3. Пути регуляции социально-психологического климата 38
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложение №1 47
Приложение №2 48
Л.И.Уманский
вышеперечисленные свойства рассматривает
в единстве, используя термин "организаторское
чутье". Также он отмечает такое
свойство, как эмоционально-волевую возде
Кроме того, он выделяет такое свойство личности, как склонность к организаторской деятельности, потребность в ней, стеничность чувств при ее выполнении.
Л.И.Уманский отмечает, что указанные свойства иерархизированы. В этой иерархии первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность.
Ю.Н.Емельянов ввел понятие "организаторского потенциала" как "системного качества, характеризующего не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой протекает организаторская деятельность данной личности"15. Это "системное качество" возникает на стыке между обществом, коллективом, индивидом и объектом его деятельности.
В работах Л.Д. Кудряшовой внимание привлечено к явлению целостности личности руководителя (наличию общих способностей, не сводимых к сумме частных, специальных способностей и качеств).
Наиболее значимыми качествами для формирования благоприятного СПК коллектива являются следующие черты личности руководителя: объективность и справедливость, принципиальность и доброжелательность, уравновешенность и оптимизм.
В.Г.Афанасьев называет следующие управленческие функции:
К этому перечню добавляется еще одна функция – сбора и преобразования информации.
В отличие от специалистов в области управления, психологи и социологи за основу классификации берут не управленческий цикл, а всю структуру деятельности руководителя в трудовом коллективе.
Л.И.Уманский
рассматривал управленческую деятельность
как конечное звено в системе
управления людьми. Он подчеркивал, что
в первичных коллективах
- интеграция
личностей посредством
-коммуникативная
функция, связанная с
- обучение и воспитание.
Л.И.Уманский подчеркивает, что в любой конкретной организаторской деятельности все указанные функции проявляются в единстве и взаимообусловленности. Они выступают в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой из этих функций.
Е.С.Кузьмин, И.П.Волков, Ю.Н.Емельянов называют следующие функции: административную, стратегическую, экспертно-консультативную, коммуникативно-регулирующую, функцию представительства группы во внешней среде, дисциплинарную, воспитательную и психотерапевтическую16.
А.Г.Ковалев
рассматривает функции целепола
По мнению Л.С.Бляхмана,
содержание деятельности руководителя
раскрывается в следующих его функциях:
целеполагающей, административно-
В отечественной литературе можно встретить и другие перечни функций руководителя.
Среди наиболее значимых умений руководителя выделяются следующие:
Способность мыслить широко, масштабно, системно, комплексно, видя одновременно развитие своей организации на большую перспективу, не упуская сиюминутных дел и задач, быть демократичным и коллегиальным, поощряя творческую инициативу своих подчиненных, но одновременно и авторитарным с демагогами и лодырями, быть готовым к риску, который базируется на взвешенном анализе возникающей проблемы, способным не только полагаться на интуицию и практический опыт, но и на зрелый, научно обоснованный расчет, быть добрым и деликатным, но одновременно требовательным, масштабным с точки зрения социальных запросов людей. Что касается решения вновь возникающих задач опираться на научный подход, передовой опыт, знать и изучать не только специфику собственного производства, не только причины удач, но и анализировать причины поражений18.
Подводя итог
теоретической части можно
На основе
теоретического анализа, можно сделать
вывод, что наличие определенных
лидерских и управленческих способностей
создают предпосылки к
Проверим
обоснованность теоретических выводов
в экспериментальной части наше
Для диагностики социально-психологического климата конкретного коллектива необходимо описать и сравнить с определенными эталонами проявление преобладающего настроя коллектива и одновременно оценить качество его функционирования.
Б. Д. Парыгин различает два основных варианта диагностики социально-психологического климата коллектива:
1) в рамках фундаментального исследования;
2) в режиме оперативного обследования.
В первом случае
диагностика социально-
При диагностике
анализируются такие показатели
как групповая сплоченность, удовлетворенность
трудом, соответствие требованиям социального
развития, потенциал социально-
Показателями групповой
Индекс групповой сплоченности определяется в социометрическом исследовании и высчитывается как отношение общего числа взаимных положительных выборов к числу возможных выборов. Содержательная характеристика этих взаимных положительных выборов при применении социометрической методики опущена. Индекс групповой сплоченности – это строго формальная характеристика группы.
