Влияние интернета на российских подростков и юношества в контексте развития российского информационного пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Исследование этой проблемы становится особенно актуальным, если учесть резкое сокращение развивающих целенаправленных информационных потоков в адрес юной аудитории. Юные граждане России вынуждены находиться в ситуации информационного голода. Общество теряет возможность влияния на умы и сердца скептического молодого поколения, получающего информацию все более независимо в виртуальном мире, а это 26% населения страны. Подобно экологической катастрофе, информационный хаос может вызвать информационную катастрофу. Чтобы ее предотвратить, необходимы определенные усилия государства и гражданского общества, основанные на точном знании ситуации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы
Концептуальный подход
Цели, задачи, гипотезы исследования
Объект и предмет исследования
1.4. Обоснование выборочной совокупности
Глава 2. Методика исследования
2.1. Сравнительная база исследования
2.2. Основные результаты массового опроса
Глава 3. Основные выводы по массовому опросу
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

КР Эля.doc

— 923.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное  бюджетное образовательное                                                                                 учреждение    высшего профессионального  образования

«Российский государственный  социальный университет»

Уральский институт социального образования

(филиал) РГСУ в г.  Екатеринбурге

Факультет социальной работы

Кафедра социальной работы и педагогики

Допустить к защите

Зав кафедрой ______А.С. Балахонов

 

 

 

Курсовая работа

Предмет: «психолого-педагогической диагностики»

Тема: «Влияние интернета на российских подростков и юношества в контексте развития российского информационного пространства»

 

Выполнена: студенткой

Сергаевой Эльвиры

                                                                                         Жалиловной гр.493

 

 Научный руководитель:

канд.психол.наук, доцент

Молчанова Наталья Владимировна

 

                                                 Екатеринбург 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы

    1. Концептуальный подход
    2. Цели, задачи, гипотезы исследования
    3. Объект и предмет исследования

1.4. Обоснование выборочной  совокупности

Глава 2. Методика исследования

2.1. Сравнительная база  исследования

2.2. Основные результаты массового опроса

Глава 3. Основные выводы по массовому опросу

Список используемой литературы

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Информация является важнейшим условием существования  современного человека, тем более  в возрасте, когда он входит в  мир, складываются его отношения  с социальными институтами.

Предметом исследования является психолого-педагогическая диагностика.

Объект исследования диагностика влияния интернета.

Исследование этой проблемы становится особенно актуальным, если учесть резкое сокращение  развивающих  целенаправленных информационных потоков  в адрес юной аудитории. Юные граждане России вынуждены находиться в ситуации информационного голода. Общество теряет возможность влияния на умы и сердца скептического молодого поколения, получающего информацию все более независимо в виртуальном мире, а это 26% населения страны. Подобно экологической катастрофе, информационный хаос может вызвать информационную катастрофу. Чтобы ее предотвратить, необходимы определенные усилия государства и гражданского общества, основанные на точном знании ситуации.

Возникает необходимость научно-обоснованных ответов на вопрос: каковы источники информации для юных россиян в условиях динамичных изменений информационного пространства, стихийности и хаоса?

Социологическое изучение данной проблемы проводится исследовательской  группой с 1990 г. В 1997-1998 году оно было осуществлено при поддержке российского представительства Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1999 году по материалам исследования состоялись слушания в Государственной Думе Российской Федерации. Исследование было повторно проведено в 2005 году. Выводы и предложения были использованы при подготовке материалов Комиссии по культуре и искусству при Президенте РФ в 2007 году. Проведение 3-го этапа социологического исследования в 2012 году позволило выявить формы взаимодействия   подрастающего поколения с современной информационной средой, насыщенной новыми техническими средствами, интегрированной интернетом. Результаты исследования приводят к выводу о становлении подрастающего поколения как первого интернет-поколения России с особыми, отличающимися от предыдущих поколений способами коммуникации и постижения мира.

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.

1.1. Концептуальный подход

Определяя подход к анализу  итогов исследования, важно было выбрать систему координат, в которой рассматривать полученные данные. Встречаются следующие подходы:

- охранительный, который  стремится уберечь юную аудиторию  от предполагаемого вредного  влияния интернета, вызванного  открытым доступом к любой  информации, возникновением зависимости от пребывания в виртуальной реальности;

- фактуально-технологический,  который исходит из того, что  Интернет и современные технологии  – неизбежная данность, с ними  приходится существовать, независимо  от их пользы или вреда; основное внимание уделяется технологическим навыкам;

- образовательно-компенсаторский,  в котором обосновывается важная  роль интернета для образования  и социализации подрастающего  поколения, предлагаются правила  и нормы его использования;

- цивилизационный,  при  котором информационные технологии понимаются как  механизмы и факторы цивилизационного процесса на новом этапе развития общества.

