Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:24, курсовая работа
Исследование этой проблемы становится особенно актуальным, если учесть резкое сокращение развивающих целенаправленных информационных потоков в адрес юной аудитории. Юные граждане России вынуждены находиться в ситуации информационного голода. Общество теряет возможность влияния на умы и сердца скептического молодого поколения, получающего информацию все более независимо в виртуальном мире, а это 26% населения страны. Подобно экологической катастрофе, информационный хаос может вызвать информационную катастрофу. Чтобы ее предотвратить, необходимы определенные усилия государства и гражданского общества, основанные на точном знании ситуации.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы
Концептуальный подход
Цели, задачи, гипотезы исследования
Объект и предмет исследования
1.4. Обоснование выборочной совокупности
Глава 2. Методика исследования
2.1. Сравнительная база исследования
2.2. Основные результаты массового опроса
Глава 3. Основные выводы по массовому опросу
Список используемой литературы
Приложение
Очень важную роль в структуре коммуникации играют каналы, связанные с общением и межличностными отношениями, в том числе виртуальными. Можно констатировать, что в последние три-четыре года дети России вступили в этап массового интернета. По данным опроса, 93,1% респондентов пользуются этим каналом коммуникации независимо от места проживания. Они оказывают влияние на оставшуюся в стороне от интернета часть сверстников.
Отчетливо прослеживается стремление подростков к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений. Кардинально новое явление – это то, что, благодаря открытой и всеобъемлющей информации в интернете, дети стали практически независимы от взрослых в получении интересующих их сведений.
Как показывают данные, у современных подростков значительное место в освоении социального опыта занимает спонтанное, неосознаваемое усвоение новой информации, особенно в условиях досуга, что мало учитывается при анализе информационно-коммуникативных взаимодействий подрастающего поколения. Это было выяснено с помощью разделения каналов информации и коммуникации на две сферы: досуговую и познавательную.
Чем занимаются подростки в свободное время?
В свободное от школьных
и других обязательных занятий время
подростки реализуют
Чтобы установить средства
и формы подобного информационн
Сравнение данных 2012 года
с результатами предыдущих опросов
позволяет определить изменения, связанные
с количеством интернет-
Прежде чем описать изменения в структуре досуга, важно сделать одну методологическую ремарку, касающуюся интерпретации полученных цифр. В анкетах 1998-2012 гг. подросткам задавался вопрос: "Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?" Далее предлагался список из 16 позиций, из которого респондент мог выбрать для ответа произвольное количество. Такое методическое решение приводит к результату, где смешиваются, с одной стороны, факты привычного проведения досуга, но с другой стороны, они отражают установки на приоритетное использование тех или иных досуговых форм. В частности, на это указывает следующее наблюдение. Среди подростков, отрицательно ответивших на вопрос "Пользуешься ли ты интернетом?", многие, отвечая на другие вопросы, косвенно признавали, что реально пользуются Всемирной Сетью. Например, 12,7% тех, кто якобы не пользуется интернетом, на вопрос: "Откуда ты узнаёшь о жизни сверстников?" ответили: "из интернета". Возможно, что это логическая ошибка. Однако мы склонны интерпретировать данный факт как, скорее, установочное, ценностное отношение подростков к интернету. Кто-то на словах отвергает интернет по каким-то личным соображениям, но реально обращается к нему. Поэтому речь следует вести о досуговых предпочтениях, как идеально предпочитаемых приоритетах, но не обязательно реализуемых на практике.
Обратимся теперь к полученным результатам. В 2012 году наблюдается существенное изменение досуговых предпочтений юных россиян (таблица 1). Если ранее первую строчку в таблице безоговорочно занимало телевидение (в 1998 году 76,7%, в 2005 году 74,2%), то в 2012 году телевидение уходит на вторую строчку (56,2%), уступая место общению с друзьями (68,5%). Следующие позиции занимают компьютерные игры (47,3%) и обмен информацией по интернету (46,7%). Увлекались компьютерными играми в 1998 г. 29,3%, в 2005 году – 44,9% (пятое место). Информационное общение благодаря интернету возросло существенно – почти в четыре раза по сравнению даже с 2005 г. (12,2%).