Частота и прочность коммуникативных связей положена в основу исследования сплоченности Л. Фестингером. Он определял сплоченность как сумму всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней. Силы эти интерпретировались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в ней.
Согласие как критерий сплоченности предлагает Т. Ньюком, который указывает на необходимость возникновения сходных ориентации членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям, регулируемое эмоциональными реакциями отдельных индивидов и всей группы в целом.
Ценностно-ориентационное единство – один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.
Показателем
ценностно-ориентационного
Удовлетворенность. Это ограниченный критерий в определении состояния социально-психологического климата. Установлено, что чувство удовлетворенности человека своим статусом или отношениями с окружающими людьми в коллективе может вовсе не соответствовать его реальному положению в группе. Так, в исследованиях, проведенных в школе, было обнаружено, что иногда в классах, где плохо поставлена воспитательная работа, ученики, явно нарушающие дисциплину и имеющие низкую успеваемость, могут иметь высокий коэффициент удовлетворенности своим статусом в коллективе.
Б. Д. Парыгин в качестве критерия в диагностике социально-психологического климата предложил соответствие его требованиям социального развития, акцентируя внимание на потребностях и ориентации личности в коллективе. Наибольшее соответствие социально-психологического климата требованиям социального развития обеспечивает максимальную включенность человека в деятельность. А это, в свою очередь, оказывается условием социальной и экономической эффективности самой деятельности.
В связи с этим Парыгиным было выдвинуто понятие потенциала социально-психологического климата коллектива. Потенциал социально-психологического климата характеризует не столько ту или иную направленность развертывания процессов, сколько состояние и уровень реализации имеющихся возможностей деятельности.
Существует
шесть потенциалов, которые характеризуют
уровень социально-
1. Потенциал выбора. Зависит от диапазона как объективных возможностей, так и субъективных притязаний членов коллектива применительно к выбору способа выполняемой ими деятельности. Выбор альтернатив зависит от личности, ее самосознания и самоотношения.
Возможен двоякий эффект потенциала выбора в качестве показателя социально-психологического климата:
а) чем выше уровень и шире диапазон внутриколлективных возможностей и субъективной предрасположенности к выбору, тем выше уровень творческой активности личности и коллектива в целом, психологической включенности в деятельность, а, следовательно, и ее эффективности;
б) принципиально возможен конфликт между предрасположенностью личности к выбору и отсутствием условий для ее реализации в данном коллективе;
в) не исключен и конфликт между объективными возможностями выбора, с одной стороны, и нерасположенностью личности к принятию решений.
В последних
двух случаях фактор потенциала выбора
может отрицательно сказаться на
социально-психологическом
2. Потенциал обновления. Характеризует диапазон как объективных возможностей, так и субъективных притязаний членов коллектива применительно к темпам и масштабам перемен, которые могут быть в рамках как предметной, так и коммуникативной деятельности.
Значимость
данного потенциала определяется присущей
человеческому мозгу потребност
Существуют две модели действия данного потенциала:
а) объективные характеристики потенциала обновления находятся в полном соответствии с субъективными, что возможно как при его достаточно низком, так и при высоком уровне развернутости;
б) объективные и субъективные характеристики потенциала обновления находятся в конфликтном состоянии.
Иногда совмещаются оба варианта, когда объективные или субъективные характеристики этого потенциала одной части коллектива, будучи достаточно динамичными, сталкиваются с нединамичностью, консервативностью других членов этой же рабочей группы.
3. Потенциал признания. Характеризует как объективные условия внутриколлективной деятельности, направленные на поощрение индивида, так и его субъективные притязания на тот или иной уровень положительной оценки своей деятельности коллективом.
Важность потенциала признания в структуре показателей СПК определяется принципиальной значимостью для человека механизма обратной связи с окружающей его социальной средой. Подчеркивая огромную роль поощрения и одобрения человеческой деятельности окружающими как важнейшего фактора благоприятного психического состояния индивида, известный канадский биолог Г. Селье отмечал, в частности, что для него лично «жажда одобрения и признания была одной из главных движущих сил на протяжении всей жизни». Лев Толстой в юности мечтал, как его окружает толпа людей, которые его за что-то очень благодарят.