Не отрицая значение всех подходов, в нашем исследовании мы исходим из парадигмы, рассматривающей  интернет-пространство и в целом информационное пространство как составляющую процесса перехода от постиндустриального общества к информационно-коммуникативной цивилизации, где основным фактором прогресса становится ноосфера (Вернадский), или коллективный разум (Турчин, Моисеев). Тогда становится недостаточным оценить вред или пользу интернета для детей, подростков и юношества. Наиболее важно выявить готовность и способность подрастающего поколения жить и действовать в межпоколенческом диалоге, коллективном дискурсе, принимать на себя ответственность за тот или иной социальный выбор.

Важно при этом учитывать  значение информационных технологий в  личностном развитии ребенка и становлении  поколенческих особенностей. На первых этапах онтогенеза возникают и развиваются  коммуникативные потребности и особенности, психологические орудия (средства) интеллекта и жизнедеятельности, формируется информационно-психологическое пространство юной личности как восприятие мира со своим «горизонтом». Коммуникативная деятельность и общение как внутриличностный, внутрипоколенческий и межпоколенческий диалог становятся фундаментальными системообразующими   механизмами. На новой интеллектуальной основе формируются новые психологические орудия и механизмы, обеспечивающие самосознание, самооценку, смыслы жизни, самореализацию, саморазвитие личности в юном возрасте.

Для понимания и оценки результатов исследования важно  учитывать, что развитие юного человека - это сложный процесс формирования психологических орудий коммуникативной  деятельности, похожий на путь развития человечества, но в ускоренном режиме. К концу подросткового возраста юный человек ХХ1 века проходит  все стадии общечеловеческого развития средств коммуникативной деятельности  - от жестовой до компьютерной и мультимедийной культур. Одна из них может стать определяющей в зависимости от других факторов. В соответствие с социогенезом и онтогенезом можно рассматривать поколения книжной, радийной, кино- и телевизионной, компьютерной и мультимедийной культур.

При этом обнаруживаются соответствующие уровни комплексности картин мира: а) мифологическая целостность при преобладании устно-речевого способа восприятия мира; б) разложение целого на фрагменты и логическая выводимость одного из другого, стремление к созданию единственно верной картины мира при базовости письменной культуры; в) открытая, незавершенная, многообразная и развивающаяся картина мира как отражение сетевой интернет-системы; каждая вещь мыслится как создающая собственные время и пространство, а пространство и время тотально взаимопроникают друг в друга; г) новый синтез, единство многообразного и вариативного в мультимедийной культуре.

При этом компьютер, какие  бы опасения по его поводу не высказывались, предлагает пользователям все виды медийных культур: текст, фото, звук, движущаяся картинка, мультимедиа как сочетание всех этих возможностей в одном информационном продукте. Поэтому все большее число молодых людей приобщается к письменности путем электронного письма, к книгам - с помощью виртуальных библиотек, к музыке и видео – через соответствующие виртуальные ресурсы, что показало и наше исследование. Психологические реакции современного ребенка при этом коренным образом отличаются от взрослых с их информационной культурой предыдущих этапов. В чем эти отличия – одна из сторон и задач проведенного исследования.

 

Понятие возраста в современном понимании становится сложным и многогранным, зависящим от множества факторов. Для разрешения данной проблемы Л.С. Выготский обосновал необходимость в периодизации детства перейти от симптомокомплексов различных эпох, фаз и стадий развития, то есть внешних признаков, к тому, что обусловливает их, то есть «самого процесса детского развития в его внутренних закономерностях» [Выготский].  Поэтому невозможно изучать детство вообще, а только спектр возрастных периодов. Понятия «новообразования», «критические периоды», «социальная ситуация развития», введенные Л.С. Выготским, являются ключевыми для раскрытия становления человека как информационно-коммуникативной системы в его взаимодействии с информационным пространством.

