Влияние интернета на российских подростков и юношества в контексте развития российского информационного пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Исследование этой проблемы становится особенно актуальным, если учесть резкое сокращение развивающих целенаправленных информационных потоков в адрес юной аудитории. Юные граждане России вынуждены находиться в ситуации информационного голода. Общество теряет возможность влияния на умы и сердца скептического молодого поколения, получающего информацию все более независимо в виртуальном мире, а это 26% населения страны. Подобно экологической катастрофе, информационный хаос может вызвать информационную катастрофу. Чтобы ее предотвратить, необходимы определенные усилия государства и гражданского общества, основанные на точном знании ситуации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы
Концептуальный подход
Цели, задачи, гипотезы исследования
Объект и предмет исследования
1.4. Обоснование выборочной совокупности
Глава 2. Методика исследования
2.1. Сравнительная база исследования
2.2. Основные результаты массового опроса
Глава 3. Основные выводы по массовому опросу
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

КР Эля.doc

— 923.00 Кб (Скачать файл)

Ряд видов коммуникации связан со способом общения субъектов: а) интраперсональная (внутриличностная) - коммуникация с самим собой как ансамблем существ; б) межличностная - в ней участвуют двое или более коммуникантов как партнеры; в) представительская – однонаправленная коммуникация от одного к другому или многим; г) групповая - коммуникации внутри группы, между группами, где каждый участник – равноправный партнер; д) массовая - происходит в том случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп; е) диалог культур – специфический способ коммуникации с цивилизациями как прошлой, так и нынешней  эпох.

Каналы (средства) информации и коммуникации характеризуют совокупность устройств, предметов или объектов, предназначенных для передачи информации от одного субъекта, именуемого источником, к другому, именуемому приемником (аудитория). Основной ряд каналов информации – это  межличностное информирование, печать (газеты, журналы, книги), аудиоканалы (телефон, радио), визуальные каналы (кино, телевидение), интернет.

Современные средства коммуникации сложно отнести к индивидуальной или массовой коммуникации. Средства передачи информации впервые начинают различаться не с помощью различных технологий, а посредством различных способов его функционирования. Многофункциональность – характеристика интернета. Новое в интернете то,  что он делает возможной коммуникацию «многих со многими». Также посетители могут быть и получателями, и отправителями – это «интерактивная» или «соучаствующая» массовая коммуникация, или «сетевой кастинг». Интернет – гибридное средство, которое позволяет реализовать как традиционные, так и новые формы индивидуальной и массовой коммуникации.

Интеграция всех возможностей СМИ - это особенность компьютерных систем: они не создают принципиально  иной способ выражения информации, которого не было до сих пор, а создают  их электронные аналоги и интегрированные мультимедийные системы и мультивидийные продукты (М.Н. Пьяных).

Еще одна незаменимая  роль компьютерных технологий  –  интеграция различных источников информирования в единое информационное пространство. Интернет усиливает самоорганизацию общества.

Исследование обнаруживает возрастание субкультурных механизмов переработки предшествующего опыта  и социализации.

Субкультуpой называют культуpу относительно мелких  гpупп с собственными ноpмами,  нpавами и пpивычками,  неpедко пpотивоpечащими господствующим в  обществе.  Огромное влияние при этом имеют сpедства  инфоpмации,  в том числе и самих групп.

 

1.2. Цели, задачи, гипотезы исследования

 

Целью данного исследование является изучение места и роли Интернета в информационном пространстве подрастающего поколения России как нового социального феномена, определяющего образование, социализацию, жизнедеятельность детей, подростков, юношества.

Задачи исследования:

- изучение места интернета  среди других каналов информации  подростков;

- выявление специфики интернет-детей;

- изучение влияния  Интернета на информационно-коммуникативные  предпочтения подростков, их коммуникацию  с обществом;

- анализ социально-информационных  практик российских подростков  в контексте активных социальных  трансформаций, их динамики в результате развития интернета;

- прогнозирование развития  информационного пространства подростков;

- выработка рекомендаций, предложений правительственным  и общественным организациям  по вопросам совершенствования  информационно-образовательной среды подростков, создания каналов межпоколенческого взаимодействия.