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?» (в % от числа опрошенных, возможно более одного ответа). Ранжировано по колонке "2012".
Формы досуга |
1998 |
2005 |
2012 | |
1 |
Проводят время с друзьями |
67,4 |
71,1 |
68,5 |
2 |
Смотрят телевизор |
76,7 |
74,2 |
56,2 |
3 |
Играют в компьютерные игры |
29,3 |
44,9 |
47,3 |
4 |
Обмениваются информацией по компьютерной сети |
5,3 |
12,2 |
46,7 |
5 |
Слушают магнитофон, проигрыватель, плеер |
69,6 |
55,4 |
34,9 |
6 |
Общаются по телефону |
33,1 |
43,7 |
34,3 |
7 |
Читают книги |
49,1 |
18,1 |
34,1 |
8 |
Путешествуют по компьютерной сети |
4,6 |
12,8 |
33,7 |
9 |
Общаются в кружке, секции, клубе, другом объединении |
36,6 |
30,1 |
33,6 |
10 |
Ходят в кино |
6,0 |
21,1 |
30,2 |
11 |
Проводят время с родителями или другими взрослыми |
27,6 |
25,4 |
29,1 |
12 |
Смотрят видеозаписи |
51,7 |
40,8 |
26,1 |
13 |
Встречаются со своей девочкой, своим мальчиком |
32,1 |
28,8 |
23,9 |
14 |
Читают газеты, журналы |
36,2 |
52,8 |
20,3 |
15 |
Слушают радио |
51,7 |
40,8 |
15,2 |
16 |
Ходят в театры, на концерты, в музеи |
15,6 |
15,0 |
13,2 |
Слушать магнитофон/проигрыватель/
Как видно из приведенных данных, за 14 лет с 1998 г. по 2012 г. в предпочтениях форм проведения досуга российских подростков произошли значимые изменения. Их иллюстрируют рисунки 2-3.
Рис. 2. Изменения в предпочтениях форм проведения досуга среди российских подростков с 1998 по 2005 гг.
Рис. 3. Изменения в предпочтениях форм проведения досуга среди российских подростков с 2005 по 2012 гг.
За семь лет с 2005 г. по 2012 г. в России примерно вдвое возрос доступ граждан к Интернету. Эти тенденции и нашли свое отражение в ответах подростков - как следствие, наблюдается рост значимости форм досуга, связанных с т.н. "новыми медиа" - компьютерной техникой и интернетом. Так, позиция "путешествую по компьютерной сети" выросла на 20,9%, поднявшись с 15-го на 8-е место, а позиция "обмениваюсь информацией по компьютерной сети" увеличилась ещё сильнее - на 34,5%, переместившись с 16-го места на 4-е. Данные тенденции иллюстрирует рис. 4.
Параллельно наблюдается снижение предпочтений традиционных средств массовой информации - печатных (бумажных) газет, журналов, а также радио и телевидения (см. рис. 5). Так, предпочтение телевизионных просмотров в 2012 году, хотя и занимает вторую строчку в приоритетах досуговых форм, снизилось по сравнению с 2005 годом на 18,0%. Предпочтение радиослушания снизилось на 25,6% (с 8-го на 15-е место), чтение газет и журналов - на 32,5% (с 4-го на 14-е место).
Рис. 4. Динамика роста досуговых предпочтений, связанных с новыми медиа, среди российских подростков 10-17 лет с 1998 по 2012 гг.
Рис. 5. Изменение досуговых предпочтений, связанных с традиционными СМИ, среди российских подростков 10-17 лет с 1998 по 2012 гг.