Согласно этому подходу, вехи, разграничивающие возраст, могут  быть расставлены не в любых точках жизненного пути ребенка, а исключительно  в тех, в которых объективно заканчивается  один и берет начало другой возраст. Для исследований, проводимых нами, важна критическая точка, которая, согласно последним данным, около  12  лет, отделяющая детей 10-11 лет от 13-14-летних. Еще одна критическая точка наблюдается в возрасте около  15 лет, разделяя подростковый возраст и раннюю юность.  И.С. Кон назвал этот возраст "Открытие Я". Именно этой периодизации мы придерживались, проводя эмпирические исследования. При описании данных иногда понятие «подросток» используется как синоним всей исследуемой категории 10-17 лет.

 

Авторский коллектив  использовал следующий понятийный аппарат.

Понятие «поколение» является многогранным. В.М. Воронков формулирует его как общность людей, 1) разделяющих определенные культурные ценности и реализующих их в своих культурных практиках; 2) создающих поле коммуникации и взаимодействия; 3) члены которой сами себя идентифицируют как составной элемент поколения [Воронков].

Ключевым понятием, характеризующим  современные межпоколенческие отношения, является коммуникационное взаимодействие поколений. Исследователь Павел Макеев предложил определить его следующим образом: межпоколенческий диалог – это процесс взаимодействия между представителями двух или более поколенческих групп (когорт), направленный на передачу, критическое осмысление, воспроизводство социального опыта и его развитие, модернизацию. Новые межпоколенческие отношения требуют формирования институциональной зрелости общества, судьба нового поколения и общества зависит от соответствующих социальных институтов и условий.

Пересечение информационного  пространства как внешней среды  и коммуникативной активности юной личности как внутреннего фактора находит выражение в межличностной коммуникации. Коммуникация со взрослыми и сверстниками, в свою очередь, детерминирует отбор значимой информации, социализацию и индивидуализацию, воспитание и самовоспитание, образование и самообразование в ходе поколенческого и межпоколенческого взаимодействия. Это оказывает существенное влияние не только на ребенка, но и все значительнее определяет функционирование и развитие информационной системы общества в целом.

Информация (от лат. informatia – разъяснение, изложение; этимологически: «in» - в, «forma» - нечто упорядочивающее) чаще всего определяется как сведения, передаваемые людьми друг другу устным, письменным или другим способом.

Понятие коммуникация происходит от латинского communicatio – обмен, связь, разговор,    и спектр его значений расширяется. Н. Луман раскрывает коммуникацию как вид социального взаимодействия. Субъекты, благодаря коммуникации и обмену информацией в ходе нее, существуют, могут изменяться сами, менять свое поведение и деятельность, влиять на других субъектов. Информации  рождается при коммуникации и не существует вне ее. Книги, газеты, журналы, библиотеки, компьютерные ресурсы  – это не хранилища информации, которую нужно извлечь, а возможность информации. Она возникает в процессе опосредованной коммуникации, даже если контактирующих разделяют века.

Информационное  пространство можно определить как систему циркуляции информации в абстрактной, предельно обобщенной форме, в самоуправляющихся и самокорректирующихся  системах, социумах, обществе в целом.

Понятие «информационно-психологическое пространство» может быть определено как система информационных процессов общества,  коммуникаций человека и  мира (окружения), человека и человека. В исследовании для простоты используется как синоним понятие «информационное пространство»

В контексте предлагаемой модели информационно-психологического пространства определение информации Н. Винера как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и  приспособления к нему наших органов чувств» [Винер] может быть дополнено определением С.А. Дятлова: «информация – это атрибутивная характеристика осуществляющегося, актуализирующегося через системные взаимодействия и отношения сознания, присущего свободной творческой личности человека (активному управляющему субъекту)». Как считает С.А. Дятлов, «при рассмотрении всех разнообразных проблем информационного общества мы определяем информацию не как абстрактный, отчужденный от живого человека феномен, а как атрибут сознания, имманентно присущий живой личности человека, обладающего свободой выбора и творческой потенцией…» [Дятлов].

Модель информационно-психологического пространства позволяет сделать  вывод: ее центральным звеном является личность в межпоколенческих отношениях, - что закладывает основы анализа взаимодействия пространства этих отношений с подрастающим поколением.

Информационное взаимодействие подрастающего поколения в рамках единого пространства – это сложная  сеть коммуникационных каналов и механизмов, которые были исследованы нами.

Информация о работе Влияние интернета на российских подростков и юношества в контексте развития российского информационного пространства