В ходе данного  исследования:

а) определяется значимость интернет-каналов  в информационной среде российского подрастающего  поколения;

б) выявляется характер влияния  интернет-общения на коммуникацию подростков;

б) обнаруживаются особенности, недостатки и приоритеты развития данного  направления в контексте государственной  политики;

в) определяются точки  разломов во взаимодействии подрастающего  поколения и старших поколений  в информационном пространстве;

 г) выявляется динамика  развития информационного пространства  российских подростков, распространение  и влияния интернета в их  среде через сопоставление результатов  данного и  прошлых исследований;

д) проводится мониторинг глубинных процессов, связанных с влиянием интернета на информационное пространство подростков России, их социализацию и проявление социальной активности.

Результаты исследования также позволяют: а) уточнить образовательные  и социализирующие стратегии, связанные  с интернетом, б) выработать предложения по использованию интернета и других информационных каналов в социально значимых целях; в) определить эффективные пути  оптимизации взаимодействия подрастающего поколения и взрослой части общества в информационно-психологическом пространстве; г) скорректировать отношения руководителей заинтересованных государственных учреждений и ведомств, общественных организаций, педагогов, родителей к проблеме "дети – интернет - информационное пространство - общество", сформировать пакет предложений.

 

1.3. Объект и предмет исследования

Объектом исследования являются подростки и юношество 10-17 лет в их информационно-коммуникативных отношениях.

Предмет исследования – информационно-психологическое пространство подростков (система информационно-коммуникативных взаимодействий),  каналы получения и распространения социально значимой информации в новой ситуации массового перехода подрастающего поколения к интернету.

 

1.4. Обоснование выборочной совокупности

В соответствие с целями и задачами исследования, выборка  многоступенчатая, пропорциональная, квотная, гнездовая. В каждом регионе  участниками массового анкетирования стали школьники 10-17-летнего возраста, пропорционально основным социально-демографическим признакам, чтобы соблюдалась региональная выборочная совокупность. Были отобраны городские и сельские школы для проведения анкетного опроса, в которых респонденты представляют собой класс целиком или своеобразное "гнездо".

Выбраны основные регионы  в соответствии с федеральными округами, "типичные" для Российской Федерации.

Выборка учитывает пропорциональность по признакам: место проживания (большой  город, маленький город, поселок/село), пол, возраст (10-11, 12-14, 15-17 лет).

Репрезентация осуществлялась по четырем параметрам: пол, возрастные когорты (10–11 лет, 12–14 лет, 15–17 лет), тип населенного пункта (большой город, небольшой город, село), региональное распределение  в соответствие с делением на федеральные округа.

Выборка не включала характеристику респондентов по имущественному признаку, так как в ходе пилотных опросов выяснилось: а) большинство детей затрудняется ответить, каков доход их семьи; б) были отказы от заполнения анкеты, так как дети считали, что не могут без разрешения родителей давать подобную информацию.

 

 

 

 

Глава 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исследования были проведены  авторами с помощью комплекса  методов, способных раскрыть юного  человека как цельную и многогранную личность в многосторонних отношениях, как развивающуюся информационную систему.

Разрабатывая инструментарий и методику исследований, мы придерживались позиции о необходимости перехода от парадигмы "субъект – объект" к парадигме "субъект – субъект". Исходя из этого, подростки были сотворцами инструментария. От их лица было обращение к респондентам в анкете. Они, как правило, проводили массовые опросы – старшие с младшими. Как показала практика, именно такой диалог наиболее доверителен. Подростки и юношество также привлекались как эксперты от своего поколения для качественных методов анализа результатов исследований.