Менее притягательными стали и такие формы проведения досуга, как прослушивание аудиозаписи и просмотры видеозаписи и (см. рис. 6). В 1998 году первая из них привлекала 69,6%, занимая вторую позицию, то в 2012 году её отметили лишь 34,9% подростков, в результате чего она заняла 5- место. Просмотры видеозаписи в 1998 году занимали 4-место (51,7%), а в 2012 году оказались на 12-м месте (26,1%).
Рис. 6. Изменение предпочтений проведения досуга в форме прослушивания аудиозаписи и просмотра видеозаписи среди российских подростков 10-17 лет с 1998 по 2012 гг.
При этом предпочтения традиционных межличностных форм проведения досуга не претерпели столь кардинальных изменений (см. рис. 7). Изменения предпочтений за четырнадцать лет по таким позициям, как "провожу время с друзьями", "провожу время с родителями и другими взрослыми", "общаюсь в кружке, секции, клубе", лежат в пределах статистической ошибки. Обращают на себя внимание лишь две формы досуга, по которым наблюдались заметные изменения. Первая - "общаюсь по телефону" - продемонстрировала всплеск в 2005 году, после чего фактически вернулась на уровень 1998 года. Это, как было указано выше, мы склонны связывать со всплеском распространения мобильных телефонов у подростков, который наблюдался в России в середине нулевых годов. Вторая форма досуга - "встречаюсь со своей девочкой, своим мальчиком" - демонстрирует поступательное снижение с 1998-гго года по 2012 год. Оно заметно лишь на интервале в 14 лет, поскольку изменения по сравнению с 2005-м годом лежат в зоне статистической ошибки.
Приоритеты подростков в выборе тех или иных форм досуга в 2012 году в зависимости от места проживания представлены в таблице 2. Первые две позиции совпадают - и городские и сельские подростки предпочитают проводить время с друзьями и смотреть телевизор. Разница в процентах между двумя подгруппами лежит в пределах статистической ошибки. На третьей позиции у городских подростков располагается позиция "обмениваюсь информацией по компьютерной сети" (47,9%), на четвёртой - "играю в компьютерные игры" (46,7%). Последовательность среди сельских подростков иная: на третьем месте располагается позиция "играю в компьютерные игры" (48,8%), на четвёртом - "обмениваюсь информацией по компьютерной сети" (44,0%). Впрочем, различия между процентами ответов среди городских и сельских подростков также лежит в пределах статистической ошибки.
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?» между городскими и сельскими респондентами. (в % от числа опрошенных в группе, N=1215, возможно более одного ответа). Ранжировано по колонке "Город".
Формы досуга (2012 г.) |
Город |
Село | |
1 |
Проводят время с друзьями |
68,1 |
69,4 |
2 |
Смотрят телевизор |
55,5 |
57,7 |
3 |
Обмениваются информацией по компьютерной сети |
47,9 |
44,0 |
4 |
Играют в компьютерные игры |
46,7 |
48,8 |
5 |
Путешествуют по компьютерной сети |
37,1 |
25,8 |
6 |
Слушают магнитофон, проигрыватель, плеер |
35,7 |
33,1 |
7 |
Общаются в кружке, секции, клубе, другом объединении |
35,5 |
29,0 |
8 |
Общаются по телефону |
35,0 |
32,7 |
9 |
Читают книги |
33,6 |
35,1 |
10 |
Ходят в кино |
30,5 |
29,4 |
11 |
Проводят время с родителями или другими взрослыми |
30,3 |
26,2 |
12 |
Смотрят видеозаписи |
26,0 |
26,2 |
13 |
Встречаются со своей девочкой, своим мальчиком |
23,6 |
24,6 |
14 |
Читают газеты, журналы |
21,2 |
18,1 |
15 |
Слушают радио |
16,2 |
12,9 |
16 |
Ходят в театры, на концерты, в музеи |
12,2 |
15,3 |
17 |
Другое |
9,5 |
14,5 |