Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:19, курсовая работа
Целью курсовой работы - изучение влияния стиля руководства на социально – психологический климат в коллективе.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
провести теоретический обзор понятия «стиль руководства» в трудах отечественных и зарубежных специалистов;
дать характеристику понятия «стиль руководства», психологических факторов, влияющих на формирование стиля руководства;
дать характеристику понятия «социально – психологический климат»;
анализ совокупности личностно – психологических качеств и стиля работы руководителя, наиболее значимых при формировании социально – психологического климата;
подбор методики для оценки социально - психологического климата в коллективе;
Введение 3
Глава 1. Влияние стилей руководства на формирование 5
социально-психологического климата в коллективе 5
1.1. Понятие «стиль руководства» 5
1.1.2 Факторы, определяющие стиль руководства 11
1.2. Понятие «социально-психологический климат». 12
1.2.1. Структура и проявление социально-психологического климата 15
1.2.2. Формы проявления социально-психологического климата 18
Глава 2. Личностные качества руководителя как фактор социального управления психологическим климатом в коллективе 20
2.1. Факторы, влияющие на социально-психологический климат 20
2.1.1. Влияние особенностей личности руководителя на психологический климат в организации 24
2.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива 31
2.2.1. Социометрия как основной метод диагностирования межличностных взаимоотношений в организации. Референтометрия. 36
2.3. Пути регуляции социально-психологического климата 38
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложение №1 47
Приложение №2 48
Референтометрическая процедура предусматривает проведение двух экспериментальных этапов. На первом, предварительном, этапе осуществляется практически любая процедура, позволяющая:
* выявить мнение, отношение, позицию каждого члена группы по поводу того или иного события, явления, значимого для общности;
* или оценить,
сравнить партнеров по
В любом случае итогом первого экспериментального этапа является набор мнений и суждений всех без исключения членов группы по поводу какого-то значимого для них объекта оценивания.
На этом этапе
экспериментатор может работать
с группой в целом и
* объект оценивания и сама процедура должны быть достаточно высоко значимыми для испытуемых;
* ни одному из испытуемых не должны быть известны ответы его товарищей по группе.
Второй этап, в ходе которого проводится собственно референтометрический опрос, может начинаться либо немного погодя, либо непосредственно вслед за завершением первого этапа.
Основная цель второго этапа – выявление тех лиц, позиция которых (то есть мнения и оценки, высказанные ими на предварительном этапе) в наибольшей степени интересует испытуемого, а следовательно, и является особенно значимой для него.
Второй этап может проводиться, как правило, в двух формах – в традиционной (индивидуальной) и в групповой. Традиционная процедура позволяет получить большой массив данных, но требует значительного запаса времени для многократного тиражирования индивидуального опроса. Групповая форма дает менее богатую информацию, но время на ее проведение значительно сокращается.
При проведении традиционной процедуры референтометрии алгоритм действий исследователя может быть следующим.
Во-первых, исследователь выясняет у каждого испытуемого в отдельности, согласен ли он, чтобы заполненный им на предыдущем этапе бланк был показан тем членам группы, которые этим заинтересуются,. Факт согласия или несогласия с такой перспективой фиксируется исследователем в своих записях.
Во-вторых, до сведения испытуемого доводится, что большинство его товарищей не возражают против того, чтобы с их опросными листами ознакомились остальные члены группы.
В-третьих, испытуемому
предлагается назвать тех, с чьими
опросными листами ему хотелось
бы ознакомиться. С тем чтобы максимально
повысить избирательность такого выбора,
испытуемого сначала
Порядок действий исследователя при проведении групповой формы референтометрии, то есть когда он работает со всей группой одновременно, может быть следующим (например, если на первом этапе была проведена социометрическая процедура).
Во-первых, исследователь просит каждого испытуемого на оборотной стороне своей заполненной социометрической карточки поставить либо знак «+», либо знак «—» в зависимости от того, согласен он или не согласен обнародовать свои ответы.
Во-вторых, как это делается и при индивидуальной форме опроса, исследователь предоставляет возможность каждому члену группы последовательно обозначить не более трех своих товарищей, чьи бланки его интересуют больше всего. В отличие от индивидуальной формы, эти фамилии фиксирует не экспериментатор, а сам испытуемый, записывая их в столбик на оборотной стороне своей социометрической карточки.
При обработке материала, полученного в результате референтометрии, анализу подвергаются данные только второго этапа. Все референтометрические выборы фиксируются в специальной референтоматрице, которая по принципам построения не отличается от социоматрицы.
Кроме матричной формы компоновки материала может быть использована и референтограмма (по аналогии с социограммой), которая наглядно демонстрирует степень взаимности референтометрических предпочтений и факт наличия или отсутствия сколь-нибудь четко очерченных подгрупп в обследуемой общности.
Таковы основные методы изучения состояния взаимоотношений в организации. Умелое их использование позволяет руководителю управлять процессами групповой динамики, выявить неформальную структуру организации, эту «невидимую часть айсберга».
1 Журавлев А.Л., Рубахин В.Ф., Шорин В.Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. – М.: Экономика, 1976. – с.8
2 Юрченко Е.С., Женило М.Ю. Словарь иностранных слов. - Р-на-Д, Феникс, 2001. – c.305
3 Давыдов Г.А. Социальная психология. – М.: ВПА, - с.11- с. 58
4 Дьяченко М.И. Психолого-педагогические основы деятельности руководителя. -М.: Воениздат, 1978 – с.57
5 Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М.: Аспект Пресс, 2003. – с.238
6 Щекин Г.В. Организация и психология управления персоналом: Учеб.-метод.пособие.- К.:МАУП, 2002.-с.637-638
7 Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — с.408
8 Щекин Г.В. Организация и психология управления персоналом: Учеб.-метод.пособие.- К.:МАУП, 2002.-с.640
9 Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ,1980. – с.57
10 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации, - М.: Аспект –Пресс, 1999. – с.467
11 Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика и психология - М.: Воениздат, 1986. – с. 98
12 Основы военной психологии и педагогики. Автор: А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Н. Ф. Феденко. Издательство: Просвещение/Серия: Учебное пособие для педагогических институтов, 1988. - с.67
13 Психология личности. Автор: Э. П. Утлик. Издательство: Академия/Серия: Высшее профессиональное образование, 2008.- с.101
14 Социология и психология управления. Автор: О. В. Ромашев, Л. О. Ромашева. Издательство: Экзамен/Серия: Учебник для вузов, 2002. – с.184
15 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации, - М.: Аспект –Пресс, 1999. - с.87
16 Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. Лекция №28
17 См. там же.
18 Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. Лекция №30