Социологический опрос охватил 1215 респондентов 10-17 лет из всех федеральных округов России и позволил выявить:

- источники и каналы, по которым подростки и юношество  получают информацию, их координацию  и субординацию, место среди них  Интернет-ресурсов;

- специфику подростков в зависимости от степени использования интернета;

- особенности российских  подростков и юношества как  субъектов информационно-коммуникативной  деятельности и фактора развития  информационно-психологического пространства, а также влияние информационно-коммуникативной деятельности на респондентов;

- особенности респондентов  как субъектов межпоколенческого  диалога.

Авторы ставили перед  собой следующие прикладные задачи:

- определить основные  коммуникационные каналы, которые  позволяют эффективно и с уважением к личности подростков доносить до них информацию, важную для полноценного развития;

- выявить коммуникационные  каналы, которые дадут подросткам  возможность высказать, а взрослым  – услышать мнение подрастающего  поколения по вопросам, важным для юных граждан и всего общества.

Современные социальные процессы характеризуются биографизацией и индивидуализацией личности и  социальных групп. Общестатистический социологический портрет подростков в их информационно-коммуникативных  отношениях недостаточен без качественного изучения, которое позволяет более детально описать данный процесс в динамике. Тем более, когда задачей исследования является выявление особенностей и разломов социально-коммуникативного взаимодействия подрастающего поколения и общества в новых информационных реалиях, определение путей оптимизации этого взаимодействия. 

 Метод глубинного интервью (50 респондентов согласно выборке) позволил получить неформализованную информацию качественного характера о влиянии интернета на современных российских подростков.

Дискурс-анализ позволил выявить речевые особенности, элементы субкультуры "интернет-детей". Для изучения были отобраны  70 текстов,  характеризующих личные речевые особенности подростков. В числе исследуемых объектов дискурсивного анализа: 50 текстов – ответов на открытые вопросы анкеты массового опроса, 10 текстов – транскриптов глубинных интервью, 10 текстов – общение в интернет-форумах, сообществах, анализ личных профайлов в социальных сетях. Данная методика позволила комплексно исследовать «дискурс российских подростков», определить, как с трансформацией общества изменяется подростковая жизнь в «оффлайн»- и «онлайн»- режимах. Дополнительно были исследованы аватары – графические изображения пользователей в социальных сетях.

Опрос экспертов (16 человек, представляющих различные группы специалистов) позволил: а) сопоставить данные, полученные от подростков и взрослых; б) получить дополнительную информацию о влиянии интернета на образование и социализацию подрастающего поколения; в) получить предложения по оптимизации сложившегося информационного пространства подростков в связи с влиянием новых информационных технологий.

Результаты качественного  анализа позволили выявить особенности  индивидуализации и биографизации  информационно-коммуникативных отношений  подростков в современном интернет-пространстве.

 

2.1. Сравнительная база исследования

Авторским коллективом  данной работы с 1990-х годов проводятся исследования информационно-психологического пространства ребенка в возрастном диапазоне 10-17 лет, которые позволяют выявить источники, каналы информации, их иерархию, а также многие другие аспекты взаимодействия информационно-психологического пространства  и подрастающего поколения.

 

Год

Название исследования

Количество опрошенных

Количество территорий

1998

Российские подростки в информационном пространстве

1013

34

2002

Правительство и юное гражданское  общество

1500

9

2005

Российские подростки в информационном пространстве

994

34

2007

Подростки в условиях коммуникативной  деятельности

440

39

2012

  Влияние интернета на российских  подростков и юношество в контексте   развития российского информационного  пространства

1215

38


Базовыми являются исследования 1998, 2005 и 2012  гг., которые проводились  с помощью единого инструментария и методик.

2.2. Основные результаты массового опроса

Исследование способом массового опроса (заполнение анкет) показало, что в поисках информации подростки в совокупности  используют  многообразный спектр коммуникационных источников и механизмов, образующих медиасреду.

Информация о работе Влияние интернета на российских подростков и юношества в контексте развития российского информационного пространства